Музыкальных занятий для младших школьников и учителя музыки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема учёта и оценки музыкального воспитания вызывает много. По сиё время высказываются самые различные точки зрения. Всё это говорит о сложности и важности решения проблемы. Действительно, могут ли быть определённые критерии, по которым оцениваются резуль­таты музыкального воспитания, если совершенно не­возможно измерить воздействие музыки на внутренний мир ребёнка, богатство его душевных переживаний.

Сложность учёта состоит в том, что любая музы­кальная деятельность является творческой, когда происходит раз­витие творческого воображения, что помогает учени­кам открыть для себя мир композитора: его чувства, мыс­ли, переживания, переданные в музыке. В процессе твор­чества происходит и духовное обогащение школьников.

На уроках музыки и во внеурочное время ис­пользуются разные пути развития творческих способно­стей учащихся: создание исполнительского плана песни; сочинение ритмического сопровождения к произведению; вокальная и инструментальная импровизация; сравнение, сопостав­ление произведений. И в каждом конкретном случае результат будет зависеть от ин­дивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Таким образом, педагоги учитывают не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результате му­зыкальной деятельности (в исполнении произве­дений, высказываниях учащихся о музы­ке), но и увлеченность, интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые свидетельствуют о влиянии музыки на внутренний мир ребёнка. При таком понимании учета хорошо видна и обучающая и воспитываю­щая функция.

Учёт мо­жет быть текущим и итоговым. Текущий учёт ведётся на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся — их участие в коллективной работе, а также выполнение групповых и индивидуальных заданий. Текущий учёт способствует про­верке правильности планирования и обусловливает введе­ние в него тех или иных корректив.

Итоговый учёт невозможно осуществлять только в виде контрольных работ либо индивидуального опроса учащие­ся, потому что учитель не располагает таким количеством времени, да и полученные результаты не дадут полного представления о музыкальном росте школьников. В какой-то мере ощутить достигнутые успехи позволяют заключи­тельные уроки-концерты года, стимулирующие интерес ребят и закрепляющие положительные мотивы. Увидеть же динамику музыкального развития детей можно лишь благодаря данным текущего учета. Поэтому, подводя ито­ги, учитель делает выводы, используя всю информацию, полученную об отдельных учащихся и их совместной дея­тельности в процессе повседневных занятий (на уроках и во внеклассной работе).

Поскольку музыкальная деятельность на уроке осуще­ствляется коллективно, то возникает необходимость кол­ лективного учета, который дает, например, представле­ние о сформированности таких хоровых навыков, как ан­самбль, строй, многоголосное пение. Кроме того, в прак­тике бывают случаи, когда в хоре дети поют фальшиво, а индивидуально — чисто, и наоборот, теряясь при пении по одному, вместе поют лучше. Следовательно, используя коллективную и индивидуальную формы учета, можно получить более объективные результаты о музыкальном развитии школьников.

Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности коллектива и отдельных учащихся. Важно, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициативу ребят. Поэтому успехи необходимо всегда по­ощрять, закрепив их хорошей отметкой, неудачи же можно обсудить, но оценка при этом необязательна. Коллектив­ной отметкой поощряются удачи, достигнутые учащими­ся в совместной работе: исполнении песни, поиске луч­шего варианта сопровождения к произведению и др. Ее разумное сочетание с индивидуальной оценкой оказыва­ет большое воспитательное воздействие, как на отдельных учащихся, так и на коллектив в целом.

ДЗ:

1. Знать теорию.

2. Выбрать в программе «Музыка», 1-4 кл. одну из четвертей (на выбор), ознакомиться с учебно-методическим содержанием; определить, какие частные знания по музыке должны получить школьники в данной четверти (перспектива для последующего практического занятия № …).

3. Смоделировать конспект урока музыки на основе программы «Музыка», 1-4 кл.

Литература:

3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000. – С. 208-217.

4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 346-360.

