Раздел 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия семьи и школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Семья: понятие, типы.

Понятия «семья», «брак». Признаки семьи. Типы семей по социально-классовому признаку, по типу населения, по национальному признаку, по времени существования, по количеству членов семьи, по особым условиям семейной жизни, по качеству отношений в семье.

Тема 2. Социальные и педагогические функции семьи.

Сущность функций семьи. Условия выполнения социальных и педагогических функций семьи.

Тема 3. Место и роль семьи в современном мире.

Динамика исторического развития и позициирования семьи.

Тема 4. Жизненный цикл семьи.

Понятие жизненного цикла семьи. Основные проблемы жизненного цикла семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребёнка; Рождение и воспитание детей. Окончание выполнения воспитательной функции Дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Семья с детьми младшего школьного возраста.

Тема 5. Семейное воспитание ребёнка и его значение.

Семья как ценностная основа социализации ребёнка. Субъективные и объективные условия развития ребенка в семье. Детско-родительские отношения в процессе социализации. Типы привязанности детей в семье. Типология родительской любви. Типы внутренней позиции ребенка в семье. Дисгармония семейных отношений и ребенок. Ситуация развода и ее влияние на детей.

Тема 6. Проблемы воспитания в современной российской семье.

Проблемы воспитания, связанные с «эпохой перестройки». Семья в период 90-х годов.

Тема 7. Условия успешного воспитания детей в семье.

Понятие благоприятной атмосферы в семье. Признаки благоприятной семейной атмосферы. Рационально организованный быт режим жизни семьи. Любовь родителей к ребёнку. Нравственный облик членов семьи. Требования родителей к ребёнку.

Тема 8. Родительские установки, стратегии и стили воспитания детей в семье.

Понятие стиля воспитания. Основные стили воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный стиль.

Тема 9. Ролевые позиции детей в семье.

Порядок рождения детей в семье. Его влияние на воспитание и развитие ребёнка. Единственный ребёнок в семье. Старший брат или сестра сестёр и братье. Второй ребёнок в семье. Младший ребёнок в семье. Близнецы в семье. Рекомендации по воспитанию детей в семье в зависимости от порядка рождения.

Тема 10. Роль отца и матери в воспитании детей в семье.

Роль отца как носителя социальных норм и требований по отношению к ребёнку, образца стандартов поведения. Новая модель отцовства, в рамках которой отец реализует эмоциональное отношение к ребёнку – условную отцовскую и безусловную принимающую материнскую любовь. Функции отца в воспитании детей в семье. Последствия отсутствия отцовского воспитания. Функции матери. Специфика отношения матери к детям.

Тема 11. Семья и школа как социальные партнёры.

Динамика позиционирования семьи и школы. Партнерские отношения как отношения с разделенной ответственностью за конечный результат. Направления и формы работы образовательного учреждения с семьей. Информирование как технология вовлечения семьи в дела школы.

Тема 12. Этапы социального партнёрства. Модель.

Общие цели, способы их достижения и ресурсная база как основные задачи первого этапа. Факторы формирования доверия на втором этапе. Признаки партнерских отношений на третьем этапе.

Тема 13. Типология отношения родителей к школе и школы к родителям.

Уровни готовности родителей к построению партнерских отношений со школой. Степень готовности семьи к партнерству с образовательным учреждением. Отношение школы к родителям. Типология родителей с позиции их взаимодействия со школой. Два основания типологии родителей: востребованность родителей как участников образовательного процесса и вид их помощи школе (материальная или нематериальная). Родители-статисты. Родители-спонсоры. Родители-инвесторы. Родители-партнеры.

Тема 14. Родительский авторитет и его характеристики.

Особенности общения с ребёнком в семье: принятие, признание, любовь, доступность, ответственность. Понятие авторитета родителей. Способы формирования авторитета в глазах детей. Признаки авторитетности родителей. Ложные основания родительского авторитета.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.