Лекция 2. Проблема достоверности личностных опросников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Личностные опросники и их оценка

2. Стратегии составления личностных опросников.

3. Проблема изменчивости ответов.

4. Психометрический парадокс.

   

Список литературы:

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия. - М.: Апрель-Пресс, 2001
  2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - К,1989.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования личности. — Киев: 0-во Знание УССР, 1982. — 17с
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.
  8. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности, в кн. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. - Л.,1983. - С.62-81
  9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с.
  10. Общая психодиагностика.- М., 2002, - 304 с.
  11. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
  12. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
  13. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

 

1. Личностные опросники и их оценка. Общая характеристика личностных опросников. Классификация личностных опросников и их диагностическая направленность.

Главная цель опросников – выявление черты или свойства личности. Личностные опросники  внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько сотен (например, ММР I состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:

• опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла); • опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка); • опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); • опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

• опросники ценностей (например, опросник Д. Супера); • опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

• опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла); • опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, ММРI).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при групповом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъявление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.

Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.

2. Стратегии составления личностных опросников. Эмпирический и факторный метод разработки опросников.

Обычно каждую черту выявляет определенный набор вопросов (или пунктов). Стратегии их составления могут быть различными. В эмпирическом подходе для ответов устанавливаются эмпирические корреляты поведения (ММРI). Основой конструирования является критериально-ключевой принцип. В отличие от опросников факторных, создание  эмпирических опросников осуществляется путем поиска заданий, дискриминирующих контрольные группы испытуемых, подобранные на основе критерия, имеющего отношение к тестируемому поведению или свойству личности.  

Стратегия, основанная на факторном методе, позволяет выделить первичные основные свойства личности. Выделяют 2 вида факторных опросников – типологические (Айзенг EPQ) и опросники черт личности(16PF). Основой конструирования данных опросников является факторно- аналитический принцип. В отличие от опросников эмпирических, в них содержатся задания, которые наиболее тесно связаны с некоторым указанным фактором (факторами). Возможен и другой вариант: в ходе разработки опросника очерчивается круг заданий, объединенных некоторым общим фактором или факторами, содержание которых может быть определено позднее. В окончательный вариант опросника входят только те задания, которые непосредственно связаны с общим фактором.

3. Проблема изменчивости ответов. Модель понимания вопросов Голдберга.

Личностные опросники удобны в обработке, требуют минимум времени, но как уже говорилось выше имеют ряд недостатков. Существует еще важная проблема: изменчивость ответов. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что от 11 – 35 % испытуемых изменяют свои ответы при повторном тестировании. Этот значительный показатель изменчивости говорит о недостаточной ретестовой надежности опросника.

Одним из первых исследований, обращенных к анализу изменчивости ответов, была работа Л. Голдберга. Он создал теоретическую модель, описывающую процессы, происходящие при ответе испытуемого на вопросы. Модель связывает изменчивость ответов с неясностью вопроса и предоставляет возможность определить степень этой неясности. Основной элемент модели — личностная черта, образующая некоторый психологический континуум. При этом допускается, что каждый человек имеет свое место на континууме черты. Модель построена по отношению к так называемым монотонным вопросам, касающимся данной черты. Предполагается, что испытуемый, отвечая на вопрос:

1) представляет континуум черты, т. е. признает существование различной интенсивности, степени выраженности той или иной черты у разных людей; 2) понимает так называемую границу вопроса на континууме черты, т. е. испытуемый определяет такую точку на континууме, что направо от нее располагается ответ «да», налево — «нет»; 3) отдает себе отчет в том, какое место он занимает на континууме, т. е. подразумевается, что испытуемый понимает, в какой степени он как личность обладает определенной психологической характеристикой; 4) отвечает «да», когда определяет свое место на континууме вправо от границы вопроса, и «нет» — в противоположном случае. Изменчивость ответа означает, что не удовлетворяется одно из вышеуказанных условий, наиболее существенные из которых —  2-е и 3-е, ибо 2-е условие соответствует в модели понятию неясности вопроса, а 3-е —трудности вопроса.

4. Психометрический парадокс. Виды психометрического парадокса.

Психометрический парадокс - явление, возникающее при использовании опросников личностных; его сущность состоит в том, что вопросы (утверждения), имеющие высокий показатель дискриминативности, являются неустойчивыми по отношению к повторяемости результата и. наоборот, стабильность ответа часто отмечается у тех вопросов, которые обладают низкой дискриминативностью. П. п. не может быть объяснен без психологического анализа процесса формирования ответов на вопросы личностных опросников. Согласно М. Новаковской вопросы, оставаясь формально неизменными, подвержены семантическим
(психологическим) преобразованиям как в плане интериндивидуальном, так и интраиндивидуальном. Интериндивидуальная изменчивость обусловлена двумя причинами: различия в выраженности измеряемой черты (свойства) у разных обследуемых и различия в понимании значения вопросов. Интраиндивидуальная изменчивость обусловлена вариабельностью значения, трудностью принятия решения об ответе. Для психологической интерпретации П. п. М. Новаковская предлагает различать три детерминанты ответов: выраженность черты у обследуемого: значение, придаваемое вопросу; степень легкости
принятия решения об ответе. Она подчеркивает также необходимость отличать вопросы однозначные от многозначных, которые в известном смысле могут быть уподоблены проективным стимулам. М. Новаковская предлагает различать два вида П. п. — типа А (трудно принять решение об ответе) и типа В (при однозначных вопросах).



Дата: 2018-11-18, просмотров: 705.