ТЕМА 11.  ПСИХОДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
    1. Темперамент как динамическая система
    2. Факторные теории темперамента
    3. Развитие темперамента в онтогенезе
    4. Темперамент и личность.
    5. Методы диагностики темперамента.

  

Список литературы:

          1.Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. - М.,1982

          2.Руссалов В.М."О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека" // ВП/1,1985.

          3.Общая психодиагностика. - М., 2002,с.117-122

          4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

Темперамент как динамическая система

Для темперамента показательна, во-первых, сила нервных процессов. Важно и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости. Психические процессы одинаковой силы и интенсивности могут вызвать разное напряжение у разных людей или у одного и того же человека в разных ситуациях.

Характеристикой темперамента является скорость протекания психических процессов. К скоростным характеристикам относятся также темп и ритм. Темп зависит не только от скорости протекания реакции, но и от промежутков между ними. Ритм может быть не только силовым, но и временным.

2. Факторные теории темперамента. Теория Хейманса и Вирсли, Гилфорд, Лоуэлл,  Терстоуна.

Хейманс и Вирсли выделили 3 биполярных характеристики темперамента:

1. эмоциональность – неадекватная эмоциональность.

2. активность – пассивность.

3. первичная функция – вторичная функции (сильная и быстро угасающая реакция – слабая, но устойчивая реакция).

На основе этих трех характеристик с помощью фактороного анализа удалось выделить 8 типов темперамента.

Эмоциональность Активность Функция Тип темперамента
+ + 1 Сангвиник
+ + 2 Флегматик
- + 1 Холерик
- + 2 Увлекающийся
+ - 1 Аморфный
+ - 2 Апатичный
- - 1 Нервный
- - 2 Сентиментальный

Английский психолог Берт на основе 11 эмоций, выделенных Мак-Дауголом с помощью факторного анализа, выделил 3 фактора темперамента: общая эмоциональность, стенические – астенические эмоции, положительные – отрицательные эмоции.

Гилфорд создал 13 – факторную теорию темперамента. По его мнению, факторы не связаны с интеллектуальными способностями и не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта. Среди факторов можно назвать: общая активность, доминантность, мужество, спокойствие, рефлексивность и т.д.

Ученица Гилфорда К. Лоуэлл выделила 4 фактора 2 порядка: вспыльчивость, реализм, эмоциональность, адаптации. Но, к сожалению, нет методов диагностики этих факторов. Терстоун на основе теории Гилфорда выделил 7 факторов второго порядка: активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социабильность, рефлексивность.

Согласно этим теориям, диагностика темперамента заключается в выявлении значений этих факторов и построении профиля. Но в этих концепциях ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о взаимном влиянии факторов, об основных механизмах лежащих в их основе. 

 3. Развитие темперамента в онтогенезе.

В развитии темперамента можно выделить три закономерности:     

1. тип темперамента мы рассматриваем как генотип, хотя некоторые свойства темперамента проявляются не сразу после рождения, существует закономерный процесс, развертывания темперамента.

- Длительность крика;

- Интенсивность сосания;

- Появление импульсивности в 2 года;

- Появление агрессивности в 3 года.

2. в результате социальных условий и воздействий воспитания некоторые свойства темперамента изменяются по своей величине,

3. изменение структуры темперамента обусловлены изменениями во взаимосвязи свойств, определяющими приспособительной функцией.

Темперамент и личность.

Говоря о соотношении темперамента и личности, следует отметить, что темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют прямое отношение к природной основе способностей к тому, что называется задатками. Взаимоотношение темперамента и личности имеют несколько аспектов:

1. свойства темперамента в целом, определяя способ воспитания ребенка опосредованно влияют на образование отдельных познавательных структур и мотивов поведения.

2. темперамент модифицирует воспитательные воздействия.

3. свойства темперамента могут быть благоприятными (или нет) для формирования отдельных черт личности через предпочтение ситуаций и действий.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 73.