Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Конституционно-правовой статус личности – это правовое положение личности, представляющее собой совокупность прав, свобод, обязанностей и гарантий человека и гражданина, закрепленных в Конституции и других нормативных правовых актах.

    Принципы конституционно-правового статуса личности:

- права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия;

- гарантированность прав и свобод;

- недопустимость ограничения прав и свобод;

- наличие не только права, но и обязанности.

Обязанность - мера должного поведения человека, гражданина.

Право - мера возможного поведения человека, гражданина. Свобода - отсутствие препятствий, стеснений со стороны других граждан, государства.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой они используются, права и свободы классифицируются на:

1) личные права и свободы (ст.ст. 20 - 30, 45 - 53 Конституции РФ). К этой группе прав относят право на жизнь, на свободу и личную неприкосновен­ность, на свободу передвижения и выбор места жительства;

2) политические права и свободы. К ним относятся право избирать и быть из­бранным, право на создание и участие в деятельности политических партий, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.ст. 3, 13. 31 - 33 Конституции РФ);

3) экономические, социальные, культурные права - право на труд, на занятие предпринимательской деятельностью и др. (ст.ст. 8. 34 - 45 Конституции РФ).

Статья 55 (часть 2) Конституции РФ устанавливает: «В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Данное конституционное положение представляет собой прямой запрет не только для органов законодательной власти принимать законы, необоснованно ограничивающие закрепленные и гарантированные Основным законом государства права и свободы личности, но и в отношении правотворческой, а также правоприменительной деятельности иных, прежде всего исполнительных органов государственной власти.

Вместе с тем статья 55 (часть 3) Конституции РФ определяет условия возможного ограничения прав и свобод личности в России: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Организация власти в России

Орган государства - это структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупно-сти трех основных признаков.

1.Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного создания органов власти.

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и, при необхо-димости, подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах установленных правовыми актами. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти могут быть разделены на несколько групп.

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов России.

Федеральные органы государственной власти России включают Президента, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд. Верховный Суд и др.

суды России.

2 В России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано в ст. 10 Конституции РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Президент России является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит напрямую ни в одну из ее ветвей (законодательную, исполнительную, судебную).

Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом России (ст. 94 Конституции РФ). Конституционный статус Федерального Собрания закреплен в 5 главе Конституции РФ. В ней определяются основные начала и принципы формирования Федерального Собрания, его структура, полномочия палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), принципиальные положения, определяющие взаимоотношения Парламента с Президентом и Правительством России.

Исполнительную власть в России осуществляет, согласно Конституции РФ (ст. 110), Правительство России.

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство России возглавляет единую систему исполнительной власти в России, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными орга­нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России, принимает меры по устранению их нарушений.

Судебная власть в России, согласно Конституции РФ (ст. 118), осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. 7 глава Конституции РФ («Судебная власть») закрепляет основы правового статуса Конституционного Суда, Верховного Суда.

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.

1. Прокуратура России. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Деятельность прокуратуры регламентируется Конституцией РФ, ст. 129 главы 7 «Судебная власть»).

2. Центральный банк России. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке России». Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля.

3. Счетная палата России является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О счетной палате России»' в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России». Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и по проведению референдумов РФ.

5. Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Наряду с органами государственной власти, в России действуют органы местного самоуправления. Они обладают особой природой и согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. Самоуправление - это не государственная власть, но и оно имеет соответствующие органы, наделенные определенной компетенцией, правом принимать обязательные решения и прибегать к принуждению.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.