Методика обучения младших школьников игре на ДМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:

1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);

2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;

3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);

4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).

На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона.

Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):

1 этап – равномерная пульсация долей;

2 этап – восприятие и воспроизведение только СИЛЬНЫХ долей;

3 этап – восприятие и воспроизведение только СЛАБЫХ долей;

4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения

5 этап – восприятие и воспроизведение ОСТИНАТНОГО ритма (1-2 такта, например,  или  и т.п.).

После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования:

- разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие;

- сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся.

Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях.

Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:

- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);

- с сопровождением и без него;

- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;

- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;

- с остановкой на трудном месте;

- с «перестановкой мотивов»;

- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»).

При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные). Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты.

Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству.

Д/З:

1. Знать теорию

2. Подготовить беседу о русских народных, старинных инструментах, инструментах симфонического оркестра и др. (по выбору) с использованием компьютерной презентации.

Литература:

1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000. – С. 136-178.

2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 265-273.

Проверь себя

План-задание:

Теоретический блок

1. В чём заключается развивающее значение  игры на простейших музыкальных инструментах?

2. Каким образом вводятся детские музыкальные инструменты в урок музыки?

3. В чём заключаются особенности аранжировки пьес для детского исполнительства на школьном уроке?

4. Укажите особенности работы в использовании детских музыкальных инструментов на уроках музыки.

2. Практикоориентированный блок

Подготовьте музыкальный материал для исполнения его на уроке при реализации учебно-развивающих задач, направленных на формирование исполнительских умений, ладовых и ритмических представлений учащихся, развитие чувства формы музыкального произведения (по выбору) в зависимости от цели и задач урока, формирования УУД (см. Д/З, практич. занятие № …)

Практическое занятие № …

Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.