Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме четверти

Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.

Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)

Задание:     

1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.

2. Вдумайтесь в содержание, укажите (сформулируйте) недостающие компоненты урока:

- …,      …,      ….

Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);

- Тема четверти …

- Цель урока …

- Задачи урока: - воспитательная …;

- образовательная …;

- развивающая … .

3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:

Шифр конспекта (А, Б, В, Г)   Тип урока   Главный признак типа урока Структурные компоненты урока   Пример с урока
         

Критерии оценок

«отл»  – правильно определены компоненты урока, типы уроков;
«хор»  – определено большинство компонентов урока и типы уроков;
«уд» – частично определены компоненты урока и типы уроков.

 

 

Лабораторная работа № 1

2.1.4. Посещение урока музыки с целью наблюдения педагогических методов и анализа структуры урока

Задание:

1. Повторите следующие темы:

- Ознакомление с учебно-программным обеспечением по музыке в начальных классах.

- Характеристика основных методов музыкального воспитания.

- Специфические особенности урока музыки в школе. Типы и структура уроков музыки.

2. Пронаблюдайте и зафиксируйте процесс ведения урока:

- укажите его компоненты (тему четверти; место урока в четверти; его тему, цель и задачи; оборудование; музыкальный материал; литературу).

3. Оформите запись конспекта по схеме:

Этапы, временной аспект, методы и приёмы   Содержание Планируемый результат, УУД
     

В первом столбике таблицы прописывается: а) этап урока; б) временной аспект (например, 2´); в) методы (наглядно-слуховой или наглядно-зрительный, метод анализа, сравнения, сопоставления, музыкальной драматургии и т.д.) и приёмы работы, используемые на каждом этапе занятия (указываются портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, схемы, нотная, графическая записи, номера слайдов презентации; слушание музыкальных фрагментов и т.д.).

Во второй графе конспекта подробно отражается содержание деятельности учителя (фотографическая запись): слова, произносимые педагогом, вопросы для беседы с учащимися и задания; здесь же в скобках записываются примерные ответы учащихся.

В третьей графе указываются:

а) планируемый результат (чему научатся или получат возможность научиться дети), например: размышлять об истоках музыки, правилам слушания, пения и т.д., узнавать на слух музыкальные произведения; определять характер, настроение, жанровую основу музыки, тембр музыкальных инструментов, певческого голоса и т.д.; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи и т.д.;

б) УУД (универсальные учебные действия):

- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы, например: узнавать, выбирать, использовать общие приёмы решения слушательской, исполнительской задачи и т.д.;

- регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, т.е. выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя…, преобразовывать познавательную задачу в практическое действие, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно и т.д.;

- коммуникативные, обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, например: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыку; составлять своё мнение об услышанном; принимать мнение других людей о музыке; формулировать собственное мнение и позицию и т.д.;

- личностные, позволяющие сделать учение осмысленным, направленным на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяющих им сориентироваться в нравственных нормах, правилах – уметь соотносить себя с мотивированным восприятием музыки, адекватно оценить себя как слушателя, испытывать чувство гордости за свой народ, за культурное наследие народа своей и другой страны, эмоционально относиться к музыке в её самобытном разнообразии; общаться со сверстниками в процессе решения коллективных творческих задач и т.д.

 

4. Сделайте анализ урока по схеме:

- укажите тип данного урока музыки;

- докажите принадлежность урока к данному типу в связи с его структурой;

- назовите общепедагогические методы и приёмы с указанием их особенностей (функций) применения на данном уроке музыки;

- какие специальные методы музыкального обучения имели место на уроке музыки и насколько эффективно использованы учителем?

- какой из методов музыкального обучения на уроке был ведущим и почему?

- какие виды деятельности имели место на данном уроке и как они сочетались между собой?

- имели ли на уроке место межпредметные связи и их роль;

- каков эмоциональный настрой урока (интерес, понимание, активность и дисциплина детей на уроке; причины активности, организованности, внимания, участия детей в уроке и наоборот: ослабление внимания, активности и т.д.);

- какую роль на уроке играет учитель (руководит процессом обучения, является активным участником обучения или пассивным наблюдателем и т.д.; владение собой).

5. Общее впечатление об уроке.

Анализ урока должен выявить у практикантов умение:

- правильно и последовательно воспроизводить услышанное и увиденное на уроке;

- самостоятельно критически мыслить;

- применять теоретические знания для анализа урока.

 

Приложение №…

Планируемые результаты, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» в начальной школе

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

(УУД)

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.