Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества.
Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.
Стандартизация охватывает установление:
а) единиц измерений, терминов и обозначений;
б) требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;
в) единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;
г) требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;
д) единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п.
Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия.
Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты.
Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).
Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации.
Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.
Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:
¾ систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;
¾ обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
¾ определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;
¾ определение состава целевых программ качества и др.
В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:
1) показатели назначения продукции:
а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);
б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);
в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);
2) показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность);
3) технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.);
4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);
5) эргономические показатели, которые можно разделить на:
а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);
б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);
в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);
6) эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.;
7) патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке;
8) показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество.
Система общих показателей качества:
1) доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;
2) коэффициент обновления ассортимента продукции;
3) доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
4) доля производственного брака;
5) относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.