Методика работы с фальшиво поющими детьми

Почти в каждом классе есть фальшиво поющие ученики (гудошники). Чтобы установить, почему они так поют, учителю необходимо прежде всего проверить из музыкально-слуховые и голосовые данные. Чаще всего дети поют неверно из-за слабо развитого музыкального слуха, отсутствия координации между слухом и голосом. Однако известно, что в процессе музыкальной деятельности интонирование улучшается.

В работе с фальшиво поющими детьми полезны следующие приёмы:

1. Повторить интонации, спетые учителем.

2. Приём атаки звука верхнего регистра («Поём как колокольчик; маленький воробушек»).

3. Пропевание отдельных звуков про себя на слоги «ля», «го».

4. Исполнение мелодии песни на слоги «ля», «го» с закрытым ртом, тихо и отрывисто и, наконец, со словами.

5. Пение по группам (сначала поют чисто поющие дети, затем фальшиво поющие; учитель – ученики).

6. Использование графических записей, движений.

7. Посадка нечисто поющих детей рядом с чисто поющими или ближе к учителю (отстающие дети будут сзади себя слышать правильное пение, а учителю станет легче следить за их развитием).

Итак, работа над вокально-хоровыми навыками представляет собой основу выразительного исполнения хоровых произведений учащимися. Эта работа требует от учителя определённых знаний, навыков и умений, а самое главное – любви к хоровому пению.

Последовательность разучивания песни на уроке

Работа над освоением каждой песни и её выразительными возможностями должна быть подчинена определённой постепенности, последовательности.

Без освоения вокально-хоровыми навыками пение не может быть полноценным.

Разучить одноголосную песню можно тремя способами:

1. Разучивание песни по слуху.

2. Разучивание песни с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте.

3. Освоение песни с помощью нотной грамоты.

Разучивание песни по слуху

Методика разучивания песни по слуху строится по следующему плану:

1. Вступительная беседа.

2. Целостный показ песни.

3. Беседа о песне (анализ).

4. Показ первого куплета.

5. Настройка в тональность.

6. Пофразное разучивание (с настройкой на первый звук фразы).

7. Исполнение.

Приёмы разучивания песни:

(они не могут быть одинаковыми, но есть общие правила)

1. Педагог повторяет несколько раз отрывок мелодии голосом или на инструменте.

2. Используется наглядность – ручные знаки, нотная, графическая запись.

3. Песня разучивается по фразам, т.е. фрагментами со смысловой законченностью.

4. Выстраивается 1-й звук, с которого начинается фраза.

5. Песня разучивается в замедленном темпе, а затем исполняется в авторском.

6. Педагог чётко и выразительно произносит каждую фразу, чтобы не было никаких искажений.

7. Ритм уточняется с помощью графической записи, можно прохлопать его или протактировать.

8. Каждое повторение отрывка песни должно иметь конкретное задание с объяснением, что и почему не было выполнено ранее.

9. Словесный текст учится одновременно с мелодией.

Первое знакомство с песней ставит своей целью заинтересовать детей, вызвать у них желание разучить её, чтобы петь самим, поэтому показ должен быть художественно-выразительным. Педагог обязан спеть песню так, чтобы она понравилась детям. Для этого не нужно иметь большой певческий голос, важно, чтобы мелодия и слова прозвучали ясно, выразительно, чтобы почувствовалось, что песня нравится самому педагогу, что он к ней не равнодушен. Это всегда чувствуется в исполнении.

Первый раз песню необходимо прослушать до конца, чтобы о ней сложилось целостное впечатление.

Беседа о песне, её характере, содержании не должна быть многословной; её цель – уточнить художественный образ песни. Иногда песня нравится не всем детям. Это случается с печальными песнями, но по мере «впевания» в неё, песня становится ближе, а часто и любимой («Скворушка прощается» Т.А. Попатенко; «Жаворонок» М.И. Глинки). Большую роль играют вопросы: «Понравилась музыка? Чем? Какой характер у песни? Всегда ли музыка звучит одинаково? Почему, как вы думаете?» и т.д.

Настройка в тональность. Педагог поёт последнюю фразу или любую другую, оканчивающуюся главным звуком тональности – тоникой. Тонику педагог выделяет протяжным, долгим звуком, например, «Песня о школе» Д.Б.Кабалевского, поёт фразу «Мы поём, мы поём». Затем этот звук поют протяжно ученики, вслушиваясь в общее звучание. Иногда можно петь тоническое трезвучие в нисходящем движении на какой-нибудь гласный звук.

Пофразное разучивание. Из всей песни выделяется 1-ый куплет, если песня куплетной формы, например, «Кукушка», швейцарская народная песня. Понятие о фразе закрепляется при разучивании песни, при выполнении требования «петь фразу на одном дыхании», «не брать дыхание посреди фразы» или при разборе строения песни (повторность фраз, их контрастность или схожесть).

Движение мелодии хорошо усваивается при её показе рукой («Карусель») ручными знаками, в графической, а позднее в нотной записи. Применяя принцип наглядности, привлекаются сведения из музыкальной грамоты. Это позволяет лучше освоить песню, в то же время знания детей приобретают прочность и осознанность.

На последующих уроках, прежде чем приступить к повторению песни целиком, учитель пропевает с детьми наиболее уязвимые по интонации, произнесению и ритму места. Итак, ещё не закончив работу над одной песней, учитель на втором уроке переходит к следующей, далее – к третьей, работая таким образом над 2-3 песнями сразу.

Благодаря такому построению уроков, на работу над каждой песней приходится больше уроков, а это позволяет разучить, закрепить песню и довести её до более законченного, совершенного исполнения.

Работа над выразительностью исполнения

Эта работа сопровождает весь процесс разучивания песни с самого начала. Благодаря собственной активной практике (пению), дети начинают понимать, что «мелодия – душа музыки», что характер произведения зависит от многих выразительных средств, но в некоторых случаях какое-то из них особенно важно, является главным. Например, «В нашем классе» звучит то как песня, то как танец (вальс, полька), то как марш, в зависимости от размера, темпа, динамики, самого характера звука (решительного, энергичного).

Добиваясь чистого выразительного пения, учитель развивает у детей:

- эмоциональную отзывчивость;

- воображение;

- музыкальный слух и память;

- аналитические навыки (анализ движения мелодии, её настроение);

- знание и понимание основных средств музыкальной выразительности;

- умение оперировать основными понятиями о высоте и длительности звука, динамике, форме (запев, припев и т.д.), мелодии, аккомпанементе и т.д.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.