Правонарушение. Правомерное поведение

Правомерное поведение - социально значимое поведение индивидуальных и коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущие юридические последствия.

Правомерным считается то поведение, которое:

- соответствует предписаниям юридических норм.

- не запрещено юридическими нормами.

Социальной сущностью правомерного поведения является его общественная значимость, полезность и необходимость для общества. Через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества.

Общественные и личные мотивы поведения:

1. Идейная убежденность в общественной пользе поступка.

2. Долг перед обществом, правовая обязанность.

3. Профессиональное чувство ответственности.

4. Практическая полезность поступка для других.

5. Стереотип, привычное поведение.

6. Конформизм, подчинение большинству.

7. Боязнь юридической или моральной ответственности.

8. Личная польза от совершения поступка.

9. Эгоистические интересы.

10. Негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.

Правомерное поведение активнее и качественнее, если совпадают интересы личности и цели законодателя, если психологическая установка адресатов норм и его мировоззрение близки к официально выраженным в законе позициям государства, к его практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь.

Правомерное поведение - юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.

Правомерное поведение характеризуется следующими признаками:

а) находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

б) социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);

в) является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Правонарушение - это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящие вред личности, собственности, государству или обществу в целом.

Предложенное определение указывает на следующие основные признаки правонарушений.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества.

Правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность - это внутренний признак правонарушений, то противоправность – их внешняя черта, означающая, что правонарушение - это деяние, направленное против права, совершенное вопреки ему. Общественная опасность правонарушений обуславливает их противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно запрещается правовыми нормами. Противоправность - юридическое выражение общественной опасности деяния.

Правонарушения совершаются только людьми. Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

Правонарушение - это поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных действиях или бездействии. В них и только в них проявляются, «материализуются» общественно опасные намерения правонарушителя.

Правонарушение - это виновное деяние (действие или бездействие). Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).

Правонарушением нарушаются нормы права, это деяние, запрещенное нормами права, противоправное. Поведение, не соответствующее иным социальным нормам (нравственным, корпоративным либо обычным), не будет являться правонарушением, если оно не запрещено правовыми нормами.

Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям, ущемляет субъективные права участников правоотношения, т.е. это деяние вредное (иногда говорят - общественно-опасное). Если поведение нарушает чьи-то права, не охраняемые правовыми нормами, такое действие не будет являться правонарушением.

Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на: преступления и проступки.

Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей.

1. Административные проступки - это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок (различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.), распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др.).

2. Дисциплинарные проступки - правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, недобросовестное выполнение трудовых обя­занностей и др.

3. Материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение й др.).

4. Гражданские проступки выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасно­сти, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.).

5. Финансовые проступки - правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и др.).

6. Семейные проступки - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.).

7. Конституционные проступки - это нарушения, выражаю­щиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.

8.Процессуальные проступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе.

 

Лекция 2. Источники права

Вопросы

1. Понятие, виды форм (источников) права

2. Нормативно-правовые акты. Закон

3. Национальные правовые системы.

4. Систематизация и кодификация законодательства

1. Понятие, виды форм (источников) права

Право, как целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

Для обозначения этого явления в юридической литературе используются в качестве тождественных понятий «форма права» и «источник права». Существует еще и категория «правовая форма».

Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие используется для обозначения связи с иными социальными процессами. В данном случае внимание акцентируется на юридических свойствах правовых явлений, опосредующих экономические, политические и иные отношения.

Форма права, как наиболее широкая категория, отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные отношения.

Под формой права понимают определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», оно более узкое самостоятельное явление, назначение которого - упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимают структуру права, систему элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней - комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых явлений ознакомиться с их содержанием и пользоваться ими.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Различают материальные, идеальные и юридические источники права.

Материальные образованы совокупностью объективных потребностей общества, способом производства, базисными отношениями.

Общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с его правосознанием и политической ориентацией. На его позицию могут оказывать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, иные факторы. Все эти обстоятельства составляют источник в идеальном смысле.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством правотворческих процедур получает выражение в юридических актах, которые являются юридическими источниками права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.

Диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем.

В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай (обычное право) - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей, которые официально признаны в качестве общеобязательных норм права.

Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно.

Санкционирование государством обычая и превращение его в правовой обычай может осуществляться различными способами:

- государственные органы в течение длительного времени в своей практической деятельности применяют обычай как норму действующего права;

- непосредственное закрепление обычая в нормативно-правовом акте.

Судебный прецедент - это судебное (или административное) решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для таких же решений по аналогичным делам.

Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции. Судебный (административный) прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного права) права.

Прецедент предоставляет судье или должностному лицу возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию и от суда решение которого берется за образец по аналогичным делам.

Договор нормативного содержания (или нормативный договор) представляет собой многостороннее соглашение по поводу установления взаимных прав и обязанностей.

Нормативные договоры получают все большее распространение в конституционном, гражданском, трудовом, международном и иных отраслях права. Различают международные, внутригосударственные, учредительные, типовые, текущие и др. Каждый из них должен обладать следующими свойствами:

- содержать норму права;

- предусматривать правовое обеспечение его положений;

- выражать общность интересов и равенство сторон;

- предусматривать взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств и др.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного индивидуального характера, его содержание составляют правила поведения общего характера - нормы.

В качестве примера нормативного договора можно рассматривать коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Также Федеральный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это письменный правоустанавливающий акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Является основной и наиболее совершенной формой современного права.

Отличаются от иных актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции и пр.) следующими признаками:

- исходит от государства и является результатом правотворческой деятельности соответствующих органов;

- содержат нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый государственно-властный порядок регулирования социально значимых общественных отношений;

- принимаются и применяются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

- их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 73.