Систематизация и кодификация законодательства

Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д. Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза и т.д.) или института (например Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

Нормативные правовые акты следует также отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные - это акты государственных органов, негосударственных организаций и должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (например, приговор или определение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и т.д.).

Интерпретационные - это акты, направленные на разъяснение норм права. Они не создают новых юридических норм, а лишь разъясняют уже существующие.

Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем направлениям по юридической силе (законы и подзаконные акты), по сфере действия (акты внешнего действия, т.е. адресованные всем субъектам общественных отношений не зависимо от их трудовой и служебной деятельности и акты внутреннего действия, т.е. касающиеся только субъектов, входящих в состав определенного министерства, ведомства, проживающих на определенной территории и т.д.) и по субъектам издающим (акты референдума, Президента, Правительства, органов государственной власти, органов управления, должностных лиц, государственных и негосударственных организаций).

Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов по юридической силе. Основу нормативных актов составляет закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый законодательным органом государства или непосредственно народом на референдуме в соответствии с действующим законодательством, охраняемый принудительной силой государства и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Необходимо различать следующие виды закона. Конституция - это основной закон государства, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и т.д.

Федеральные конституционные законы – это законы, издание которых прямо предусмотрено Конституцией, посвященные правовым основам государства и государственного строя.

Федеральные законы - это нормативные правовые акты, регулирующие различные стороны экономической, политической и иных сторон жизни общества, принимаемые в установленном законодательством порядке и распространяющиеся на всю территорию государства.

Законы субъектов Федерации - это акты, принимаемые субъектами Федерации в пределах их компетенции, направленные на регулирование вопросов жизнедеятельности в пределах их территории.

Подзаконные нормативные акты - это акты, изданные на основании и во исполнение закона, а также ему не противоречащие.

Подзаконные акты играют большую роль в регулировании общественных отношений. Они подразделяются на акты Президента Российской Федерации (Указы и распоряжения), Федеральных органов государственной власти (постановления Государственной Думы и Совета Федерации), Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы), органов государственной власти и местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения), государственных и негосударственных организаций (приказы, уставы, положения).

Правительством России был установлен закрытый перечень видов подзаконных нормативных актов: 1) постановления; 2) правила; 3) инструкции; 4) положения; 5) приказы; 6) распоряжения.

Постановление представляет собой широко распространенную разновидность правовых актов. Этот многозначный термин используется для обозначения актов Правительства РФ, прокурора, суда, палат Федерального Собрания, органов исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ, муниципальных органов. Для Правительства РФ постановление - это «акт управления общенормативного содержания, издаваемый в пределах его компетенции»[4]

Правила представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающие порядок чего-нибудь». Правила – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок действий субъектов права, последовательность и содержание этих действий, устанавливающих специальные стороны деятельности, решение технических, процедурных вопросов.

Инструкция (лат. instructio - наставление, устройство) - один из видов нормативных правовых актов подзаконного характера, издаваемых с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта органами исполнительной власти. Инструкция - нормативный правовой документ, издаваемый с целью определить, разъяснить порядок применения вышестоящего нормативного правового акта; документ, в котором осуществляется детальное регулирование поведения субъектов права по поводу объектов.

Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, организаций, системы однородных органов[5]. Всего действует более 2700 положений разных органов государственной власти. Имеются достаточно проработанные, с точки зрения законодательной техники, документы. Некоторые положения - объемные, сложно структурированные акты. Так, в Положении ЦБ РФ о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ шесть глав (более 30 пунктов), Положение о таможенном режиме состоит из 107 пунктов.

Положение должно приниматься в результате кодификации, которая является разновидностью систематизации.

Положение - это кодифицированный нормативный правовой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, систему однородных органов, организаций.

Приказ - локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (начальника, руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия. Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным или «официальное распоряжение того, кто облечен властью». В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ - это правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия.

Распоряжение - индивидуальный правоприменительный акт, принимаемый органами государственной власти на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов.

Распоряжения издаются разнообразными органами, в числе которых Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти. Вне зависимости от издавшего органа эти акты являются ненормативным. Распоряжения «обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуальными». В целях единообразного сложившегося понимания природы и предназначения распоряжений в системе актов органов государственной власти не следует издавать в данной форме нормативные предписания.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 58.