 

Практическое занятие № …

Составление тематического планирования на учебную четверть (по выбору) с определением дидактических единиц

Цель: закрепить полученные теоретические знания в практической работе; составить тематический план на учебную четверть с указанием дидактических единиц

Оборудование:

- программа «Музыка», 1-4 кл.;

- ТСО (магнитофон, ноутбук и др.);  

- хрестоматии, 1-4 кл.;

- фонохрестоматии, 1-4 кл.;

- схемы для анализа и самоанализа деятельности.

План работы

1. Ознакомьтесь с образовательной программой «Музыка» для учащихся начальных классов.

2. Выберите класс, для которого будете составлять тематическое планирование по музыке и учебную четверть.

3. Определите количество часов в данной четверти и в соответствии с этим разбейте учебный материал.

4. Определите тему каждого урока.

5. Продумайте, какие дидактические единицы необходимы для изучения каждой темы урока данной четверти:

- термины и понятия;

- музыкальный материал;

- оборудование.

6. Продумайте формы и методы контроля учащихся на каждом уроке.

7. Оформите тематическое планирование на учебную четверть в таблице (см. Образец):

 

 


Класс …

Четверть, тема четверти …

 

 

Номер и тема урока

 

 

Термины, понятия

 

 

Музыкальный материал урока

                 

 

Оборудование

Кол-во часов

 

Ожидаемый результат УУД

Формы и методы контроля

 

Сроки

(№ учебной недели)

  Личностные УУД   Познавательные УУД   Коммуникативные УУД
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3.2.1. Интонацион-но осмыслен-ная речь: устная и музыкаль-ная Общность музыкальной и разговорной речи   Интонация, виды интонации (рассудительная, утвердительная, скороговорка и др.) «Скворушка прощается» – исполнение.   «Болтунья» С. Прокофьева – слушание.   «Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.   «Кто дежурные?» Д. Кабалевского – разучивание. Портрет Д. Кабалевского;    тексты песен «Болтунья» (раздаточный материал), «Барабан» (на доске);   фрагменты нотного текста песни «Кто дежурные» (утвердитель-ной и вопроситель-ной интонации);   магнитофон, диск, клавесы 1

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

 

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

 

Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

 

Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

 

Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

  1 неделя
3.2.2. Сходство и различие музыкаль-ной и разговорной речи. Интонацион-ная выразитель-ность: сильные и слабые доли в разговорной и музыкальной речи, наличие знаков препинания в музыке и речи  «Кто дежурные?» – исполнение.   «Барабан» – исполнение.   «Болтунья» – слушание.   «Кузнец» И. Арсеева – разучивание.   «Марш» Э. Грига – слушание Портрет Э.Грига;   картинный план песни «Кто дежурные»;   словарь эмоций;   … и т.д. 1 Уст-ный опрос 2 неделя
И т.д.            

Инструкция для выполнения практического задания

1. В верхней строке укажите класс (например: 3 класс).

2. На следующей строке – учебную четверть и её тему (например:II четверть. Интонация).

3. В первом столбце запишите номер (например, 3.2.1.) и тему урока.

4. Во втором столбике – термины и понятия (новые или знакомые), необходимые при изучении данной темы.

5. В третьей графе – музыкальный материал урока и для чего он предназначен (слушания, разучивания, исполнения).

6. В четвёртой графе укажите оборудование, которое необходимо на уроке: портреты композиторов, исполнителей и т.д.

7. В пятой – количество часов на данную тему.

8. В 6-7 – ожидаемый результат УУД (личностные, познавательные, коммуникативные) в процессе изучения темы четверти.

9. В девятой – формы и методы контроля 

10. В последнем столбце – номер учебной недели в данной четверти (например, 1-я неделя).

