По МДК 01.08. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Паспорт

Контрольно-оценочные средства предназначены для промежуточной аттестации (дифференцированного зачёта) и оценки результатов освоения МДК «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» в третьем семестре (осенний семестр) по окончании курса обучения, разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Оценка деятельности студентов на этапе промежуточной аттестации включает две составляющие: процедуру оценивания, ориентированную на определение степени усвоения умений и знаний студентов, и процесс оценки компетенций (субкомпетенций), формируемых в процессе освоения содержания МДК и в процессе организации обучения.

Форма контроля: дифференцированный зачёт.

В предполагаемой зачётной работе объектами оценки является защита продукта творческой деятельности на основе усвоенного за курс обучения объёма и уровня профессионально значимой информации.

В части контроля усвоенного объёма профессионально значимой информации предполагается проверка знания студентами следующих дидактических единиц: целеполагание урока и видов музыкальной деятельности; отбор эффективных методов и приёмов музыкального воспитания; моделирование и защита конспекта урока музыки с указанием ожидаемых результатов, УУД в ходе предполагаемой реализации продукта творческой деятельности.

Вышеперечисленные умения и знания являются основой для освоения субкомпетенций, а именно:

- владение грамотной письменной и устной речью, содержательное изложение своих идей в письменном виде и владение эмоционально-выразительными речевыми средствами (навыками убеждения) – ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- соответствие подготовленного плана требуемым критериям; выстраивание деятельности и сбор ресур­сов, соответствующих новым целям и задачам (корректировка действующих планов); в рамках ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- обеспечение выполнения решений (поиск различных вариантов выполнения решений: представление примеров принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения) в рамках ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- работа с информацией: личностное и профессиональное развитие (проявление самостоятельности и критичности в работе с информацией) в рамках ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- выбор эффективных методов, приёмов, средств организации учебной музыкальной деятельности – ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки;

- создание положительной мотивации; целеполагание; актуализация приобретённых умений, знаний и выявление границ знания-незнания; постановка учебной задачи и определение способов её решения; включение нового знания в систему имеющихся знаний и умений – ПК 1.2. Проводить уроки;

- обоснование используемых методов, приёмов и средств – ПК 1.4. Анализировать уроки;

- оформление конспекта урока – ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования;

- разработка конспекта урока с учётом образовательного стандарта, программ учебной дисциплины, особенностей класса – ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Задание для дифференцированного зачёта представлено в одном варианте – каждый студент разрабатывает конспект урока по определённой теме и защищает его.

Задание в зачётной работе по характеру является компетентностно-ориентированным, и направлено на формирование субкомпетенций (части компетенции, отдельного умения) на предложенном материале, представляет собой практическое задание (защита самостоятельно предварительно разработанного конспекта урока музыки), проверяющее, с одной стороны, собственно результат обучения по предмету, с другой – отражающую личностные особенности обучающегося в овладении общеучебными (универсальными) и практическими умениями.

Предложенное практическое задание позволяет студенту быть в позиции «учителя», а, следовательно, продемонстрировать рефлексивные его способности и мотивацию к обучению. Смоделированный конспект урока и его защита создают условия для проверки умений общего способа действий с учебным материалом и определения студентом и преподавателем, на каком этапе и уровне сформированности умений находится обучающийся и для будущего планирования коррекционно-развивающей работы по их совершенствованию.

Задание оценивается в балльной системе: от 1 до 3 баллов (1 балл – недостаточно чётко определена цель урока и видов музыкальной деятельности, соблюдена структура и последовательность этапов работы с музыкальным материалом, сформулированы вопросы и задания, отражены предметные знания; 2 балла – определена цель урока и видов музыкальной деятельности, с учётом общих цели и задач музыкального занятия; недостаточно чётко зафиксирован момент целеполагания или он осуществляется только учителем, выстроена последовательность этапов работы, сформулированы задания по видам музыкальной деятельности, сделаны выводы, определён ожидаемый результат, универсальные учебные действия (УУД) учащихся; 3 балла – правильно определены цель, задачи музыкального занятия и видов музыкальной деятельности, зафиксирован момент целеполагания, логично выстроены этапы, продуманы и эффективно применены методы и приёмы, чётко сформулированы задания, выводы, ожидаемый результат, УУД). Границы отметки определяются максимальной суммой баллов, полученной по оценке каждого проверяемого умения и действия студента с ним в соответствии с инструкцией в процентном соотношении: 50/75/90.

Формируемые субкомпетенции в предметной области оцениваются по шкале от 0 до 2 баллов двумя способами: самоанализ и экспертная оценка преподавателя. (Приложение 3).

Уровень учебных достижений:

4 - хороший,      

3 - приемлемый (базовый),

2 - слабый,

1 - неприемлемый.

Объективность самооценки анализируется совместно с обучающимися на этапе анализа зачётной работы.

