Д. Б. Кабалевский «Наш край»
Тема четверти: КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»?
Урок 2.3.4.
Тема: КУДА ВЕДЁТ НАС ПЕСНЯ?
Музыкальный материал
Д.Б.Кабалевский «Наш край» - слушание;
Д.Б.Кабалевский. 2-ая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание.
I. Вступительное слово
Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой. Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает…
- Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся).
- Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Дмитрий Борисович Кабалевский. Он родился в начале прошлого столетия в Петербурге в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Дмитрий Борисович унаследовал от своей матери. Став композитором, Д.Б.Кабалевский написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, счастливое детство. Композитор очень любил детей. Он говорил, что если их не было бы рядом, он испытывал бы чувство пустоты. Дети для него – источник вдохновения.
… И вот стук в дверь. Это пришли ребята из пионерского лагеря. Вначале нерешительно, а затем бойко попросили Дмитрия Борисовича написать им песню для костра. Он работал всю ночь. Песня долго не давалась, точнее её мелодия, но всё закончилось удачно. Рано утром Дмитрий Борисович пришёл в лагерь: «Вот песня, которую вы мне заказали. Завтра приду слушать. До свидания!» Ребята, только что проснувшиеся, не успели моргнуть и глазом, как композитор повернулся и ушёл. Если бы они его догнали, они увидели бы его смеющееся, довольное лицо…
- А сейчас мы с вами послушаем эту песню, название которой «Наш край».
Задание перед слушанием:
- Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию.
Д.Кабалевский. «Наш край»
II. Анализ произведения
- Понравилась вам песня?
- Ребята, что же помогло композитору так быстро сочинить музыку?
- Какие жанры встретились в этом произведении? (песня, танец).
- Почему танец? (музыка плавная, лёгкая, хочется танцевать).
- Какой это танец? (вальс).
- О чём поётся в песне? (о родине).
- Кто её исполняет? (детский хор в сопровождении фортепиано).
- Вы встречались с этой музыкой раньше и, если встречались, то где? (ответы детей).
Задание перед слушанием:
- Сейчас прозвучит очень красивая музыка! Постарайтесь это услышать и узнать её, а ещё обратите внимание на то, кто исполняет музыку.
Д.Кабалевский. Вторая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром.
Анализ
- Узнали знакомую мелодию? (Да, это песня «Наш край»).
- А кто пел песню? (Никто, мелодию песни исполнял оркестр).
- Музыканты говорят так: «Это звучала тема песни «Наш край».
- Какой оркестр исполнял музыку? (симфонический).
- Почему симфонический? (были скрипки).
- А какой солирующий инструмент вёл тему песни? (фортепиано).
- Кто знает, как называется музыкальное произведение, в котором оркестр вступает как бы в соревнование с одним инструментом: скрипкой, фортепиано? (называется концерт для фортепиано с оркестром).
- Да, это был фрагмент из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д.Б.Кабалевского.
- Поднимите руку, кому понравилась эта музыка.
- Чем она вам понравилась? (высказывания учащихся о музыке).
Вывод:
- Итак, куда привела нас песня «Наш край» Д.Б.Кабалевского? (в концерт)
2.2.2. Пение. Воспитательное значение хорового пения
Цель: ознакомление с особенностями слуха и голоса младших школьников, методикой работы по развитию певческой деятельности учащихся.
Терминологический словарь
Певческая установка – правильная поза поющего.
Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос.
Звукообразование – образование звука человеческого голоса.
Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок.
Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок.
Дикция – ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.
Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции.
Артикуляционный аппарат – губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы.
Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения.
Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука.
Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.
Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения.
План
1. Общая характеристика деятельности. Воспитательное значение хорового пения.
2. Особенности развития слуха и голоса младших школьников. Охрана детского голоса.
3. Вокально-хоровые навыки и умения.
4. Методика работы с фальшиво поющими детьми.
5. Последовательность разучивания песни.
«Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песен, но и качестве исполнения, способствуем этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и качестве исполнения… Работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю,– это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…»
Н.Л.Гродзенская
Тезисы лекции
Дата: 2018-12-21, просмотров: 487.