 



Критерии оценок

«отл» – правильно распределён учебный материал по количеству часов учебной четверти; сформулированы темы уроков, определены основные термины и понятия, спрогнозирован ожидаемый результат; указаны оборудование, музыкальный материал и форма его применения в уроке; продуманы формы и методы контроля учащихся на каждом уроке;
«хор»    – учебный материал распределён по количеству часов учебной четверти; сформулированы темы уроков, частично выявлены основные термины и понятия и ожидаемый результат; указаны музыкальный материал и оборудование, необходимые при изучении данной темы; формы и методы контроля учащихся;
«уд»   – недостаточно чётко сформулированы темы уроков, выявлены термины и понятия и ожидаемый результат, указан музыкальный материал и оборудование, недостаточно продуманы формы и методы контроля знаний и умений учащихся

 

2.3.2. Особенности внеклассной музыкальной работы

                       Задачи, виды и формы внеклассной музыкальной работы    

Тезисы лекции

Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки и имеет целью углубить получаемые учащимися знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и навыки восприятия искусства. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углублённо заниматься тем, что их влечёт. Учитель же, занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Наряду с преемственностью основными принципами организации внеклассной музыкальной деятельности детей являются планомерность, последовательность, системность и увлеченность.

Организационными формами проведения занятий могут быть посещение концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов – экранизаций опер и балетов.

Последнюю из указанных форм особенно выделяли в своё время В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский. В современной ситуации близким ей, по сути, является проведение с детьми ролевых игр типа «Идём в концертный зал». Разновидность музыкальных абонементов – музыкальные гостиные. Кроме музыкальной программы, «гостиная» с целью обучения детей культуре общения включает обмен впечатлениями за чашкой чая.

Музыкальная деятельность детей может явиться составной частью комплексных занятий, проводимых во внеурочное время.

Массовые формы внеклассной работы:

- лекции-концерты для школьников;

- коллективные посещения музыкальных спектаклей (опер, балетов), кинофильмов;

- организация и проведение школьных праздников, карнавалов, конкурсов, смотров, олимпиад, КВНов, дискотек и др.

Главные задачи:

- охват наибольшего количества детей (без индивидуальной проверки музыкальных данных, без учёта особых способностей, знаний, умений и навыков);

- пробуждение интереса, активности, инициативности, желание быть участником;

- выявление детей, имеющих музыкальные данные.

Особое место в массовых формах организации внеклассной работы принадлежит ЛЕКЦИЯМ-КОНЦЕРТАМ и циклам бесед на музыкальные темы. Они могут проводиться в школе, концертных залах, ДК. Проведению лекций-концертов должна предшествовать небольшая подготовка: на уроке музыки дать краткие сведения об авторах, произведениях, истории их создания, музыкальных образах, помогающих восприятию программы лекций-концертов. При определении тем лекций-концертов, их содержания учитывается возраст учащихся и общий уровень их музыкального развития.

Перед посещением музыкального спектакля полезно познакомить школьников с музыкальными характеристиками основных действующих лиц, с содержанием ансамблей (дуэтов, трио, квартетов, квинтетов), хоров т.к. они воспринимаются неподготовленной аудиторией как нечто сумбурное.

ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ могут быть посвящены знаменательным датам, праздникам календаря (Международный женский день 8 Марта, День Победы и др.) или музыкальным событиям, музыке какого-либо народа, композитора. Праздникам нужно придумать оригинальные названия, отражающие идею. В задачи учителя входит: составление сценариев, придумывание художественного оформления (костюмы персонажей, световые эффекты, оформление афиши, зала, сцены) подбор материала, распределение обязанностей организация конкурсов, «сюрпризных» моментов. В программе должны занять место номера, подготовленные различными кружками. Всё должно быть направлено на весёлый смех, реплики, аплодисменты. Значение праздников в том, что они являются источником радостных впечатлений и оказывают большое воздействие на внутренний мир ребёнка.

КВН – это встречи, где проявляется ум, смекалка, жизнерадостность. Это встречи, на которые приходят отдохнуть, повеселиться, узнать много полезного, интересного Они проводятся 1-2 раза в год. Им предшествует большая и тщательная подготовка: составление сценария, различных заданий, которые группируются в конкурсы, подбор и подготовка участников команд, подбор репертуара, выбор ведущего и подготовка его. В программу КВН необходимо ввести музыкальный эпиграф, представление команд (капитанов и её членов), жеребьёвку, представление домашних заданий, приветствие команд друг другу и жюри, музыкальные викторины, конкурсы (любителей оперы, знатоков симфонии, болельщиков, капитанов-дирижёров, знатоков музыки, теории музыки, «композиторов», танцоров, исполнителей на инструментах, а также инсценировку песен), музыкальные паузы, слово жюри. Далее следует подведение итогов, награждение победителей. Это могут быть ноты, диски, книги о музыке и др.

