ТЕМА 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1

1. Теории личности как основа психодиагностики

2. Основные концепции диагностирования личности

3. Подходы к понятию "свойства личности"

4. Биографические методы и оценка среды

Список литературы:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия. - М.: Апрель-Пресс, 2001

2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - К,1989.

5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования личности. — Киев: 0-во Знание УССР, 1982. — 17с

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.

8. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности, в кн. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. - Л.,1983. - С.62-81

9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с. 

10. Общая психодиагностика.- М.,1987, - 304 с.

11. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.

12. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.

13. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.

14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

 

1. Теории личности как основа психодиагностики. Два подхода к диагностике личности. Традиционная модель. Деятельность как опосредствующий процесс в отношениях субъект – среда.

Номотетический и идеографический подходы и их особенности. Идеографический подход ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (т. е. Личность) должен быть представлен как уникальный феномен. Номотетической исследование ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются при помощи экспериментальных процедур. Между ними не существует противоречия: психология должна стремиться выделить общие законы и они должны быть адаптированы для конкретных ситуаций.

Традиционная психодиагностика при определении трех групп переменных: требований среды Т, свойств личности Л и деятельности Д исходит из следующей схемы линейных отношений Т-Л-Д и определяет личность как функцию отношений Т-Д. Но именно деятельность выступает как опосредствующий процесс, в котором реализуются отношения S-O (субъектно-объектные отношения). В психодиагностике мы должны учитывать 3 вида деятельности: деятельность восприятия (чувственное отражение реальной действительности), внутреннюю предметную деятельность (процесс переработки информации, включая мотивационный компонент) и практическую предметную деятельность. Поэтому схема будет выглядеть иначе Т-Д-Л. Нужно идти не от структуры личности к деятельности, а от деятельности к структуре личности.

2. Основные концепции диагностирования личности. Методологические требования к процессу психодиагностики. Основные требования к диагностике личности.

Операциональный подход заключается в установлении формальных критериев ценности и пригодности метода, причем не важно, что он измеряет и от каких условий зависит.

Концепция изолированных свойств рассматривает личность как сумму свойств и выдвигает требование создания инструментария для их определения.

Структурный подход (или теория личностных черт) основан на предположениях об относительном постоянстве основных свойств личности и их заданности от рождения. Общество лишь стимулирует, а не детерминирует их проявление. Личность описывается как то, что предсказывает поведение человека в данной ситуации. Кеттелл сформулировал 16 первичных свойств или личностных черт, а так же 12 патологических черт. Айзенк различал три фактора более высокого порядка, образующих черты более высокого уровня. Главным при создании опросников были практические нужды (легкость применения, удобство подсчета), теория же учитывалась во вторую очередь.

Теория научения рассматривает личность как совокупность наблюдаемого поведения и не имеет теории личности. Разработаны методики изучения отдельных видов поведения и влияния отдельных обстоятельств, перечни ситуаций и стимулов, вызывающих тревогу.

Психодинамическое направление. Диагностика, используемая этим направлением, опирается на изучение развития личности, ее строения, анализ защитных механизмов и патологию. Некоторые конструкты могут быть оценены объективно, что дает возможность проверить с помощью тестов отдельные положения данного подхода. Психоанализу не свойственна психометрическая традиция. Психоаналитическая диагностика – часть процесса взаимодействия аналитика и клиента. Материалы тестов используются в качестве дополнительных средств ведения беседы, а не в качестве средств выявления значений личностных характеристик. 

Концепция взаимосвязи личности и среды в определение предмета психодиагностики включает отношения между объектом и субъектом. Но дуализм “личность – среда” ведет к развитию моделей противоречия, равновесия, приспособления и противопоставления индивида и общества, где поведенческий акт-способ разрешения противоречия путем принятия или отрицания среды.

Феноменологический подход. С позиций этого подхода личность уникальна и несравнима с другими. Это направление часто отказывается от объективных методов и разрабатывает свои собственные методы. Среди них: личностные конструкты Келли, Оценка саморазвития Вини, определение “линии жизни”, событийный метод. С помощью этих методов можно описать особенности личности или сделать относительно нее прогнозы, которые не оцениваются обычными психометрическими методами.

Деятельностный подход исходит из анализа деятельности, ее объективных структур, релевантных требованиям общества, раскрывая психологическую структуру деятельности и механизмы ее регуляции. На его основе выдвигаются следующие требования: измерять не только результат, но и процесс изменений; включение объективных требований деятельности в психодиагностику, приближение тестовых заданий к реальной жизни.

3. Подходы к понятию “свойство личности”. Свойство как отношение, осознанность и степень генерализации. Степень выраженности и устойчивости свойств.

Центральным понятием в психодиагностике личности является понятие черты или свойства личности. Большинство опросников как правило выявляют личностные свойства или черты. Свойство личности – это описательная переменная, фиксирующая интегральную, диспозициональную стратегию поведения человека. Оно складывается под действием биологического, социального, поведенческого уровней регуляции поведения личности.

В психодиагностике существует 3 подхода к пониманию свойств или черт личности:

Гипотеза идентичности, рассматривающая психологические свойства как свойства поведения приводящая к формуле S-R.(стимул - реакция)

Гипотеза абстракции рассматривает свойства как абстракции способов поведения. “Свойство- это любое выявленное с помощью психодиагностической методики качество, которым один индивид отличается от другого”.

Гипотеза диспозиции рассматривает психические свойства как причины поведения, “биофизические сущности, которые детерминируют поведение”.

Деятельностный подход рассматривает свойство через отношение “личность – среда”. Ананьев: “Свойство - личности – субъективное отношение к обществу, к людям, к самому себе, реализующееся в поведении”. Уровень психической регуляции зависит от осознанности психических свойств. Некоторые свойства проявляют себя в качестве компонентов регуляции действий в разных сферах деятельности, некоторые - в узко ограниченной сфере, связанной с определенной деятельностью. Трудности в определении свойств связаны с их ситуативностью и степенью устойчивости.

Биографические опросники

      В настоящее время все больше внимания уделяется использованию истории жизни человека. Биографические опросники позволяют получить информацию, когда нельзя провести интервью или как подготовка к нему. В боле разработанных формах могут определять и тип личности, но необходима оценка нагрузки вопросов по изучаемому фактору и т.д. Биографические опросники – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Известны биографические опросники, которые включают в себя вопросы из опросников интересов. По мнению А. Анастази, они оказались валидными для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. В психодиагностике Б.о. позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов, используемых в психодиагностическом обследовании.  

  

Дата: 2018-11-18, просмотров: 723.