Конкурентоспособность продукции предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

Практика определения конкурентоспособности товара ос­новывается на сравнительном анализе его совокупных харак­теристик с товарами-конкурентами по степени удовлетво­рения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важней­шего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкуренто­способности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения:

Цп = Цпр + Ип,

где Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществ­ляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле

 

Ип = (ЗП+Ирем+ Имр + А+Ипр)· Тн

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего пер­сонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазоч­ные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Пе­риод, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, на­зывается экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекра­тить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен на­ходиться в непосредственной близости к установленным сро­кам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения кон­курентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продаж­ной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себе­стоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравне­нию с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов бо­лее конкурентоспособным является тот, у которого ниже себе­стоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое вни­мание.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:

 

КП = КПэ · КПт · КПн

 

где КП — комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

 

ПКi = КП / Цi; ПКб = КПб / Цб

 

где ПКi ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образ­ца и товара-эталона;

КП, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рас­сматриваемого образца и товара-эталона.

Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более кон­курентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособ­ным; ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова.

 Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк):

ОПк = ПКi / ПКб,

 

Если ОПк > 1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкуренто­способности определяется на основе сопоставления как тех­нических, так и экономических параметров. При этом из тех­нических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:

IТП = ∑ Ii ∙ аi,

 

где Ii — индивидуальный индекс i-то технического параметра;

аi — вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа кон­курентоспособности. Основным источником данных для по­строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом то­варов, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения:

 

Iэп = ЦПi / ЦПб,

 

где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов.

Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспо­собный по сравнению с базовым по экономическим параметрам, Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности как по тех­ническим, так и по экономическим параметрам определяется ин­тегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Ки = Iтп / Iэп,

 

где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод более предпочтительный по сравнению с пре­дыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши срав­ниваемые изделия в эксплуатации.

Тема 7. Планирование на предприятии

7.1 Общая характеристика планирования

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.