ДИСКОТЕКА – форма, дающая возможность танцевать и веселиться. Она может быть классной и школьной. Может посвящаться новой популярной музыке, знаменательным датам, известным группам, творчеству отдельных композиторов. При подготовке дискотеки следует объединить совместные усилия учащихся и педагога (составление сценария). Затем идёт режиссура, выбор ведущего, подбор музыкального материала и технического оснащения (звукозапись, светотехника, слайды, кинофрагменты). На дискотеках могут иметь место диспуты, дискуссии, конкурсы, викторины, что создаёт в конечном итоге приподнятое настроение.

ВИКТОРИНА является одной из форм внеклассной работы. Это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимся ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина развивает интерес к знаниям, расширяет их кругозор, способствует развитию памяти и мышлению учащихся, их творческому воображение, находчивости, смекалки. Это помогают преподавателю выявить способности, интересы учащихся в различных областях науки, техники, искусства.

Викторина является также важным средством обогащения морального и эстетического опыта учащихся, развития их культурного кругозора, без чего невозможно формирование твердых моральных взглядов и убеждений воспитанников, их жизненной позиции.

Викторины по своему содержанию разнообразны. Различают исторические, литературные, музыкальные и смешанные викторины.

Викторина — это своеобразный конкурс. Её можно проводить и в форме аукциона: Кто первый назовет…? Кто больше знает композиторов, их произведения…? Кто больше назовет персонажей из оперы... и т.д.

Проведению викторины предшествует определённая подготовительная работа. Вначале необходимо выяснить, о чем хотят узнать учащиеся. Одновременно с этим определяется вид викторины, её форма, сроки проведения. Затем определяется цель и задачи викторины.

Педагог, изучив необходимую литературу, подбирает себе 2-3-х помощников из числа наиболее подготовленных учащихся для разработки вопросов викторины, и вместе с ними составляются в письменной форме исчерпывающие контрольные ответы. Вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными. Степень сложности, количество предлагаемых вопросов зависят от возраста, уровня подготовки учащихся, их интеллектуальных возможностей.

Перед началом викторины учащихся следует ознакомить с правилами её проведения. Если вопросы викторины вывешиваются заранее, то ответы па них учащиеся опускают в ящик в установленные сроки. В ходе проведения устной викторины важно создать определенный психологический настрой, атмосферу заинтересованности, однако, при этом нельзя допускать, чтобы вопросы и ответы потерялись в шуме. Вопросы должны задаваться громко и отчетливо, а желающие ответить поднимают руку и с разрешения ведущего по очереди дают на них ответы.

Когда участники викторины затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, в этом случае целесообразно незаметно навести их на правильный ответ дополнительным вопросом, а если и в этом случае никто не сможет ответить, то ведущий сам дает правильный ответ. Каждый ответ учащихся оценивается жюри; за правильный и почти правильный ответ присуждается два очка, за правильный, но не полный ответ - очко, затем очки суммируются, и определяется победитель.

Викторины могут проводиться и в письменной форме. В этом случае вопросы вывешиваются на больших листах бумаги или раздаются учащимся, написанными на отдельных карточках. Каждому учащемуся дается лист бумаги, где он записывает ответы, ставит свою фамилию и вместе с карточкой сдает жюри. Жюри знакомится с ответами, анализирует их и определяет победителей. С лучшими ответами можно ознакомить участников викторины.

Поощрять победителей лучше всего книгами, открытками, самодельными сувенирами. Объявление результатов и раздачу призов удобнее проводить после окончания викторины, чтобы не отвлекать внимание участников.

