1. Перед слушанием песни на доске написать ноты или вывесить плакат с нотной записью, чтобы дети могли следить за движением мелодии по нотной записи. Даже если ребята совсем не знают нот – это будет подготовительным упражнением.
2. Разъяснить, что последняя нота – это главный тон (тоника).
3. Настройка. Видят графическое изображение и поют тонику.
4. Названия нот детям пока не сообщают, разучивание песни по слуху продолжается обычным порядком. Нотная запись (с помощью вопросов помогает увидеть, услышать и почувствовать движение мелодии, ритмический рисунок).
Разучивание песни с помощью нотной записи
Работа происходит также, но сначала идёт анализ нотного текста по схеме:
1. Настройка на главный звук песни (исполняют тонику, тоническое трезвучие).
2. Движение мелодии: поступенное, вверх, вниз, на одной высоте, через ступень, волнообразное, скачками (на примере попевки «Разные ребята»).
3. Ритмический рисунок (какими длительностями представлен).
4. Динамические оттенки.
5. Структура песни (фразы, запев, припев, количество куплетов);
6. Чтение нот с тактированием.
7. Сольфеджирование данной мелодии с тактированием в заданном размере.
8. Выразительное исполнение песни со словами.
Важно, чтобы педагог очень внимательно следил за чистотой интонирования, чтобы соблюдалась высота звука и ритм, вовремя мог бы остановить и исправить ошибки в опоре на нотную запись.
Д/З:
1. Знать теорию вопроса
2. Подготовить сообщение на тему «Подготовка учителя к работе над песней (вступительное слово, выразительное исполнение, выявление вокально-хоровых трудностей, определение путей их преодоления)»
3. Моделирование плана-конспекта по разучиванию песни для учащихся 1-4 классов (по выбору) с выделением задач обучения пению, методов и приёмов коллективной и индивидуальной работы с детьми с точки зрения формирования у младших школьников УУД (см. практическую работу №…)
Литература:
1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 100-123
2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 231-246.
Проверь себя
План-задание:
Теоретический блок
1. Дайте определение следующим понятиям:
- певческая установка; - диапазон; - звукообразование; - атака звука; | - твёрдая атака; - мягкая атака; - дикция; - артикуляция; | - артикуляционный аппарат; - ансамбль; - строй; - импровизация. |
2. Чем объяснить преимущество хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников?
3. Каковы цель и задачи хорового воспитания младших школьников?
4. Каковы особенности голосового аппарата младших школьников?
5. В чём суть охраны и гигиены детского голоса?
6. Каковы основные вокально-хоровые навыки?
7. Назовите способы разучивания песни.
8. Раскройте этапы работы над песнейс младшими школьниками.
2. Практикоориентированный блок
Смоделируйтеплан-конспект по разучиванию песни для учащихся 1-4 классов (по выбору) с выделением задач обучения пению, методов и приёмов коллективной и индивидуальной работы с детьми с точки зрения формирования у младших школьников УУД (см. Д/З, практическую работу №…)
Практическое занятие №…
2.2.3. Проведение фрагмента урока по разучиванию песни. Методы формирования вокально-хоровых навыков (показ, задания, упражнения). Распевание. Этапы работы над песней
Цель: закрепить полученные теоретические знания; смоделировать и провести фрагмент урока по разучиванию песни с указанием ожидаемого результата УУД.
Оборудование:
- программа «Музыка», 1-4 кл.;
- звукозаписи, ТСО;
- хрестоматии, 1-4 кл.;
- схемы для анализа и самоанализа деятельности.
Рекомендации по составлению фрагмента урока разучивания песни
Выполняя пошаговые действия при составлении фрагмента урока, укажите ожидаемый результат УУД
1. Вдумайтесь в музыкальный и поэтический текст, определите характер песни, которую планируете разучить с учащимися.
2. Продумайте форму и содержание вступительного слова перед слушанием песни (беседа, рассказ об авторах, истории создания и др.).
3. Чётко сформулируйте задание перед слушанием вокального произведения на уровне темы урока, четверти. Обратите внимание детей на характер и содержание произведения.
