Понятие учёта и отчётности предприятия
Составной частью процесса управления предприятием является учет и контроль состояния объекта с точки зрения промежуточных или конечных результатов, которыми оценивается степень достижения целей.
Учёт – это вид деятельности, предметом которой является информация. Учёт предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях.
Информация (один из видов производственных ресурсов) – некоторые сведения, совокупность каких либо данных, знаний. Экономическая (технико-экономическая) информация – это:
1. Данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении.
2. Один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах.
Информационное обеспечение (информационная база) - обеспечение информацией управления, данные необходимые для решения задач управления.
Общая цель всех видов учёта – упорядочение информационных потоков для эффективного их использования в управленческих решениях и сохранения информации для архива.
Учет создает возможность реального осуществления на предприятиях контроля за ходом производства и его результатами
Отчетность предприятия – официальные документы, содержащие определенные сведения о работе предприятия, учреждения или организации.
Отчёты могут быть регулярными и специальными. К регулярным отчётам относятся такие отчёты, как ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Специальные отчёты – это дополнение к регулярным отчётам. Специальные отчёты составляются на основе длительного наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными операциями
Отчетность основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный (оперативный) учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, проводимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемы первичным учетным документом. Цель первичного учета состоит в обеспечении контроля и оперативного управления производством. Оперативный (оперативно-технический учет) охватывает преимущественно те явления, которые не получают отражения в статистическом и бухгалтерском учете.
Основными принципами первичного учёта оперативной информации являются качественные характеристики этой информации и принципы её учёта. Основное требование к учётной информации – это её полезность для принятия решений различными группами пользователей.
Полезность информации определяется специальными характеристиками:
1. Ясность. Ясность информации вытекает из её точности. Информация должна быть понятной для пользователя.
2. Уместность. Информация должна относиться к делу, влиять на решения пользователя, помогать в оценке разновременных ситуаций.
3. Содержательность. Информация должна относиться к определённому экономическому явлению, быть необходимой и достаточной для восприятия этого явления.
4. Существенность. Информация является существенной, если её отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя.
5. Своевременность. Значимая информация должна без задержки включаться в оперативный анализ и отчётность.
6. Полнота отражения. Информация должна отражать все стороны исследуемого объекта.
7. Логичность. Информация должна строиться по законам логики.
8. Достоверность. Информация является достоверной, если она не содержит существенных ошибок, правдиво отражает явления и процессы, происходящие на предприятии.
Виды отчётности предприятии
В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки в экономической практике используются различные виды отчётности: финансовая (бухгалтерская), статистическая, налоговая.
1. Статистическая отчётность ¾ это форма государственного статистического наблюдения, при которой соответствующие органы получают от предприятий (организации и учреждений) необходимые им сведения в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов) за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых данных. По периодичности отчетность делится на периодическую и единовременную. Периодическая отчетность подразделяется на текущую и годовую. Государственная отчетность может быть представлена в электронном виде и на бумажном носителе.
Источником статистической информации, представляемой по формам государственной статистической отчетности юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, а также официальные учетные данные, содержащиеся в реестрах, актах и других документах, ведущиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также данные внутреннего управленческого учета или специально организуемой для целей формирования первичных статистических данных регистрации событий производственно-хозяйственной жизни.
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.
2 . Финансовая (бухгалтерская) отчётность представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Бухгалтерская отчетность состоит из ряда форм, список которых содержится в Приказе Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2.07.2010 N 66н (с последующими изменениями). Данным приказом также утверждены рекомендованные формы бухгалтерской отчетности. «Рекомендованные» в данном случае означает, что организация не обязана их применять, а имеет право разработать собственные формы.
Представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в составе обязательной отчетности обязаны:
- юридические лица, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- юридические лица, применяющие общую систему налогообложения (ОСН).
На индивидуальных предпринимателей обязанность составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность не распространяется.
Согласно вышеупомянутому Приказу, бухгалтерская отчетность включает в себя:
- "Бухгалтерский баланс";
- "Отчет о прибылях и убытках";
- "Отчет об изменениях капитала";
- "Отчет о движении денежных средств";
- "Приложение к бухгалтерскому балансу";
- "Отчет о целевом использовании полученных средств"
Кроме указанных форм, в состав бухгалтерской отчетности включается пояснительная записка, составляемая в произвольной форме и содержащая пояснения к бухгалтерскому балансу и другим формам отчетности, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
3. Налоговая отчётность ¾ это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.
Для каждого налога существуют свои фирмы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.
К налоговой отчетности относятся:
- налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;
- расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);
- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.
Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую инспекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.
С юридической точки зрения, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Аналогично, расчет авансового платежа - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
Формы налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам вместе с инструкциями по их заполнению утверждает Министерство финансов РФ.
Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по закону могут представляться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и на бумажных носителях.
Сдача отчетности по ТКС имеет свои плюсы и минусы. Несомненный плюс - это быстрота и удобство, заключающаяся в отсутствии необходимости покидать рабочее место. Минус же заключается в том, что отчетность нельзя сдать "обычным способом" - например, как приложение файлов с декларациями к письму, отправляемому по электронной почте. Если Вы решите представлять электронную отчетность, то не сможете связываться с налоговой инспекцией напрямую - по закону это можно сделать только через "посредника" - специализированного оператора связи. Специализированные операторы связи - это коммерческое организации, оказывающие на договорной основе платные услуги по передаче данных налогоплательщиками в налоговые органы. Стоимость таких услуг различается по регионам и по отдельным спецоператорам, и может в среднем составлять от тысячи до нескольких тысяч рублей в год.
Подавать отчеты, выполненные на бумаге, можно двумя способами:
- лично или через представителя, имеющего от Вас (вашей фирмы) надлежащим образом оформленную доверенность);
- в виде почтового отправления с описью вложения.
Мы рекомендуем последний способ, т.к. подача отчетности непосредственно в налоговую инспекцию связана с потерей времени из-за нередко возникающих там очередей (особенно в периоды массовой сдачи отчетов).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.