II . Основные этапы и методы формирования музыкального восприятия

В процессе работы с музыкальным произведением условно намечается 4 этапа:

- вступительное слово учителя;

- слушание произведения в исполнении учителя или звукозаписи;

- анализ (разбор) музыкального произведения;

- повторное, неоднократное слушание произведения.

I . Этапвступительное слово учителя, которое является подготовкой к эмоциональному восприятию музыкального произведения.

Его задача – возбудить любопытство. Важно не только то, что говорит учитель, но и как. Музыка находит горячий отклик тогда, когда учитель говорит не сухо, не вяло, не формально, а наоборот, живо, увлечённо, эмоционально. Учителю важно заранее подготовиться к проведению вступительного слова о музыке. Он должен хорошо знать тему урока и четверти, определить цель беседы, выбрать форму вступительного слова (рассказ, беседа, ситуация поиска и т.д.), предварительно прослушать звукозапись, которую будет демонстрировать детям, её вариант (например, у русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» – 6 вариантов записи в фонохрестоматии 1 класса), выделить фрагменты для иллюстрирования.

Содержание вступительного слова должно быть интересным, лаконичным. Учитель может иллюстрировать беседу отрывками из произведения, которое будет исполняться, рассказать о композиторе, эпохе, в которой он жил, жизненные обстоятельства, события, которые повлияли на создание произведения и т.д., привлечь наглядность, прочитать стихотворение, загадку, провести словарную работу (объяснить незнакомые слова, выяснить с детьми их значение), прочитать текст вокального произведения. Детям можно предложить проблемно-поисковую ситуацию (придумать название произведения и др.). Для активизации процесса слушания могут быть использованы предварительные вопросы или задания. При их постановке важно учесть доступность их данному возрасту, а также количество и порядок.

Необходимо помнить, что не следует сообщать детям то, что они уже знают или смогут заметить сами (см. приложение).

II . Этапслушание, показ произведения, который должен быть ярким и произвести сильное впечатление. Звукозапись обычно воспринимается хуже, чем непосредственно живое исполнение. Но у неё есть свои преимущества:

- с её помощью дети могут слышать музыкальное произведение в исполнении лучших мастеров искусства;

- использование музыкального центра позволяет учителю видеть класс во время слушания музыкального произведения, следить за реакцией детей;

- звукозапись делает восприятие более ярким, разносторонним, т.к. благодаря этому, дети учатся различать звучание разных музыкальных инструментов, голосов, оркестров, что очень важно для восприятия оркестровой, симфонической музыки.

Необходимо помнить, что перед прослушиванием музыки на уроке, учителю следует убедиться в исправности ТСО, уметь точно, без помех включить запись. Педагог должен слушать музыку вместе с детьми так, будто он слышит её впервые.

III . Этапанализ (разбор) музыкального произведения, который является не целью, а средством для более глубокого восприятия музыки. На этом этапе работы важно не засушить эмоциональное восприятие формальным разбором. Анализ произведения необходимо вести на уровне темы и цели урока, чётко формулируя вопросы. Характеристику произведения лучше давать путём коллективных усилий. Надо предоставить возможность учащимся обменяться впечатлениями. Задача учителя – помочь ребятам, поправить неверные и отобрать правильные, более точные ответы.

В анализе произведения могут быть использованы параллели с другими видами искусств (литература, изобразительное искусство) и история с географией.

Проводя с детьми художественно-педагогический анализ, учитель должен:

1. Сделать музыку (каждое конкретное произведение) средством эстетического воздействия на учащихся (вступительное слово).

2. Обеспечить освоение учащимися содержания произведения, т.е. осуществить воспитательную и познавательную функции музыкального искусства в их единстве (анализ).

3. Сделать музыкальное произведение доступным учащимся и через осознание ими музыкально-выразительных средств углубить эмоционально-эстетическую реакцию.

Таким образом, музыкально-педагогический анализ проводится с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, с учётом уровня их музыкального развития. На основе художественно-педагогического анализа происходит последовательное систематическое приобщение школьников к музыке, понимание ими основных музыкальных закономерностей. Проводимый с детьми анализ произведения всё время должен связываться с живым звучанием, поясняя его, делая более полноценным восприятие.

IV . Этапповторное слушание, которое проводится неоднократно и на этом и на последующих и через несколько уроков, и в другом, старшем классе в целях лучшего запоминания и восприятия музыкального произведения на новом, более высоком уровне.