КЛУБ ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ – одна из форм внеклассной работы. КВН – это встречи, где проявляется ум, смекалка, жизнерадостность. Это встречи, на которые приходят отдохнуть, повеселиться, узнают много нового, интересного. Они проводятся 1-2 раза в году. Им предшествует большая н тщательная подготовка: составление сценария, различных заданий, которые группируются в конкурсы, подбор н подготовка его. В программе встреч КВН — музыкальный эпиграф, представление команд (капитанов и членов команд), жеребьёвка, домашнее задание, приветствие команд друг другу и жюри, музыкальные викторины, конкурсы (любителей оперы, знатоков симфонии, болельщиков, капитанов — дирижеров, музыкальных знатоков теории музыки, «композиторов», танцоров, музыкальных инструментов, инсценированных песен), музыкальные паузы, слово жюри, подведение итогов, награждение победителей (ноты, пластинки, книги о музыке). Приведем сценарий такого вида внеклассной работы (смотрите приложение).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОДОК. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества.

«Волшебно-театрализованная» форма внеклассной музыкальной работы, которая называется «Музыкальный город», была разработана учительницей школы № 103 Черемушкинского района города Москвы С. Синчук. Структура этого «городка» такова:

Основными взаимодополняющими формами исполнительской деятельности является творческий коллектив «Музыкальная азбука» и ансамбли ударных инструментов. Особой формой слушания музыки служат «Встречи в «Музыкальном городке». Своеобразные информационные точки «Библиотека городка» и «Новости», и «Музыкальный вернисаж» выполняет роль художественного центра всего комплекса и представлен, во-первых, рисунками и поделками на музыкальные темы и, во-вторых, «Альбомами музыкальных впечатлений», носящих систематический характер.

Творческий коллектив «Музыкальной азбуки» — это один из видов исполнительской деятельности детей, направленный на развитие их певческих навыков. Это не просто хор, а именно творческий коллектив, исполняющий песни-сценки, песни-игры, песни-шутки с элементами танцевальных движений, театрализация.

Таким образом, серьезная вокально-хоровая работа становится для детей увлекательным занятием, всегда живым, необычным, доставляющим радость творчества.

Занятия ансамбля ударных инструментов, как и хора, проходят раз в неделю. Дети играют на бубнах, металлофонах, ложках, кастаньетах (в сопровождении фортепиано). Подобный вид исполнительской деятельности прививает детям навык коллективного музицирования, развивает чувство ритма, координацию движений, дает возможность глубже воспринимать музыку.

«Встречи в «Музыкальном городке»: на них в необычной, театрализованной форме, с привлечением смежных видов искусства, с участием сказочных персонажей, дети учатся слушать музыку. «Встречи в «Музыкальном городке» построены в виде «прогулки» по городку, где живут герои музыкальных произведений. Все пьесы «Встречи» объединены общим сюжетом, как правило, сказочного содержания. Каждая «Встреча» проходит в особой атмосфере. Подаче материала в необычной форме способствует оформление кабинета по теме занятия. Своеобразным откликом на музыку являются рисунки, аппликации, изделия из пластилина учащихся на услышанное произведение.

В «Музыкальном городке» ребята постоянно ведут «Альбом музыкальных впечатлений», выполняя в нем задания после каждой «Встречи» (детям предлагается выразить свои впечатления от прослушанного произведения либо в рисунках, либо в знаках). А знаки в этом «городке» такие: крупно нарисованная нота, кружок, который превращается то в радостное, то в печальное личико, то закрашивается в цвет, выбранный для какого-нибудь произведения. Более того, фантазия некоторых детей подсказывает им нарисовать «ноту-мячик», «ноту-солнышко», «ноту-цветок».

Новости «музыкального городка» - это стена, на которой помещаются афиши, объявления о концертах, встречах, фотографии.

В «Библиотеке» городка книги о музыке, написанные специально для детей.