Задания для дифференцированного зачёта

Инструкция

Вам предстоит сдать зачёт по изученным разделам и темам МДК «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом».

Цель: защита конспекта урока музыки – оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций обучающегося по профессиональной деятельности в области музыкального воспитания младших школьников.

Задачи: в ходе написания конспекта урока и его защиты, его самоанализа – продемонстрировать владение материалом по «Теории и методике музыкального воспитания с практикумом» и уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы начального общего образования.

Сегодня у Вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенных заданий. Оценка складывается из количества набранных баллов (конспект урока и его защита), которые переводятся в качественную и определяется уровень Ваших учебных достижений, умений и знаний. Оцените Ваши знания и достижения по изученному курсу.

Задание. Внимательно прочитайте инструкцию и предложите Ваш вариант действий для конструктивного решения.

В школе, в середине учебной четверти, заболел учитель музыки и Вам, как учителю начальных классов предложили разработать и провести урок музыки с учащимися в соответствии с календарно-тематическим планом в рамках темы четверти. Сможете ли вы выполнить задание?

1. Разработайте и оформите конспект урока в соответствии с инструкцией (Приложение № 1).

2. Защитите проект урока (Приложение № 2).

3. Проведите самоанализ результатов своей педагогической деятельности, изложите свои наблюдения и выводы. Используйте предложенные критерии оценки проекта урока и оцените Ваш конспект на соответствие требованиям. За предложенный Вами вариант по каждому из критериев Вы можете получить от «0» до «2» баллов (Приложение № 3).

Условия выполнения задания:

Время выполнения: 90 минут

Условия доступа к дополнительным справочным материалам: программы «Музыка» для начальной школы, хрестоматии, фонохрестоматии.

Наблюдение за процессом выполнения задания: обязательно; осуществляется преподавателем.

Инструмент проверки: защита конспекта урока, самопроверка.

Проверяемые умения в рамках ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4:

- правильно определена цель урока и видов музыкальной деятельности в рамках темы и цели занятия;

- правильно определён тип урока и выдержана его структура;

- правильно зафиксированы и организованы этапы урока, определён ожидаемый результат и УУД, выдержаны временные рамки;

- правильно отобраны методы и приёмы работы с разными видами музыкальной деятельности при реализации цели урока;

- правильно зафиксирован момент целеполагания;

-правильно спланированы ожидаемые результаты и формирование УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные);

- грамотное оформление конспекта урока.

Критерии оценки:

Выполненное Вами задание оценивается в балльной системе: от 1 до 3 баллов:

- 1 балл – недостаточно чётко определена цель урока и видов музыкальной деятельности, соблюдена структура и последовательность этапов работы с музыкальным материалом, сформулированы вопросы и задания, отражены предметные знания – «удовлетворительно»;

- 2 балла – определена цель урока и видов музыкальной деятельности, с учётом общих цели и задач музыкального занятия; недостаточно чётко зафиксирован момент целеполагания или он осуществляется только учителем, выстроена последовательность этапов работы, сформулированы задания по видам музыкальной деятельности, сделаны выводы, определён ожидаемый результат, универсальные учебные действия (УУД) учащихся – «хорошо»;

- 3 балла – правильно определены цель, задачи музыкального занятия и видов музыкальной деятельности, зафиксирован момент целеполагания, логично выстроены этапы, продуманы и эффективно применены методы и приёмы, чётко сформулированы задания, выводы, ожидаемый результат, УУД – «отлично».

                                                  

Приложение № 1

Инструкция

по разработке конспекта урока музыки:

I. Укажите в конспекте:

- класс, четверть, номер урока (цифрами, например: 1.2.3, т.е. 1 класс, 2 четверть, 3 урок);

- тему четверти;

- тему урока;

- цель урока;

- задачи урока (воспитательная, образовательная, развивающая);

- тип урока;

- средства обучения (оборудование);

- музыкальный материал (автор, название музыкального произведения, действия с ним: слушание, разучивание, исполнение – пение, движение под музыку и т.д.);

- литература;

- эскиз доски;

- ход урока.

II. Ход урока оформляется грамотно, аккуратно в таблице (возможен компьютерный вариант) по следующему образцу:

Ход урока:

Этапы, временной аспект, методы и приёмы Содержание Планируемый результат, УУД
     

1. В первом столбике таблицы прописывается: а) этап урока; б) временной аспект (например, 2´); в) методы (наглядно-слуховой или наглядно-зрительный, метод анализа, сравнения, сопоставления, музыкальной драматургии и т.д.) и приёмы работы, используемые на каждом этапе занятия (рассматривание портретов композиторов, исполнителей, иллюстраций, схем, нотной, графической записи; слушание музыкальных фрагментов и т.д.).