Педагогический анализ и восприятие не оторваны друг от друга. Они всё время взаимодействуют: воспринятое разбирается и тут же вновь воспринимается, т.е. ознакомление с произведением не останавливается ни на первом прослушивании, ни на первом его анализе. Всё время требуется повторное, подчас неоднократное возвращение к восприятию. Вычленяя отдельные элементы, мы осуществляем их понимание, что в свою очередь, ведёт к более глубокому восприятию – переживаний содержания произведения. И приобретённый детьми опыт слушания – понимания в результате проведённого разбора одних произведений переносится ими на другие, аналогичные или ярко контрастные определённые формы как средства выразительности.

При повторном слушании произведения широко используется метод сравнения. Сначала надо научить детей слышать различное в сходном. Для этого важно слушать одну и ту же музыку в различных вариантах, в исполнении разных голосов, оркестров, тембров инструментов, практиковать собственное исполнение различными группами (мальчиков, девочек, по рядам), исполнять музыку в различных темпах, регистрах, ладах и т.д.

В сравнении контрастных явлений надо научить детей определять и сходное в различном (сначала на знакомых произведениях) – общий характер, темп, отрывистое или плавное звуковедение, тембр и т.д. Если ребята будут затрудняться, то необходимо им помочь (сравнить польку с вальсом и др.). Можно использовать приём выбора: на доске написать возможные варианты ответов, а дети должны с помощью цифр или слов ответить, выбрав нужные из них.

При повторном слушании произведения до его прослушивания могут быть даны следующие вопросы:

- где изменится музыка (показать поднятием руки);

- где возвращается или повторяется та музыка, которая была вначале;

- показать схему буквенным путём или геометрическими фигурами (квадраты, кружки, треугольники) и т.д.

Проверкой по слушанию музыки, одной из форм повторения пройденного материала могут быть музыкальные викторины. Здесь имеют место следующие задания: вспомнить произведения одного жанра, назвать знакомые произведения данного композитора, произведения на какую-то одну тему и т.д.

Д/З:

1. Знать теорию вопроса

2. Составить вступительное слово (с использованием ИКТ) и вопросы для анализа музыкального произведения (по выбору)

Литература:

1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 77-100

2. http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=186

Проверь себя

План-задание:

Теоретический блок

1. Каково значение терминов восприятие, музыкальное восприятие?

2. Назовите задачи учителя по развитию музыкального восприятия младших школьников.

3. Из каких этапов состоит процесс слушания музыки, и каковы особенности каждого из них?

2. Практикоориентированный блок

Составьте развёрнутый план работы по развитию восприятия музыкального произведения у младших школьников (См. Д/З и практическое занятие №…)

 

Практическое занятие…

Проведение фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализу музыкального произведения на уровне темы

Цель: закрепить полученные теоретические знания; смоделировать и провести фрагмент урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализу музыкального произведения на уровне темы.

Оборудование:

- программа «Музыка», 1-4 кл.;

- портреты композиторов;

- звукозаписи, ТСО;

- схемы для анализа и самоанализа деятельности.

Задание:

1. Определение темы четверти, урока и места урока в теме четверти.

2. Определение цели и задач вступительного слова.

3. Выбор формы вступительного слова, наглядного материала.

4. Моделирование фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию (рассказ о композиторе, эпохе, в которой он жил, жизненные обстоятельства, события, которые повлияли на создание произведения; наглядность, словарная работа, проблемно-поисковая ситуация и т.д.).

5. Формулировка задания перед слушанием музыки на уровне темы и цели урока.

6. Формулировка вопросов для анализа музыкального произведения с учётом уже имеющихся у детей ключевых и частных знаний. Особое внимание обратите на вывод.

7. Фрагмент урока оформить в таблице

8. Пользуясь схемой анализа деятельности, оцените работу (свою, сокурсников).

Этапы, временной аспект, методы и приёмы   Содержание Планируемый результат, УУД
     

1. В первом столбике таблицы прописывается: а) этап урока; б) временной аспект (например, 2´); в) методы (наглядно-слуховой или наглядно-зрительный, метод анализа, сравнения, сопоставления, музыкальной драматургии и т.д.) и приёмы работы, используемые на каждом этапе занятия (рассматривание портретов композиторов, исполнителей, иллюстраций, схем, нотной, графической записи; слушание музыкальных фрагментов и т.д.).

