Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.
Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.
Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения:
Цп = Цпр + Ип,
где Цп — цена потребления;
Цпр — цена продажная;
Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле
Ип = (ЗП+Ирем+ Имр + А+Ипр)· Тн
где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А — годовая величина амортизации;
Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн — нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.
Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).
Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание.
Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:
КП = КПэ · КПт · КПн
где КП — комплексный показатель уровня качества товара;
КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
КПт — комплексный показатель технического уровня;
КПн — комплексный показатель надежности.
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
ПКi = КП / Цi; ПКб = КПб / Цб
где ПКi ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;
КП, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным; ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):
ОПк = ПКi / ПКб,
Если ОПк > 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.
Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:
IТП = ∑ Ii ∙ аi,
где Ii — индивидуальный индекс i-то технического параметра;
аi — вес i-го параметра.
Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.
Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.
Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) определяется из выражения:
Iэп = ЦПi / ЦПб,
где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов.
Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспособный по сравнению с базовым по экономическим параметрам, Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны.
Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):
Ки = Iтп / Iэп,
где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.
Данный метод более предпочтительный по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.
Тема 7. Планирование на предприятии
7.1 Общая характеристика планирования
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основные принципы планирования:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.