Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В силу своего предназначения защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства от противоправных посягательств ОВД (полиция) наделены широкими полномочиями по исполне­нию постановлений по делам об административных правонаруше­ниях. Сущность статуса ОВД (в лице их должностных лиц) как субъектов исполнительного производства по делам об администра­тивных правонарушениях в том, что он представляет собой сово­купность властных полномочий (прав и обязанностей) по обраще­нию постановлений о назначении административных наказаний к исполнению; их фактическому приведению в исполнение; разреше­нию вопросов, связанных с отсрочкой, рассрочкой, приостановле­нием, прекращением исполнения, взысканием административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или законных представителей, контролем за правильным и своевремен­ным исполнением санкций административно-правовых норм, при­мененных к правонарушителям; окончанию производства по делу об административном правонарушении.

Деятельность ОВД по исполнению административных наказаний включает не только исполнение постановлений о назначении адми­нистративных наказаний, но и других видов решений по делу: оп­ределений (по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного нака­зания и др.), а также решений по результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном пра­вонарушении.

Статья 31.9 КоАП РФ указывает, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответствен­ности, уклоняется от исполнения постановления о назначении ад­министративного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

В случае отсрочки или приостановления исполнения постанов­ления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности при­останавливается до истечения срока отсрочки или срока приоста­новления.

В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях — один из видов правоохранительной деятельно­сти, осуществляемой в рамках административного процесса после административно-юрисдикционной деятельности. Указанная дея­тельность основана на законах и подзаконных актах и состоит из процессуальных действий и действий организационно-технического характера, осуществляемых уполномоченными на то субъектами, а в некоторых случаях и лицом, привлеченным к административной ответственности. Она направлена на практическое осуществление юрисдикционных решений по делам об административных право­нарушениях.

Исполнение постановлений по делам об административных пра­вонарушениях — неотъемлемая составная часть производства по де­лам об административных правонарушениях, его завершающая ста­дия, но по сравнению с другими стадиями производства обладающая наибольшей самостоятельностью и специфичностью.

Необходимо отметить, что деятельность по исполнению поста­новлений по делам об административных правонарушениях имеет двоякую сущность: с одной стороны, эта деятельность осуществля­ется в рамках стадии, определенной фазы развития производства по делам об административных правонарушениях, а с другой стороны, правовая форма (особая юридическая конструкция), отражающая нормативно установленный порядок осуществления указанной дея­тельности, является исполнительным производством.

Этапы стадии исполнения постановления. Стадия исполнения поста­новлений по делам об административных правонарушениях не яв­ляется однородной и содержит в своей структуре менее крупные элементы — этапы. Под этапом стадии исполнения постановлений о назначении административных наказаний следует понимать опре­деленную ступень в развитии административного процесса — на стадии производства по делам об административных правонаруше­ниях, на которой решаются промежуточные задачи стадии и созда­ются предпосылки для возникновения следующего этапа. Этап ста­дии исполнения постановлений о назначении административных наказаний может реализоваться: путем наступления правовых последствий; через отдельные действия субъектов администра­тивного производства; через группы взаимосвязанных действий.

Стадия исполнения постановлений имеет основные этапы, ко­торые, как правило, присутствуют при исполнении любого вида наказаний, и факультативные, которые присутствуют при исполне­нии отдельных наказаний или при возникновении соответствующих условий. В качестве основных этапов необходимо выделить: вступление постановления по делу об административном право­нарушении в законную силу, обращение постановления к исполне­нию; приведение постановления в исполнение; окончание производства по исполнению постановления о назначении админи­стративного наказания.

К факультативным следует отнести: отсрочку исполнения по­становления о назначении административного наказания; приос­тановление исполнения постановления о назначении администра­тивного наказания; замену лица, обязанного к уплате админист­ративного штрафа; возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем; прекращение исполнения по­становления о назначении административного наказания.

В исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях необходимо выделить следующие виды юридиче­ских сроков: процессуальные сроки; сроки давности; сро­ки административных наказаний: лишения специального права; административного ареста; дисквалификации; сроки осуществ­ления мер обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях на стадии исполнения постановлений; сроки осуществления организационно-технических действий при исполнении отдельных видов наказаний.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установлен­ного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжалова­но или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное ре­шение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию ре­шения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решени­ем отменяется вынесенное постановление (ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, долж­ностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними по­становлениями Правительства Российской Федерации.

Отсрочить исполнение постановления на срок до одного меся­ца возможно по таким наказаниям, как: административный арест, лишение специального права, административный штраф. Предоста­вить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должност­ное лицо), который вынес постановление. Основанием ее предос­тавления служат обстоятельства, наличие которых делает невоз­можным его исполнение в установленный срок. Например, право­нарушитель был подвергнут административному аресту на 15 суток и помещен в специальный приемник для содержания лиц, аресто­ванных в административном порядке. На следующий день произо­шел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 31.5 КоАП, отсрочил на один месяц исполнение своего постановления, в соответствии с которым правонарушителю было назначено нака­зание в виде административного ареста.

Уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев, с учетом материального положения лица, привлечен­ного к административной ответственности (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

Приостановление и прекращение исполнения постановления о назна­чении административного наказания. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае административного ареста; дисквалификации; сроки осуществ­ления мер обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях на стадии исполнения постановлений; сроки осуществления организационно-технических действий при исполнении отдельных видов наказаний.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установлен­ного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжалова­но или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное ре­шение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию ре­шения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решени­ем отменяется вынесенное постановление (ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, долж­ностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними по­становлениями Правительства Российской Федерации.

Отсрочить исполнение постановления на срок до одного меся­ца возможно по таким наказаниям, как: административный арест, лишение специального права, административный штраф. Предоста­вить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должност­ное лицо), который вынес постановление. Основанием ее предос­тавления служат обстоятельства, наличие которых делает невоз­можным его исполнение в установленный срок. Например, право­нарушитель был подвергнут административному аресту на 15 суток и помещен в специальный приемник для содержания лиц, аресто­ванных в административном порядке. На следующий день произо­шел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 31.5 КоАП, отсрочил на один месяц исполнение своего постановления, в соответствии с которым правонарушителю было назначено нака­зание в виде административного ареста.

Уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев, с учетом материального положения лица, привлечен­ного к административной ответственности (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

Приостановление и прекращение исполнения постановления о назна­чении административного наказания. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановле­ние по делу об административном правонарушении до рассмотре­ния протеста. О приостановлении исполнения постановления вы­носится определение, которое при необходимости немедленно на­правляется в орган, должностному лицу, приводящему это опреде­ление в исполнение.

Исключение: принесение протеста на постановление об админи­стративном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.

Исполнение постановления о назначении административного наказания прекращается в случае:

издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

отмены или признания утратившими силу закона или его поло­жения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

истечения сроков давности исполнения постановления о назна­чении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;

отмены постановления;

вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановле­ния о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Исключения:

течение срока давности прерывается в случае, если лицо, при­влеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания;

течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления исполнения постановле­ния о назначении административного наказания;

течение срока давности продлевается на срок рассрочки в случае рассрочки исполнения постановления о назначении админист­ративного наказания.

Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания. Постановление о назначении админи­стративного наказания, по которому исполнение произведено полно­стью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими поста­новление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынес­шим постановление.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими поста­новление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынес­шим постановление, в случае:

если по адресу, указанному судьей, органом, должностным ли­цом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административ­ной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;

если у лица, привлеченного к административной ответственно­сти, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;

если истек срок давности исполнения постановления о назначе­нии административного наказания.

Должностные лица ОВД исполняют постановления об админист­ративных наказаниях:

постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения;

постановления о наложении административного штраф;

постановления о конфискации вещи, явившейся орудием со­вершения или предметом административного правонарушения, если ими оказались оружия и боевые припас;

постановления о лишении специального права в виде управле­ния транспортным средством, за исключением трактора, само­ходной машины и других видов техники, права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему;

постановления об административном аресте.

 

3. Организация исполнения ОВД административных наказаний

Исполнение ОВД постановления о назначении административного на­казания в виде предупреждения.

Производство по исполнению постановлений о наложении предупреж­дения. Это один из видов производств по исполнению постановле­ния по делам об административных правонарушениях, исполняемо­го должностными лицами ОВД. Предупреждение — мера админист­ративного наказания, выраженная в официальном порицании фи­зического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст.3.4 КоАП РФ).

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные ад­министративные правонарушения при отсутствии причинения вре­да или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и куль­туры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение может налагаться только будучи предусмот­ренным соответствующей статьей КоАП РФ или иного норматив­ного акта, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий.

Предупреждение — административное наказание и может по­влечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привле­кающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устное замечание, которые представляют собой средства убеждения и, будучи лишенным характера административ­ного наказания, не являются таковым.

