Тема 1. Основные направления сотрудничества педагога с родителями.
Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. Формирование понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Диагностика в работе учителя. Коррекционная работа в деятельности учителя. Проектирование системы работы с родителями и его основные принципы (научность, целенаправленность, плановость, прогностичность, связь с педагогической практикой и проблемами семьи).
Тема 2. Понятие о педагогической культуре родителей.
Повышение роли психолого-педагогической культуры родителей в решении задач взаимодействия семьи и школы. Сущность, содержание и особенности психолого-педагогической культуры родителей. Изучение психолого-педагогической литературы, вооружение необходимыми знаниями о решении образовательных задач в семье. Включение теоретических знаний в практику образовательной деятельности с детьми. Активизация родителей в психолого-педагогическом самосовершенствовании. Психолого-педагогическое консультирование через Интернет. Помощь родителям в самообразовании.
Тема 3. Коллективные формы сотрудничества педагога с родителями.
Коллективные формы сотрудничества и их характеристика (родительские собрания, педагогические советы с приглашением родителей, тематические семинары, анализ конкретных учебно-воспитательных ситуаций, консультирование, обучение педагогическим технологиям, обмен педагогическим опытом и др.). Основные направления участия педагога в коллективных и формах сотрудничества с родителями.
Тема 4. Индивидуальные и групповые формы сотрудничества педагога с родителями.
Индивидуальные формы сотрудничества и их анализ (индивидуальное консультирование, индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, индивидуальное обучение и др.). Основные направления участия педагога в индивидуальных формах сотрудничества с родителями. Необходимость групповых форм сотрудничества педагога с родителями. Принципы организации групповых родительских собраний и консультаций.
Тема 5. Методика организации и проведения родительских собраний.
Виды родительских собраний. Этапы родительского собрания: организация родительского собрания, подготовка сценария и проведение собрания, осмысление итогов родительского собрания. Правила подготовки родительского собрания. Тематика родительских собраний. Родительское собрание, проводимое совместно с детьми. Родительское собрание, проводимое детьми как нетрадиционная форма работы. Модели родительских собраний в современной школе.
Тема 6. Нетрадиционные формы работы педагога с родителями.
Классификации форм работы учителя с родителями. Дискуссии (диспуты) как активная форма повышения педагогической и коммуникативной культуры родителей. Педагогический практикум (деловая игра) как средство выработки способов эффективного решения проблем воспитания. Семинар как способ ознакомления с разными точками зрения на проблему. Конференция (вечер вопросов и ответов) как метод объединения активных родительских сил. Родительский комитет как форма взаимодействия с семьей. Клуб молодой семьи, круглый стол, педагогическая мастерская, лектории, дни открытых дверей, творческие встречи, совместные праздники, родительские рейды, (тематические) и «круговые» консультации как дополнительные формы работы с семьей.
Тема 7. Организация работы педагога с родительским комитетом класса.
Родительский комитет класса как представительный орган родителей. Задачи и функции родительского комитета. Распределение обязанностей членов родительского комитета. Организация работы родительского комитета.
Тема 8. Психолого-педагогическая диагностика в работе педагога.
Методы изучения семьи. Виды психолого-педагогической диагностики. Этапы диагностики состояния воспитания детей и подростков в семье. Диагностический материал, используемый в работе с родителями: КРС, АСВ, «Анализ семейной тревоги», «Стратегия семейного воспитания», «Позиция по отношению к детям», опросник Фидлера и др. Схемы анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.
Тема 9. Технология обучения родителей помощи собственным детям в образовательной деятельности.
Объективная потребность оказания помощи детям родителями в решении образовательных задач. Способы установления психолого-педагогического контакта между родителями и детьми. Вооружение родителей необходимыми предметными и методическими знаниями, необходимыми для оказания помощи детям. Разработка практических рекомендаций (памяток) по формам и методам оказания помощи. Коллективные формы обучения (собрания, семинары, дискуссии, решение практических задач и др.) Индивидуальные формы обучения (инструктирование, собеседование, рекомендации по изучению литературы или практическому решению учебно-воспитательных задач). Роль и место педагога в реализации технологии обучения родителей помощи собственным детям в образовательной деятельности.
2.4. Тематический план учебной дисциплины «Технологии сотрудничества педагога с родителями
Название разделов / тем
учебной дисциплины
Вид учебной работы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература: (за последние 5 лет)
3.1.1. Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
3.1.2. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. И. А. Липского, Л. Е. Сикорской. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 279 с.
Дополнительная литература: (как правило за последние 10 лет)
3.1.3. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / под. ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 511 с.
3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
3.2.1. Фоминова, Алла Николаевна. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 320 с.
3.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
3.3.1. Федеральный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
3.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
3.4.1. ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/
3.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
3.5.1. Лекционная аудитория № 119 - учебный корпус № 2
3.5.2. Мультимедиа проектор BenQ
3.5.3. Ноутбук Samsung.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 368.