Разработка нормативно-целевого бюджета затрат и его увязка с бюджетом производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из инструментов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД», является реализация процессного подхода к управлению затратами, что требует внедрения нормативно-целевых бюджетов затрат, подразумевающих определение их величины на основе нормативов по минимально допустимому техническому и технологическому уровню.

Общие принципы и порядок формирования филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям определены в «Концепции внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 02 декабря 2013 г. № 2648р.

В соответствии с указанным документом формирование нормативно-целевых бюджетов затрат включает следующие этапы:

1. Определение предельного уровня затрат в целом по Компании.

2. Определение целевых параметров затрат по филиалам.

3. Формирование целевых параметров по региональным дирекциям.

4. Расчет нормативно-целевых бюджетов затрат по структурным подразделениям.

5. Взаимоувязывание целевых параметров с нормативно-целевыми бюджетами затрат (в том числе обоснование корректировки целевых параметров). На данном этапе нормативно-целевые бюджеты становятся обоснованием размеров «права» структурных подразделений на объемы финансирования обычных видов деятельности, либо, в случае необходимости, основанием для корректировки целевых параметров затрат.

Формирование целевых параметров и бюджетов затрат осуществляется в соответствии с Регламентом формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов Холдинга «РЖД» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 02.12.2013г. № 2684р[1]).

Предельная величина затрат в целом по Компании определяется на основании параметров бюджета производства (в первую очередь, изменения объемов перевозок) с учетом индексации тарифов, инфляции, доли зависящих затрат, сложившейся базы предыдущего периода и других параметров. Зависимость показателей бюджета затрат от параметров бюджета производства обусловлена зависимостью трудовых, материальных и, как следствие, финансовых затрат от объема производства.

Целевые параметры затрат по филиалам определяются исходя из базовых факторов и ограничений внешней и внутренней среды.

С целью формирования нормативно-целевых бюджетов затрат на уровне структурных подразделений филиала показатели бюджета производства декомпозируются до измерителей по статьям затрат и производственным операциям, целевые параметры бюджета затрат – до, соответственно, затрат по статьям и производственным операциям. Связующим звеном между измерителями по производственным операциям и затратами по ним выступают нормы расхода соответствующих ресурсов и плановые цены.

Таким образом, в рамках нормативно-целевого бюджета затрат формализованы взаимосвязи:

- целевых параметров бюджетов производства и затрат;

- производственных планов по операциям;

- норм расхода ресурсов;

- плановых цен;

- ненормируемых прямых и косвенных затрат.

Нормированию подлежат не все статьи затрат.

Принципиально, с точки зрения нормативно-целевого бюджета затрат, выделяются:

1. прямые затраты

1.1 условно-переменные

1.1.1 нормируемые статьи затрат

1.1.1.1 нормативные затраты

1.1.1.2 отклонения

1.1.2 расчетные на измеритель затраты

1.2 условно-постоянные

 

2. косвенные затраты

2.1 условно-переменные

2.1.1 нормируемые статьи затрат

2.1.1.1 нормативные затраты

2.1.1.2 отклонения

2.1.2 расчетные на измеритель затраты

2.2 условно-постоянные.

На указанные категории разделены все статьи, по которым осуществляется отражение затрат по перевозочным видам деятельности. При этом по каждому филиалу производственного блока выделены и закреплены в виде отдельного справочника наиболее существенные статьи затрат, определенные по принципу 80/20, то есть 20% статей затрат, формирующие 80% общей величины прямых затрат (без учета амортизации).

По выделенным статьям осуществляется пооперационный расчет нормативных затрат.

Закрепленные статьи затрат, по которым действует нормативная база (нормы времени, нормы расхода материально-технических, топливно-энергетических ресурсов и т.п.), подлежат включению в нормативно-целевой бюджет затрат в виде расчета нормативных затрат по производственным операциям (НЗПП) как произведение планового измерителя (И), соответствующей нормы расхода (НР) и плановой цены (Ц):

НЗПП = И*НР*Ц.

Для обеспечения включения нормативных затрат по закрепленным статьям затрат в целевые параметры бюджетов, предусмотрен следующий подход.

Целевые параметры бюджета затрат, которые формируются в автоматизированной системе бухгалтерского учета (АСБУ) в детализации по видам деятельности и элементам затрат, подлежат дальнейшей детализации на прямые и косвенные, условно-переменные и условно-постоянные и т.д.

Косвенные затраты сначала формируются в целом по филиалу, а затем, через процент затрат, относимых на перевозочные виды деятельности, определяются затраты, отнесенные на перевозки.

Итоговая величина сформированных прямых и косвенных затрат должна соответствовать установленному целевому параметру в АСБУ по соответствующему виду деятельности и элементу затрат.

Таким образом, применение нормативно-целевого бюджета затрат обеспечивает взаимоувязывание показателей бюджета производства с бюджетом затрат, обоснование стоимостной оценки производственных показателей и формирование ответственности подразделений за невыполнение соответствующих параметров.

В процессе анализа исполнения нормативно-целевого бюджета затрат, прежде всего, уделяется внимание следующим группам базовых факторов:

- объемные (выполнение параметров наряд-заказов);

- расходный (соответствие использования ресурсов в натуральном выражении нормативному расходу):

- ценовой (соответствие фактических цен списания в производство плановым).

Косвенные расходы анализируются отдельно. При этом рассматривается соответствие их фактической величины плановой и корректность планового распределения косвенных затрат между видами деятельности.

Соответствие нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям целевым параметрам в процессе планирования обеспечивается за счет оптимизации расчетных затрат филиалов. Указанная оптимизация подразумевает, что запланированная величина затрат филиала не превышает целевые параметры бюджета затрат, и, при этом, полностью обеспечивает выполнение производственной программы и соответствие технологическим требованиям и требованиям безопасности движения.

При разработке мероприятий по оптимизации затрат в первую очередь рассматриваются затраты, не относящиеся к категории «нормативные». То же относится к так называемым «защищенным» статьям, в частности, к налогам и сборам.

В результате выявления затрат, возможных к оптимизации, непроизводительных потерь, а также затрат, обоснованно требующих дополнительного финансирования, осуществляется корректировка целевых параметров.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 586.