Исполнение ОВД постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) — денежное взыскание, налагаемое на нарушителей административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, пре­дусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно опре­деленная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсо­лютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случа­ев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учиты­вать характер совершенного правонарушения, личность нарушите­ля, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве наказания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП РФ или другими законода­тельными актами РФ, но и нормативными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разно­образны.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюд­жет в полном объеме в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учрежде­ний профессионального образования до заключения с ними кон­тракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постанов­ления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, преду­смотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершенно­летнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кре­дитную организацию.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате ад­министративного штрафа, по истечении указанного срока, должно­стное лицо ОВД, вынесшее постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законода­тельством. Кроме того, должностное лицо федерального органа ис­полнительной власти (в том числе и органов внутренних дел), структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального орга­на, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, преду­смотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не упла­тившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в от­ношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Статей 28.6 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания без составления протокола. В случае если при совершении физическим лицом административного пра­вонарушения назначается административное наказание в виде пре­дупреждения или административного штрафа, протокол об админи­стративном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об администра­тивном правонарушении о назначении административного наказа­ния в виде предупреждения или административного штрафа в по­рядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под рас­писку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потер­певшему по его просьбе.

Сотрудник полиции налагает административный штраф путем составления постановления по делу об административном правона­рушении в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содер­жащего составы административных правонарушений, ответствен­ность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно сотруднику полиции, составляется одно постановление-квитанция, где указываются все совершенные правонарушения. Администра­тивное наказание при этом назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф. Постановление об административном правонарушении составляется в двух экземплярах и подписывается сотрудником, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности, которому вручается второй экземпляр постановления-квитанции. При этом ему разъяс­няется порядок уплаты административного штрафа и ответствен­ность за его неуплату в установленный срок.

Если лицо на месте совершения административного правона­рушения после наложения на него административного штрафа пу­тем составления постановления-квитанции оспаривает наличие со­бытия административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об адми­нистративном правонарушении. При этом дальнейшее рассмотрение дела осуществляется в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ, а постановление-квитанция аннулируется.

При наличии потерпевших по делу об административном пра­вонарушении им выдаются копии постановления-квитанции.

Исполнение ОВД постановления о лишении права управления транс­портными средствами. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транс­портным средством не может применяться к лицу, которое пользу­ется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исклю­чением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а так­же оставления указанным лицом в нарушение установленных пра­вил места дорожно-транспортного происшествия, участником кото­рого он являлся.

Исполнение ОВД постановления об административном аресте. Адми­нистративный арест заключается в содержании нарушителя в усло­виях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадца­ти суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Он устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восем­надцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные зва­ния сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уго­ловно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Срок административного задержания включается в срок адми­нистративного ареста.

Как отмечалось ранее, порядок отбывания административного ареста регламентируется Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста».

Необходимость законодательного урегулирования порядка отбыва­ния административного ареста, который регламентируется постанов­лением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 726, обусловлена тем, что данный вид административного наказа­ния связан с ограничением прав и свобод человека и гражданина.

Указанный Федеральный закон обеспечивает соблюдение поло­жений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом определяются места отбывания админи­стративного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых администра­тивному аресту, порядок их материально-бытового и медицинского обеспечения, условия отбывания административного ареста, осно­вания прекращения и приостановления отбывания административ­ного ареста, права и обязанности администраций и сотрудников мест отбывания административного ареста.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается осущест­вление ведомственного, судебного и общественного контроля за деятельностью администраций и сотрудников мест отбывания ад­министративного ареста, а также прокурорского надзора за испол­нением законов в местах отбывания административного ареста.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе предоставля­ется возможность прекращения или приостановления судьей отбы­вания административного ареста при исключительных личных об­стоятельствах: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому админист­ративному аресту, или его семье (ст. 15 закона). Арестованный должен самостоятельно вернуться для отбытия срока, в противном случае — его доставят принудительно, и будет вынесено новое на­казание в судебном порядке. При этом в соответствии с положе­ниями рассматриваемого закона в КоАП РФ вводят изменения, предусматривающие административную ответственность за уклоне­ние от отбывания административного ареста или невозвращение в случае приостановления исполнения постановления об администра­тивном аресте (статья 20.25 КоАП РФ).

ОВД призваны не только осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и производить исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, что предусмотрено ФЗ «О полиции» (ст. 2, ст.13), КоАП РФ (ст. 23.3, ст. 32. 2, ст. 32.4, ст. 32.5 и т.д.).

Должностные лица ОВД исполняют постановления об админи­стративных наказаниях: постановления о назначении админист­ративного наказания в виде предупреждения; постановления о наложении административного штрафа; постановления о кон­фискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, если ими оказались оружия и боевые припасы; постановления о лишении специального права в виде управления транспортным средством, за исключением трак­тора, самоходной машины и других видов техники, права на приоб­ретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему; постановления об административном аресте.

При этом сотрудники полиции, принимая решение в пределах своей компетенции о назначении правонарушителю администра­тивного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, назначаемого на месте совершения правонарушения (без составления протокола), исполняют их самостоятельно, а также ор­ганизуют исполнение вынесенных судьей постановлений о назна­чении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации оружия и боевых припасов, лишения права управления транспортными средствами, административного ареста.

Деятельность ОВД по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализа­цию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют виновному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.