В конце года проводится итоговая работа. «Музыкальный городок», как правило, это театрализованный концерт. На него приглашаются учителя, родители, учащиеся. Программой предусмотрены разные номера: литературно-музыкальные композиции, выступления хора, отрывки (сцены) из опер, танцевальные миниатюры, пьесы в исполнении ансамблей ударных инструментов. Ведущими являются сами дети в костюмах «скрипичного и басового ключа». На концерте имеют место «музыкальные переменки», на которых желающие состязаются в разгадывании кроссвордов, ребусов, шарад, музыкальных игр, загадок.

Творчество в той иди иной форме доступно каждому. Идеи развития воображения прокладывают себе путь весьма медленно и нужны постоянные усилия в продвижении их вперед. Вот почему «Музыкальный городок» приглашает детей быть не столько гостями, сколько его хозяевами. Учитель при помощи музыки, фантазии, сказки делает искусство частью жизни школьников не только во внеклассной работе в школе, но и в дальнейшей судьбе ребёнка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ. Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного лексического слова «гостиная» – это комната, в которой принимают гостей и, одновременно, это процесс приема гостей.

Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения. /Заметим, «свободным» общение называется не потому, что оно анархично и спонтанно, а потому, что свободно от предметного результата./ Вот её общие контуры.

Сбор гостей /15-20 мин/ оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одарит улыбкой, приветствуя, производит «психологическое поглаживание».

Первый момент — представление гостей. Если появляется новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем гостям. Затем любой может сказать о ком-то несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, серьезными, веселыми — здесь главное — доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже к моменту представления может зародиться ситуация песни, если представленный гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню — все присутствующие ему подпевают.

Далее, согласно очерченному нами контуру, проходит «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической — то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной – случаи под названием «Я и спорт» и т.д.

Если гости (например, старшеклассники) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать выделить в ней один отучай, который, скорее всего, сыграл решающую роль на пристрастия и интересы сегодняшние. Но обычно предлагается, что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, а когда ему удается вызвать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: «Что я вам принес». В соответствии с названием гостиной, преподносятся музыка или поэзия» слайд или сообщение, совет или открытка. Сувениры преподносят лишь те, кто хочет—никакого насилия, учета и контроля быть не должно.

В гостиной всегда звучат анекдоты – остроумные короткие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски доносят этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что «принимаются» не все анекдоты, а лишь те, которые тематически связаны с характером гостиной. Такое суровое условие вынуждает гостей к творческому отбору, либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, коллективное пение, то последней завершающей частью гостиной является игра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная и т. д. В игре принимают участие все гости, они к тому времени сблизились, перестали стесняться, свободны и инициативны.

Завершается гостиная моментом «Стоя в прихожей, я хочу сказать». Гости, произносят какие-то последние слова, неожиданно дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.

Все сказанное выше касалось содержательного контура гостиной. Однако следует понимать, что «гостиная» — это «комната». Необходимо позаботиться о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, красоте оформления, костюмах «хозяйки» иди «хозяина».

ПЯТЬ МИНУТ С ИСКУССТВОМ. Практика создала гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству — эта форма получила название «(Пять минут с искусством». В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения,

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущённых по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни опенок не производится. Свободное впечатление и свободное общение - без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идёт о всемирно известном художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами…».

Содержание организованной художественной деятельности детей зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художественного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие — либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: «В связи с юбилейной датой», «в связи с протекающими событиями с настроением», «хронологический, тематический, жанровый и т.п.». Наилучшим методическим решением на данный момент педагогической ситуации в школе является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран проецируется через диапроектор картина Ботичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди, или портрет Струйской кисти художника Рокотова демонстрируется со звучанием ноктюрна Шопена. Тогда активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, – в итоге, дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают положительное отношение к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения.

Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что назначение «Пяти минут с искусством» не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры и «полюбить» искусство, акцент педагогического внимания ставятся на процессе предъявления искусства более чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период воспитания, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.

Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, картины, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать вести «Пять минут с искусством» этим детям. Через некоторое время в школьном коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью, но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.