4. Исполните всю песню выразительно в заданном темпе, характере или предложите прослушать её в звукозаписи.
5. Сделайте краткий анализ произведения.
6. При первичном знакомстве с вокальным произведением на первом уроке разучивают только один куплет, для этого исполните его отдельно.
7. Теперь приступайте к пофразному разучиванию, не забывая о словарной работе.
8. Чётко проговорите первую фразу, затем чисто и выразительно пропойте её.
9. Настройте учащихся на первый звук фразы (добейтесь точного звучания).
10. Исполните фразу все вместе.
11. То же проделайте со второй фразой.
12. Соедините обе фразы.
13. Разучите 3-ю, затем 4-ю фразы, соедините их.
14. Пропойте с учащимися весь куплет.
15. Предложите ребятам исполнить разученный куплет самостоятельно; Предложите детям различные варианты исполнения (цепочкой, по рядам, по ролям: мальчики, девочки; солист – хор, группа солистов; стоя, сидя и др.).
16. Предложите ребятам оценить своё исполнение.
17. Оцените сами исполнение детей (корректно указав на достоинства и недостатки).
Схема для анализа вокально-хоровой работы:
1. Правильность определения: темы, целы урока, значение данного вокального произведения в теме урока.
2. Рациональность выбора формы и содержания вступительного слова (история песни, сведения об авторах, использование презентации и т.д.), целеполагание.
3. Эмоциональный и интонационно выразительный показ песни.
4. Соблюдены:
- логика построения вопросов для первичного анализа вокального произведения (выяснение впечатлений, характера, содержания, развития, построения песни и т.д.);
- последовательность этапов работы над песней.
5. Выявлены трудности и отобраны приёмы их преодоления в вокальном произведении.
6. Использованы методы активизации певческой деятельности: словарная работа, словарь эстетических эмоций, советы по поводу исполнения песни; исполнительский (словесный, картинный) план, презентация, сольное и коллективное исполнение песни, по ролям; пение с аккомпанементом и без него (а´сappella) и т.д.
7. Использование дирижёрского жеста, подчинение его характеру произведения, художественному образу.
8. Правильно спрогнозирован ожидаемый результат (УУД) в процессе разучивания (исполнения) песни.
9. Правильно оформлен фрагмент конспекта урока в соответствии с требованиями к нему.
10. Личностные проявления: уверенность, владение собой; умение удерживать внимание обучаемых; импровизационность и находчивость.
Требования к знаниям и умениям
Студенты должны знать:
- значение, цель и задачи по вокальному воспитанию младших школьников;
- особенности голосового аппарата и охрану детского голоса;
- певческие навыки и приёмы работы их развития;
- методику работы по вокально-хоровому воспитанию младших школьников.
Студенты должны уметь:
- разучивать вокальные произведения с младшими школьниками;
- планировать ожидаемый результат в певческой деятельности младших школьников, добиваться поставленной цели.
Критерии оценок
«отл» | – правильно определена цель деятельности, ожидаемый результат в связи с темой урока и особенностями песенного материала, соблюдены приёмы и последовательность этапов работы над песней; выразительно исполнен музыкальный материал. |
«хор» | – определена цель деятельности, ожидаемый результат в связи с темой урока и особенностями песенного материала, частично соблюдены приёмы и последовательность этапов работы над песней. |
«уд» | – недостаточно чётко определена цель деятельности, ожидаемый результат в связи с темой урока и особенностями песенного материала, недостаточно соблюдены приёмы и последовательность этапов работы над песней. |
2.2.3. музыкально-ритмические движения
Цель: ознакомление с особенностями вида музыкальной деятельности, его задачами, разновидностями движений, и методами обучения младших школьников.
Терминологический словарь
Ритм (от греч. «теку») – временная организация музыки.
Ритмика – система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.
«Ритмичные» движения – движения, вызывающие резонанс, – сопереживание движению, выражающееся в стремлении воспроизвести его.
План
1. Характеристика музыкально-ритмической деятельности младших школьников.
2. Виды музыкально-ритмичеких движений.
3. Приёмы использования движений на уроке.
4. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям.
Тезисы лекции
Дата: 2018-12-21, просмотров: 575.