2. Во второй графе конспекта подробно отражается содержание деятельности учителя (фотографическая запись): слова, произносимые педагогом, вопросы для беседы с учащимися и задания; здесь же в скобках записываются примерные ответы учащихся. В содержании урока необходимо указать:

Вход в класс

- задание на вход в класс под музыку (название произведения, автор);

- вопросы для анализа (на уровне темы) предполагаемые ответы учащихся и микровывод.

Целеполагание – отразите в конспекте как будет происходить постановка (принятие) учебной цели учащимися.        

Восприятие

- вступительная беседа и задание перед слушанием музыки (2-3 главных вопроса, на которые предстоит ответить учащимся после слушания);

- слушание и анализ музыкального произведения (вопросы на уровне темы и предполагаемые ответы учащихся);

- микровывод и переход к следующему этапу урока (виду деятельности).

Пение

- вступительное слово, целеполагание, слушание вокального произведения;

- краткий анализ содержания, характера произведения на уровне темы;

- разучивание или исполнение вокального произведения;

- вывод по исполнению (оценку дают сами учащиеся, затем учитель);

- микровывод, который учащиеся сделают самостоятельно или с помощью учителя, и т.д. с другими видами музыкальной деятельности.

Проверка домашнего задания и задание на дом (при его наличии).

Обобщение по уроку (на уровне темы) – 1-2 вопроса.

Подведение итогов и выставление оценок.

Выход из класса под музыку (указать произведение, его автора) – формулировка задания.

3. В третьей графе указываются:

а) планируемый результат (чему научатся или получат возможность научиться дети), например: размышлять об истоках музыки, правилам слушания, пения и т.д., узнавать на слух музыкальные произведения; определять характер, настроение, жанровую основу музыки, тембр музыкальных инструментов, певческого голоса и т.д.; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи и т.д.;

б) УУД (универсальные учебные действия):

- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы, например: узнавать, выбирать, использовать общие приёмы решения слушательской, исполнительской задачи и т.д.;

- регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, т.е. выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя…, преобразовывать познавательную задачу в практическое действие, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно и т.д.;

- коммуникативные, обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, например: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыку; составлять своё мнение об услышанном; принимать мнение других людей о музыке; формулировать собственное мнение и позицию и т.д.;

- личностные, позволяющие сделать учение осмысленным, направленным на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяющих им сориентироваться в нравственных нормах, правилах – уметь соотносить себя с мотивированным восприятием музыки, адекватно оценить себя как слушателя, испытывать чувство гордости за свой народ, за культурное наследие народа своей и другой страны, эмоционально относиться к музыке в её самобытном разнообразии; общаться со сверстниками в процессе решения коллективных творческих задач и т.д.

 

                       

 

Приложение № 2

План защиты конспекта урока

1. Назовите:

- тему урока и его место в теме четверти;

- цель и задачи;

- средства обучения;

- литературу.

Кратко изложите последовательность и взаимосвязь этапов предполагаемого урока, с указанием:

- целеполагания (ожидаемого результата);

- формы работы;

- видов музыкальной деятельности (слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на ДМИ);

- методов музыкального обучения;

- формирования УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).

2. Сделайте вывод по итогу урока.

Приложение № 3

Оценочный лист к заданию. Самооценка моей готовности (от 0 до 2).

Примерная схема анализа урока

Проверяемые умения Студент Преподаватель
- соответствие темы урока программе и его места в системе уроков по разделу;    
- точность формулировок целей (задач) урока;    
- чёткость, доступность постановки целей для учащихся; обучение их целеполаганию;    
- целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом;    
- психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя);    
- чёткость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач в музыкальном обучении;    
- отражение специфики деятельностного подхода в музыкальном обучении в учебном содержании, формах работы и видах музыкальной деятельности;    
- соблюдение научности, фактической точности и доступности;    
- полнота освещения темы; логичность и системность изложения; выделение главного, наличие выводов;    
- доказательность, иллюстративность;    
- воспитывающий характер содержания;    
- эффективность методов и приёмов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;    
- эффективность методов и приёмов активизации познавательной деятельности учащихся;    
- связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;    
- обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;    
- разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);    
- уместное соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;    
- чёткое и грамотное в речевом отношении объяснение методики выполнения заданий;    
- уместность игровых и занимательных моментов на уроке;    
- эффективность проверки знаний, умений и навыков на различных этапах урока;    
- формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке);    
- умение активизировать деятельность учащихся;    
- предоставление учащимся возможности самовыражения;    
- речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика поз и движений);    
- планирование ожидаемого результата и формирование УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных);    
- степень достижения поставленных целей;    
 

Итого максимально возможный балл – 52, минимальный – 26.

Уровни оценивания:

0 баллов – не умею, не понимаю, способом не владею, надо серьёзно работать; не учитываю время при планировании работы;

1 балл – умею, но сомневаюсь в своём решении, допускаю ошибки, требуется тренировка в применении способа, алгоритмов; время планирую, но нерационально;

2 балла – умею, выполняю задание верно, уверенно; правильно планирую время.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.