Понятие, предмет, источники Административного права России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административное право - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предметом административного права являются отношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования государственной администрации (за исключением тех, которые регулируются нормами иных отраслей права), а также при применении мер административно-правового принуждения, иных мер административного воздействия, рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан.

Методом административного права является определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия на общественные отношения (т.е. на поведение их участников), такие, как запрет, предписание, дозволение, в их различном сочетании.

Источники Административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм в юридических актах различных государственных органов.

К источникам Административного права относятся:

• Конституция России;

• Административный кодекс Российской Федерации;

• административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах (например, федеральный закона «О полиции», Кодекс об административных правонарушениях Алтайского края и др.). Они могут приниматься не только на федеральном уровне, но и представительными органами государственной власти всех субъектов Федерации (край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения);

• указы Президента РФ;

• постановления (правила, положения) Правительства РФ (например, Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия и др.);

• нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств, ведомств и служб России в межотраслевом и на отраслевом уровнях;

• конституции (уставы), законы, нормативные правовые акты президента (губернатора), правительства, министерств и ведомств республик и других субъектов;

• нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае их наделения соответствующими государственными полномочиями;

• межгосударственные соглашения;

• нормативные акты руководителей юридических лиц (или их коллективных органов), действие которых ограничено рамками данной структуры.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ публикуются в «Российской газете» и в журнале «Собрание законодательства РФ»; официальное издание общих ведомственных нормативных актов - в «Российской газете» и журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Банк России, ГТК России и др.) издают свои вестники, бюллетени.

Акты федеральных судов можно найти в журналах «Бюл­летень Верховного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ».

Большая часть норм административного права носит императивный (повелительный) характер, поскольку в них выражается государственная воля. Их реализация обеспечивается орга­низационными и стимулирующими средствами, подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства.

2. Административно-правовой статус человека и гражданина

Административно-правовой статус человека и гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лицами, судами и др.

Граждане как участники административных правоотношений выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, или их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами, с одной стороны, обладающими правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и с другой - соответствующим органом (должностным лицом), наделенным государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи с:

• реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти;

• выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфе­ре исполнительной власти;

• нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

• нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан России в сфере испол­нительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в     Конституции РФ, в законах и других правовых актах. Так, согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют равный доступ к государственной службе.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти.

Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18 лет, в ряде случаев - раньше, с 16 лет.

Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Так, в соответствии со ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невме­няемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.

Иностранные граждане и лица без гражданства при нахождении на территории России пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст. 62 Конституции РФ).

 

3. Административная ответственность

Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. Она наступает на основе норм права за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением; является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Административный проступок - это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными взысканиями.

Объективная сторона проступка - это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления (хищение, торговля, хранение, уклонение и т.д.). Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др.

Субъектом проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Им могут быть: 1) юридические лица, иные коллективные субъекты; 2) индивидуальные субъекты (граждане и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители).

Субъективная сторона проступка свойственна индивидуальным субъектам, представляет собой совокупность признаков, характеризующих психическое отношение физического лица к содеянному

Статья 2.2 КоАП устанавливает две формы вины: 1) умышленную, если лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; 2) неосторожную, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административная ответственность не наступает при действиях лица в условиях крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Основные виды наказания - предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация.

Как основное, так и дополнительное наказание, могут применяться возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого деликта лицо подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.