ТЕМА 12 . ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Эмоции как предмет психодиагностики
  2. Теории эмоций.
  3. Психодиагностика эмоциональных состояний.

                                                                                                                

Список литературы:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М,1984, с49-76
  3. Данилова Н.Н. Эмоциональное состояние: механизмы и диагностика. – М, 1985
  4. Додонов В.И. Эмоция как ценность. - М.,1978,с.23-126, с.206-270
  5. Изард К. Эмоции человека. – СПб: Питер,1999.
  6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.,1984
  7. Общая психодиагностика, М.,1987,с.155-178
  8. Сосновикова Ю.Б. Психическое состояние человека, их классификация и диагностика. - Горький,1975
  9. Практикум по общей и экспериментальной психологии/ Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1987. – 225с.
  10. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: МГУ, 1984.
  11. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. – М.: МГУ, 1992.
  12.  Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: МГУ, 1990.
  13. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
  14. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: МПА, 1995.
  15. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
  16. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
  17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.,1976,т.1-2

1. Эмоции как предмет психодиагностики. Определение эмоций, виды эмоций и их характеристика.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы,
протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и
внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоции является их субъективность.

Эмоции - это очень сложные психологические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции- это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоции является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко
выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо
конкретным объектам. Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

2.  Теории эмоций. Теории Джеймса и Ланге, Кеннона – Барда, Шехтера, Изарда, Симонова, Додонова.

В 1884 году Джеймс и независимо от него Ланге. Авторы считали, что именно органические изменения являются первопричиной эмоций (Боится, потому что дрожит). Именно поэтому теория называлась психоорганическая теория эмоций. В процессе возникновение эмоции они представляли следующим образом: под действием внешних стимулов происходит характерные для эмоций изменения в организме и лишь, потом как их следствие возникает сама эмоция.

Вторая теория Кеннона – Барда она тоже относится к физиологическим теориям, поскольку под воздействием внешнего стимула происходит переработка нервных импульсов поступающих от рецепторов в ЦНС с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга и к другим органам тела и как следствие возникает эмоциональная реакция и органические изменения одновременно.

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы: мышление и сознание. С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Его теория называется когнетивно - физиологическая. На возникновение эмоционального состояния помимо восприятия стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка ситуации.

Изард назвал свою теорию - «теория дифференциальных эмоций». Каждая эмоция имеет свой механизм функционирования.. На основе своей теории Изард создал методику, позволяющую оценить следующие виды эмоций: интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

У Симонова «информационная теория эмоций» - эмоции положительны в том случае, чем меньше дефицит информации и наоборот. Методик диагностических по данной теории нет.

Также есть теория Б.И. Додонова «эмоции как ценность». По мнению Додонова, эмоция – это самостоятельная единица, которая характеризует то или иное поведение. Выделил 10 типов эмоций: альтруистический, коммуникативный, праксический, гностический, романтический, пугнический, эстетический, глорический, акизитивный, гедонистический. Предложил методику диагностики данных типов эмоциональных переживаний.

  1. Психодиагностика эмоциональных состояний.

Методы диагностики эмоций можно разделить на две группы: основанные на теориях эмоций и методы выявления отдельных эмоций. К первым можно отнести методику Додонова, выявляющую 10 эмоциональных типов переживания (смотрите выше). Методика Изарда основана на его теории дифференциальных эмоций, позволяющая диагностировать 10 типов эмоций и на их основе определить коэффициент самочувствия.

Методики второй группы направлены на выявление стрессоустойчивости, уровня эмоциональной напряженности, на определение особенностей настроения «САН» - самочувствие, активность, настроение, которую разработали Доскин, Лаврентьева в 1973 году. Также сюда можно отнести «методику оценки настроения». К этой группе методик относится тест Айзенка «Самооценка психических состояний», которая выявляет 4 шкалы: тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность.





Дата: 2018-11-18, просмотров: 714.