2. Во второй графе конспекта подробно отражается содержание деятельности учителя (фотографическая запись): слова, произносимые педагогом, вопросы для беседы с учащимися и задания; здесь же в скобках записываются примерные ответы учащихся.В содержании фрагмента урока по слушанию музыки необходимо отразить:

- вступительную беседу и задание (целеполагание) перед слушанием музыки (2-3 главных вопроса, на которые предстоит ответить после слушания);

- слушание и анализ музыкального произведения (вопросы на уровне темы и предполагаемые ответы учащихся);

- микровывод и переход к следующему этапу урока (виду деятельности).

3. В третьей графе указываются:

а) планируемый результат (чему научатся или получат возможность научиться дети), например: размышлять об истоках музыки, узнавать на слух музыкальные произведения; определять характер, настроение, жанровую основу музыки, тембр музыкальных инструментов, певческого голоса и т.д.; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи и т.д.;

б) УУД (универсальные учебные действия):

- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы, например: узнавать, выбирать, использовать общие приёмы решения слушательской и т.д.;

- регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, т.е. выполнять учебные действия в качестве слушателя, преобразовывать познавательную задачу в практическое действие,ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно и т.д.;

- коммуникативные,обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, например: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыку; составлять своё мнение об услышанном; принимать мнение других людей о музыке; формулировать собственное мнение и позицию и т.д.;

- личностные, позволяющие сделать учение осмысленным, направленным на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяющих им сориентироваться в нравственных нормах, правилах – уметь соотносить себя с мотивированным восприятием музыки, адекватно оценить себя как слушателя, испытывать чувство гордости за свой народ, за культурное наследие народа своей и другой страны, эмоционально относиться к музыке в её самобытном разнообразии; общаться со сверстниками в процессе решения коллективных творческих задач и т.д.

Схема анализа деятельности

1.Правильно ли определены:

- тема урока;

- цель вступительного слова к данному музыкальному произведению;

- выбрана форма вступительного слова;

- определены УУД.

2.Соблюдение требований к вступительному слову:

а) форма вступительного слова (рассказ, беседа, проблемно-поисковая ситуация и т.д.; сведения о композиторе, эпохе, в которой он жил и т.д.);

б) краткость, содержательность, интерес, доступность;

в) учтены ли:

- возрастные особенности детей;

- наглядность (портреты, иллюстрации, ИКТ);

- словарная работа;

- знакомство с текстом вокального произведения;

- задание перед слушанием на уровне темы урока (его целенаправленность).

3.Способствует ли вступительное слово углублённому восприятию музыкального образа?

а) задание перед слушанием (его целенаправленность и эффективность):

- точно отвечает теме и цели урока;

- недостаточно отражает тему, цель урока;

- не связано с темой и целью урока.

б) имеет ли учитель точное представление о ключевых и частных знаниях учащихся на данном этапе работы

4.Удачно ли построен анализ произведения:

а) учтены:

- знания учащихся;

- логика построения вопросов и их последовательность;

б) легко ли было отвечать на вопросы учителя;

в) способствуют ли они реализации темы и цели урока;

в) достаточно ли просто было сделать вывод, и каковы при этом действия учителя.

5.Общее эстетическое впечатление о коммуникативной культуре педагога (выразительность речи, жестов, мимике, манере общения).

Требования к знаниям и умениям

Студенты должны знать:

- особенности восприятия музыки младшими школьниками;

- формы работы по подготовке к эмоциональному восприятию;

- требования к анализу музыкального произведения.

Студенты должны уметь:

- моделировать и проводить вступительное слово;

- логически последовательно строить анализ музыкального произведения;

- использовать в работе необходимый инструментарий для эффективного развития музыкального восприятия младших школьников.

Критерии оценок

«отл»    – правильно определены тема и цель урока, УУД; выбрана форма вступительного слова и в полной мере учтены требования к нему; чётко сформулировано задание перед слушанием и вопросы для анализа музыкального произведения; в полной мере учтены требования к углублённому восприятию музыкального произведения на уровне темы урока.
«хор»    – определены тема и цель урока, УУД, выбрана форма вступительного слова, сформулировано задание перед слушанием, однако не в полной мере учтены требования к вступительному слову, имеются недочёты в постановке цели слушания, формулировке вопросов по анализу музыкального произведения на уровне темы урока; 
«уд»   – недостаточно чётко определены тема и цель урока, ожидаемый результат, выбрана форма вступительного слова, сформулированы цель слушания и вопросы для анализа музыкального произведения, нарушена их логика.

Приложение №…

Дата: 2018-12-21, просмотров: 381.