Образец вступительной беседы и анализа музыкального произведения

Д. Б. Кабалевский «Наш край»

Тема четверти: КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»?

Урок 2.3.4.

Тема: КУДА ВЕДЁТ НАС ПЕСНЯ?

Музыкальный материал

Д.Б.Кабалевский «Наш край» - слушание;

Д.Б.Кабалевский. 2-ая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание.

I. Вступительное слово

Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой. Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает…

- Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся).

- Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Дмитрий Борисович Кабалевский. Он родился в начале прошлого столетия в Петербурге в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Дмитрий Борисович унаследовал от своей матери. Став композитором, Д.Б.Кабалевский написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, счастливое детство. Композитор очень любил детей. Он говорил, что если их не было бы рядом, он испытывал бы чувство пустоты. Дети для него – источник вдохновения.

… И вот стук в дверь. Это пришли ребята из пионерского лагеря. Вначале нерешительно, а затем бойко попросили Дмитрия Борисовича написать им песню для костра. Он работал всю ночь. Песня долго не давалась, точнее её мелодия, но всё закончилось удачно. Рано утром Дмитрий Борисович пришёл в лагерь: «Вот песня, которую вы мне заказали. Завтра приду слушать. До свидания!» Ребята, только что проснувшиеся, не успели моргнуть и глазом, как композитор повернулся и ушёл. Если бы они его догнали, они увидели бы его смеющееся, довольное лицо…

- А сейчас мы с вами послушаем эту песню, название которой «Наш край».

Задание перед слушанием:

- Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию.

Д.Кабалевский. «Наш край»

II. Анализ произведения

- Понравилась вам песня?

- Ребята, что же помогло композитору так быстро сочинить музыку?

- Какие жанры встретились в этом произведении? (песня, танец).

- Почему танец? (музыка плавная, лёгкая, хочется танцевать).

- Какой это танец? (вальс).

- О чём поётся в песне? (о родине).

- Кто её исполняет? (детский хор в сопровождении фортепиано).

- Вы встречались с этой музыкой раньше и, если встречались, то где? (ответы детей).

Задание перед слушанием:

- Сейчас прозвучит очень красивая музыка! Постарайтесь это услышать и узнать её, а ещё обратите внимание на то, кто исполняет музыку.

Д.Кабалевский. Вторая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром.

Анализ

- Узнали знакомую мелодию? (Да, это песня «Наш край»).

- А кто пел песню? (Никто, мелодию песни исполнял оркестр).

- Музыканты говорят так: «Это звучала тема песни «Наш край».

- Какой оркестр исполнял музыку? (симфонический).

- Почему симфонический? (были скрипки).

- А какой солирующий инструмент вёл тему песни? (фортепиано).

- Кто знает, как называется музыкальное произведение, в котором оркестр вступает как бы в соревнование с одним инструментом: скрипкой, фортепиано? (называется концерт для фортепиано с оркестром).

- Да, это был фрагмент из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д.Б.Кабалевского.

- Поднимите руку, кому понравилась эта музыка.                                                                 

- Чем она вам понравилась? (высказывания учащихся о музыке).

Вывод:

- Итак, куда привела нас песня «Наш край» Д.Б.Кабалевского? (в концерт)

2.2.2. Пение. Воспитательное значение хорового пения

Цель: ознакомление с особенностями слуха и голоса младших школьников, методикой работы по развитию певческой деятельности учащихся.

Терминологический словарь

Певческая установка – правильная поза поющего.

Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос.

Звукообразование – образование звука человеческого голоса.

Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок.

Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок.

Дикция – ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.

Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции.

Артикуляционный аппарат – губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы.

Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения.

Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука.

Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения.

План

1. Общая характеристика деятельности. Воспитательное значение хорового пения.

2. Особенности развития слуха и голоса младших школьников. Охрана детского голоса.

3. Вокально-хоровые навыки и умения.

4. Методика работы с фальшиво поющими детьми.

5. Последовательность разучивания песни.

«Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песен, но и качестве исполнения, способствуем этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и качестве исполнения… Работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю,– это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…»

Н.Л.Гродзенская

Тезисы лекции

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.