ШКОЛЬНАЯ ФИЛАРМОНИЯ. Цель такой формы – воспитание слушателя, а средство для этого – концерты профессиональных коллективов. В практике концертно-филармонических организаций содержится немало ценного, и это может быть взято на вооружение школой, в частности, во внеклассной работе тут и увлекательные концерты-беседы, и музыкально-литературные композиции с удачными «сюжетными ходами» и формы совместного музицирования лектора, артистов-исполнителей и школьников.

Над совершенствованием форм и средств пропаганды музыкального искусства, над расширением сферы музыкального просветительства филармониям предстоит думать со всей школой. Вместе – это значит с обоюдной заинтересованностью в совместных встречах, в укреплении контактов учиться друг у друга методам художественно-эстетического, музыкально-эстетического воспитания учащихся, влиять на их духовный мир, исходя из единого, основополагающего принципа «Музыка – это сама жизнь».

ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Школьные праздники являются одной из массовых форм внеклассной работы. Их тематика может быть самой разнообразной, но особое значение приобретают календарные Праздники (Рождество, Новый год и др.), посвященные знаменательным датам (Международный женский день 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы и др.). Музыка в сочетании с Другими видами искусства (живописью, литературой) делает праздники эмоционально окрашенными.

В школе проводятся и музыкальные праздники. Они посвящаются современной песне, музыке народов нашей страны, событиям музыкальной жизни.

Праздники должны доставлять детям радость, объединять, вызывая общие чувства, переживания, давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, творческую инициативу.

При подготовке праздника всегда учитывается возраст и интересы, склонности ребят, особенности класса. Ведь то, что интересно первоклассникам, уже не увлекает учащихся 4-х классов. В организации праздников, кроме учителя музыки, активное участие принимают учителя начальных классов и воспитатели группы продленного дня.

Необходимо найти оригинальное название праздника, отражающее его идею, составить сценарий, продумать художественное оформление, подобрать литературный и музыкальный материал, распределить основные обязанности.

Большое значение придается художественному оформлению. На новогоднем празднике – красиво украшенная, светящаяся огнями ёлка. Дед Мороз, Снегурочка; зал украшается снежинками серебряным дождём, гирляндами; на стенах – изображение сказочных героев. Следует тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их количество. Восхищение и оживление вызывают яркие костюмы персонажей, световые эффекты, а реакции ребят проявляются в весёлом смехе, репликах, аплодисментах.

Музыкальные и литературные произведения должны быть высокохудожественными и интересными для детей. Качество исполнения репертуара зависит от навыков и умений школьников. Кроме песен и стихов, выученных на уроках, обязательно готовится и новый материал, который разучивается постепенно, заранее, чтобы избежать перегрузки,

В сценарий вводятся номера, подготовленные участниками школьных кружков: хорового, драматического, фольклорного ансамбля, сольного пения, – словом, тех которые есть в школе. Важно организовать и различные конкурсы, связанные с тематикой праздника (на лучшее исполнение стихов, песен, танцев, оформление новогодних костюмов и др.). С этой целью учащимся даются задания в соответствии с их интересами и способностями.

Являясь источником радостных впечатлений, праздник оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка, обогащает его внутренний мир.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Они могут быть проведены на классных часах (в одном классе, в параллели).

Ведущее место на тематическом занятии отводится всем видам музыкальной деятельности: пению, слушанию музыки, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ, творчеству. Тематика может быть такой: «Баба-Яга в музыке», «Детский альбом П.И.Чайковского», «Сказочные птицы в музыке», «Твой любимый композитор», «Русские народные инструменты» и др.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ объединяют различные виды художественной деятельности (музыкальной, литературной, изобразительной), которые связаны одной темой («Космос», «Природа и искусство», «Зимушка-зима»). В их плане имеют место загадки, пословицы, поговорки, стихи, приметы, новые рассказы, песни и слушание музыки. Полученные впечатления находят отражение в рисунках, аппликациях, оформлении.

II . КРУЖКОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Внеклассная работа проводится в школе и другим путём - путём организации кружков - хоровых, инструментальных, сольного пения, ансамблей (ДМИ, детского фольклорного), детского музыкального театра, клубов любителей музыки. Вступление в какой-либо кружок обусловлено наличием желания школьников.

