Тема 2.1. Ознакомление с предметом «Музыка» как составной частью образовательного процесса
2.1.1. Ознакомление с учебно-программным обеспечением по музыке в начальных классах
Методика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета.
Методика музыкального воспитания – научная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
Воспитание – (в широком педагогическом смысле) – целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; (в узком педагогическом смысле) – воспитательная работа, направленная на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.
Развитие – специфический тип движения; необратимое направленное и закономерное изменение, переходящее в иное качественное состояние; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Приложение №
2.1.2. Характеристика основных методов музыкального воспитания
Метод (от греческого методос) – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, способ достижения цели.
Методы музыкального воспитания – определённые действия педагога и детей, направленные на достижение цели музыкального воспитания.
Приём – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приложение №
2.1.3. Специфические особенности урока музыки в школе. Типы и структура уроков музыки
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок музыки (урок искусства) – основная форма организации музыкальной деятельности детей в школе. В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки: урок введения в тему; урок углубления темы; урок обобщения темы. Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.
Приложение №
Тема 2.2. Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности
2.2.4. Слушание музыки. Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников
Восприятие – в психологии определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие – вид активной деятельности, связанный с другими психологическими процессами: мышлением, воображением, памятью, поскольку оно включает предшествующий опыт, узнавание предметов и явлений.
Эстетическое восприятие – особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. В эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона познания.
Восприятие музыки – частный вид эстетического восприятия; воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, …, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие.
Музыкальное восприятие – способность слушать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы), как художественно-образное единство, образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.
Приложение №
2.2.5. Пение. Воспитательное значение хорового пения
Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения.
Артикуляционный аппарат – анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, нёбо, зубы, челюсти, губы и т.д., участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции.
Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок.
Ауфтакт (нем. Auftakt — затакт) — специфический дирижерский жест, взмах дирижерской палочки или руки, указывающий начало исполнения. Его функции — определение темпа, динамики, характера атаки звука, показ взятия певцами дыхания и т. п.
Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.
Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос.
Дикция – — ясное, отчётливое произношение ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.
Дыхание (певческое) – важнейший элемент певческого процесса; до некоторой степени подчинено воле поющего.
Звукообразование – образование звука человеческого голоса.
Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения.
Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок.
Певческая установка – правильная поза поющего; а) при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не "на вытяжку"); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно; б) при положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию).
Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука.
Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
Приложение №
2.2.4. музыкально-ритмические движения
Ритм (от греч. «теку») – временная организация музыки.
Ритмика – система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.
«Ритмичные» движения – движения, вызывающие резонанс, – сопереживание движению, выражающееся в стремлении воспроизвести его.
Приложение №
2.2.5. Игра на детских музыкальных инструментах (дми)
Способ игры – это исходная позиция инструмента, т.е. вариант расположения его в руках исполнителя при игре стоя или сидя.
Приём игры – это приём звукоизвлечения.
Остинатный ритм – постоянный заданный ритм, например:
2/4
Приложение №
Дата: 2018-12-21, просмотров: 436.