Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:
1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);
2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;
3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);
4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).
На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона.
Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):
1 этап – равномерная пульсация долей;
2 этап – восприятие и воспроизведение только СИЛЬНЫХ долей;
3 этап – восприятие и воспроизведение только СЛАБЫХ долей;
4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения
5 этап – восприятие и воспроизведение ОСТИНАТНОГО ритма (1-2 такта, например, или и т.п.).
После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования:
- разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие;
- сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся.
Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях.
Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:
- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);
- с сопровождением и без него;
- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;
- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;
- с остановкой на трудном месте;
- с «перестановкой мотивов»;
- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»).
При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные). Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты.
Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству.
Д/З:
1. Знать теорию
2. Подготовить беседу о русских народных, старинных инструментах, инструментах симфонического оркестра и др. (по выбору) с использованием компьютерной презентации.
Литература:
1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000. – С. 136-178.
2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 265-273.
Проверь себя
План-задание:
Теоретический блок
1. В чём заключается развивающее значение игры на простейших музыкальных инструментах?
2. Каким образом вводятся детские музыкальные инструменты в урок музыки?
3. В чём заключаются особенности аранжировки пьес для детского исполнительства на школьном уроке?
4. Укажите особенности работы в использовании детских музыкальных инструментов на уроках музыки.
2. Практикоориентированный блок
Подготовьте музыкальный материал для исполнения его на уроке при реализации учебно-развивающих задач, направленных на формирование исполнительских умений, ладовых и ритмических представлений учащихся, развитие чувства формы музыкального произведения (по выбору) в зависимости от цели и задач урока, формирования УУД (см. Д/З, практич. занятие № …)
Практическое занятие № …
Дата: 2018-12-21, просмотров: 452.