ХОРОВОЙ КРУЖОК – от классного хора отличается разновозрастным составом. Младший хор объединяет учащихся начальной школы (1-4 кл.). Подростковый хор – учащиеся 4-5 и 5-7 или 4-7 классов. Главное в хоре – пение. Продолжительность занятий в хоровом кружке 45 минут (младший хор) 2-3 раза в неделю, подростковый хор старшеклассников - 2 академических часа (с перерывом). На занятиях в большей степени, чем на уроках, имеет место ПЕНИЕ ПО НОТАМ – по партиям.

Большое значение имеет создание ОБЩЕШКОЛЬНОГО СВОДНОГО ХОРА, объединяющего все коллективы для исполнения намеченных произведений.

Приёмные испытания – поступающему в хор можно предложить:

- спеть любимую или популярную песню а капелла;

- спеть эту же песню от разных звуков;

- повторить за учителем какой-либо мотив;

- прохлопать заданный ритм.

Прослушивание проводится индивидуально или небольшими группами. Численность хора – 25-70 человек. Занятия должны быть тщательно спланированы. Они должны начинаться с распевании - настройки певческого аппарата, с упражнений, которые повторяются на каждом занятии и дополняются новыми. Упражнения могут быть связаны с разучиваемым репертуаром и строиться на его материале для преодоления конкретных трудностей.

КРУЖОК СОЛЬНОГО ПЕНИЯ может быть самостоятельным коллективом или входить составной частью в хор, т.к. целью его является не подготовка солистов-певцов, а запевал в хоре.

АНСАМБЛИ ДМИ И ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ – очень желательны, хотя и редки в школах из-за материальных и организационных причин.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ - его репертуар обращен к народным попевкам, потешкам, прибауткам, песням, исполнение которых связано с варьированием, импровизацией мелодий, текстов, движений игровой ситуацией. Работа с фольклорным ансамблем требует от учителя тщательного анализа песенного материала, прослушивания и изучения записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара. Всё это способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. В нём может быть поставлена детская опера, для чего необходимы солисты, хор, танцевальная группа, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители. Сначала можно увлечённо рассказать учащимся о содержании, композиторе, творчестве, музыкальных характеристиках героев, уточнить идею, познакомить с главными мелодиями для представления произведения в целом. Затем с детьми обсудить и подобрать исполнителей ролей и дублёров, продумать организацию подготовки спектакля (костюмы, декорации). Учитель разучивает партии с каждым исполнителем, готовить дуэты, хоры, танцы, организует сводные репетиции. В заключении создаются яркие красочные афиши.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ:

Внеклассная работа должна быть спланирована с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся и проводиться в сочетании с другими видами искусства (живописью, литературой).

Учителю важно заботиться о поощрении в концертных выступлениях учащихся для родителей, шефов, школы, ветеранов. Концерты не должны быть частыми, продолжительными и сложными по программе во избежание утомления кружковцев и небрежного исполнения.

В обязанности учителя входит работа по отбору репертуара. Он должен быть доступным и интересным детям, обогащать их ум и сердце, быть посильным для исполнения. Репертуар должен включать народную, старинную, современную музыку, произведения русских и зарубежных композиторов.

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКЕ:

Она является хорошим дополнением к урокам музыки в школе.

Формирует нравственные, эстетические чувства, взгляды, убеждения, самостоятельность, творческую активность, интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Развивает музыкально-творческие способности, фантазию, художественные воображения.

Домашнее задание – смоделировать конспект урока по музыке в любой форме; подготовиться к защите конспекта урока на основе программы «Музыка», 1-4 кл. (тема урока – по выбору)

Литература:

1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000. – С. 191-207.

2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 285-346.

3. http://cyberleninka.ru/article/n/obschie-metody-i-formy-organizatsii-muzykalnogo-vospitaniya

Дифференцированный зачёт

Дата: 2018-12-21, просмотров: 439.