Вокально-хоровые навыки и умения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Их можно условно разделить на 3 группы:

1. Певческая установка.

2. Вокальные навыки (дыхание, звукообразование, дикция).

3. Хоровые навыки (строй, ансамбль).

Необходимым условием формирования певческих навыков является певческая установка:

- стоять или сидеть прямо, подтянуто, ненапряжённо;

- плечи развернуты, слегка отведены назад;

- голову держать прямо, как бы следя за полётом звука.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. С первого урока необходимо познакомить учащихся с основными дирижёрскими жестами: ауфтакт (внимание, дыхание), вступление и окончание пения (снятие звука). Формируя навыки певческого дыхания у младших школьников, учителю следует учесть, что ввиду поверхностного (ключевого) и короткого дыхания дети часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, что недопустимо в хоровом исполнительстве. Когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание.

Не менее важным является навык звукообразования. Хормейстер Л.М.Абелян объясняла ребятам значимость навыка звукообразования так: «Для того чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши – это контролёры. Они определяют – правильно или неправильно поют песню. Следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встаёт во весь рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок). Ни при вдохе, ни при выдохе старайтесь не толкать звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком – оно прольётся. Так и звук – он сразу «расплескается».

Основными требованиями при формировании навыка звукообразования должны стать следующие:

- ещё перед возникновением звука должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке воспроизводится интонационно точно, без глиссандо.

Атака – это способ смыкания голосовых связок и быстрота, с которой гортань меняет своё положение при переходе из дыхательного в певческое состояние.

Мягкая атака способствует образованию спокойного, мягкого звука, устраняет напряжённое, громкое звучание.

Твёрдая атака – обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, помогает точности интонации (например, «Кузнец» И.Арсеева).

Артикуляция и дикция играют особую роль в пении. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, надо стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках диапазона. При этом используются попевки на пропевание гласных У-Ю-О-Ё-И, причём «И» приближается к «Ы», «А» к «О», «Ё» к «Э». Согласные должны произноситься легко, чётко, ясно и энергично. Согласную «Р» необходимо при повторении утрировать, а согласные которыми заканчивается слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову (то-птоп, гро-мко и т.д.).

Школьники должны знать следующие правила:

1. Необходимо раздельно петь одинаковые или разные гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного и начале другого слова («А я по лугу»).

2. Произносить слова в соответствии с правилами орфоэпии:

- серенькый – а не серенький;

- улыбнулас – а не улыбнулась;

- веселимса – а не веселимся.

Формируя у детей навык чёткой дикции можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата приём произнесения текста песни «по секрету» – шепотом, чётко произнося слова.

Навыки ансамбля развиваются на практике. Для его достижения необходимо работать над всеми его составляющими:

- интонационной слаженностью;

- единой манерой звукообразования;

- ритмической и темповой слитностью;

- динамическим единством;

- одновременным началом и окончанием пения;

- умением слышать себя и весь класс;

- умением контролировать своё пение.

В работе над строем формируется умение интонировать. Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а также координацией между голосом и слухом. Одним из средств развития вокального слуха и голоса является пение без сопровождения. Вначале дети учатся петь без помощи педагога и инструмента выстраивать I звук, отдельные интонации, затем исполняют несложные фрагменты песен, после этого одноголосные песни, каноны.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.