ТЕМА 6. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие о проекции

2. Теоретическое обоснование проективного подхода к личности

3. Проективные методы как способ выявления бессознательного

4. Проективный метод в психологии

5. Виды проективных методов.

Список литературы:

  1. Беллак Л., Беллак С. С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Пер. с англ. — Киев: ПАН Лтд, 1995.
  2. Беспалько И. Г., Гильяшева И.Н. Проективные методы//Кабанов М. Н., Личко А.Р., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина,1983.— С. 116-144.
  3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. — Киев: Здоров'я, 1986.—280с.
  1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
  2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – К., 1997.
  3. Плишко Н. К. Особенности сенсомоторных реакций при изменении эмоционального состояния//Диагностика психических состояний в норме и патологии. — Л.: Медицина, 1980.—С. 126-134.
  4. Плишко Н. К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния / /Там же. — С. 135-140.
  5. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. —М.: Дидакт, 1992.
  6. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Практическое руководство. – СПБ.: Речь, 2002. – 104 с.
  7. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. – СПб.: Речь, 2002. – 32 с.
  8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.; Изд-во Моск. ун-та, 1980.—176с.
  9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  10. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.—157с.
  11. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии.— Л.: НИИ психоневрологии. 1980.—С. 110-114

 

1. Понятие проекции. Проекция как психологический феномен. Классическая и атрибутивная проекция. Виды проекции по Д.Холмсу.

Понятие проекции принадлежит З.Фрейду (1894) и рассматривалась как один из защитных механизмов. Процесс конфликта переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим. Такая проекция получила название “ классической проекции”. Собственное видение предметов и явлений окружающей действительности, при котором на других людей проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности получило название “атрибутивной проекции”. Детерминированность восприятия актуальными потребностями человека названа “аутестической проекцией”. В рационализированной проекции субъект осведомлен относительно своих нежелательных черт, но всегда находит оправдание. Д. Холмс предложил два основания для классификации проекции: наличие проецируемой черты и осознание проецируемого.

Осознание субъектом проецируемой черты Наличие у субъекта проецируемой черты Отсутствие у субъекта проецируемой черты
Субъект не осознает собственную черту Симилятивная проекция Проекция Панглоса или Кассандры
Субъект осознает собственную черту Атрибутивная проекция Комплементарная проекция

 

2. Теоретические обоснования проективного подхода к диагностике личности. Активность и личностный характер восприятия.

В рамках классического психоанализа считалось, что слабоструктурированные стимулы проективных методик ослабляли или основательно нарушали “вторичные” процессы (мышление, восприятие), ориентированные на реальность.

Гештальтпсихология исходит из того, что проективный стимул допускает множество толкований, способствуя максимальному проявлению личностных особенностей в восприятии. Тем не менее, особенности перцептивной организации оказывают влияние на ответы испытуемых. Это выражается в следующих законах:

1. Закон удовлетворительного продолжения (сглаживание стимула, отбрасывание мелких деталей);

2. Закон подобия (группировка стимулов);

3. Закон целостности (стремление к завершению фигуры, создание целого);

4. Закон близости (формирование образов из похожих стимулов);

5. Закон симметрии (группировка симметричных деталей).

Американское направление “Новый взгляд”, переосмысливая традиционное понимание восприятия, в качестве источника его активности рассматривает личность. Различают два вида детерминант восприятия: аутохтонные (присущие перцептивной организации индивида) и поведенческие (мотивация, черты личности и т.д.). Ограничение влияния аутохтонных факторов вследствие применения слабоструктурированных стимулов облегчает проявление поведенческих. Механизм, опосредующий влияние личностных факторов на восприятие называется “гипотезой”. Ее важнейшей характеристикой является сила, определяющая вероятность возникновения гипотезы и количество информации, необходимой для ее опровержения.

Изучение механизмов контроля и когнитивных стилей привело к постановке вопроса о детерминированности проективной продукции индивидуальной стратегией познания. Ответ испытуемого понимается как итог сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино когнитивные и аффективные особенности личности.

Согласно теории установки, при интерпретации слабоструктурированного стимула возникает установка восприятия, которая может вступать в связь с прошлым опытом человека. Таким образом, проявляются особенности и мотивы личности.

В рамках теории деятельности Е.Т.Соколова опирается на понятие личностных смыслов и соответствующей деятельности субъекта, направленной на их поиск или сокрытие. Л.Ф. Бурлачук в качестве основополагающего принципа рассматривает представление об активности восприятия и его личностном характере. В любом перцептивном действии выступает личностное отношение человека, отражается вся его жизнь. Увеличение неопределенности побуждает субъекта к активизации деятельности, актуализации прошлого опыта, проецированию присущего нам способа разрешения ситуации.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 205.