Понятие инновации и инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

¾ использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

¾ внедрение продукции с новыми свойствами;

¾ использование нового сырья;

¾ изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

¾ появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

¾ радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

¾ улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

¾ модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

¾ продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

¾ технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

¾ процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

¾ комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

¾ отраслевые;

¾ межотраслевые;

¾ региональные;

¾ в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

¾ реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

¾ стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

¾ экономическая;

¾ социальная;

¾ экологическая;

¾ интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления.

Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия.

Целями технико-технологических инноваций являются:

- снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий;

- снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;

- комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;

- применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;

- снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного;

- комплексная автоматизация процессов управления производством и т.д.

Основные показатели оценки технико-организационного уровня производства:

∙ степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;

∙ техническая оснащенность труда (фондовооруженность и энерговооруженность);

∙ доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;

∙ средний возраст применяемых технологических процессов;

∙ коэффициент использования сырья и материалов ;

∙ мощность (производительность) оборудования;

∙ удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;

∙ средний срок эксплуатации оборудования;

∙ коэффициент физического износа оборудования;

∙ доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей численности;

∙ коэффициент технологической оснащенности производства;

∙ степень утилизации отходов производства и др.

Основной обобщающий показатель эффективности технико-технологических нововведений - экономический эффект.

Частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.
Экономический эффект (Э) - разница между результатами в стоимостной оценке – (Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:

Э = Р - З.

 

При расчетах экономического эффекта учитывается фактор времени путем приведения разновременных затрат к одному (единому) моменту времени tp.

При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы:

1) нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат;

2) нововведения, не требующие дополнительных инвестиций.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.