В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Их можно условно разделить на 3 группы:
1. Певческая установка.
2. Вокальные навыки (дыхание, звукообразование, дикция).
3. Хоровые навыки (строй, ансамбль).
Необходимым условием формирования певческих навыков является певческая установка:
- стоять или сидеть прямо, подтянуто, ненапряжённо;
- плечи развернуты, слегка отведены назад;
- голову держать прямо, как бы следя за полётом звука.
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. С первого урока необходимо познакомить учащихся с основными дирижёрскими жестами: ауфтакт (внимание, дыхание), вступление и окончание пения (снятие звука). Формируя навыки певческого дыхания у младших школьников, учителю следует учесть, что ввиду поверхностного (ключевого) и короткого дыхания дети часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, что недопустимо в хоровом исполнительстве. Когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание.
Не менее важным является навык звукообразования. Хормейстер Л.М.Абелян объясняла ребятам значимость навыка звукообразования так: «Для того чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши – это контролёры. Они определяют – правильно или неправильно поют песню. Следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встаёт во весь рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок). Ни при вдохе, ни при выдохе старайтесь не толкать звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком – оно прольётся. Так и звук – он сразу «расплескается».
Основными требованиями при формировании навыка звукообразования должны стать следующие:
- ещё перед возникновением звука должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;
- звук при атаке воспроизводится интонационно точно, без глиссандо.
Атака – это способ смыкания голосовых связок и быстрота, с которой гортань меняет своё положение при переходе из дыхательного в певческое состояние.
Мягкая атака способствует образованию спокойного, мягкого звука, устраняет напряжённое, громкое звучание.
Твёрдая атака – обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, помогает точности интонации (например, «Кузнец» И.Арсеева).
Артикуляция и дикция играют особую роль в пении. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, надо стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках диапазона. При этом используются попевки на пропевание гласных У-Ю-О-Ё-И, причём «И» приближается к «Ы», «А» к «О», «Ё» к «Э». Согласные должны произноситься легко, чётко, ясно и энергично. Согласную «Р» необходимо при повторении утрировать, а согласные которыми заканчивается слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову (то-птоп, гро-мко и т.д.).
Школьники должны знать следующие правила:
1. Необходимо раздельно петь одинаковые или разные гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного и начале другого слова («А я по лугу»).
2. Произносить слова в соответствии с правилами орфоэпии:
- серенькый – а не серенький;
- улыбнулас – а не улыбнулась;
- веселимса – а не веселимся.
Формируя у детей навык чёткой дикции можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата приём произнесения текста песни «по секрету» – шепотом, чётко произнося слова.
Навыки ансамбля развиваются на практике. Для его достижения необходимо работать над всеми его составляющими:
- интонационной слаженностью;
- единой манерой звукообразования;
- ритмической и темповой слитностью;
- динамическим единством;
- одновременным началом и окончанием пения;
- умением слышать себя и весь класс;
- умением контролировать своё пение.
В работе над строем формируется умение интонировать. Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а также координацией между голосом и слухом. Одним из средств развития вокального слуха и голоса является пение без сопровождения. Вначале дети учатся петь без помощи педагога и инструмента выстраивать I звук, отдельные интонации, затем исполняют несложные фрагменты песен, после этого одноголосные песни, каноны.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 432.