II . Типы и структура уроков музыки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы.

Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ

(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)

Главный признак – наличие в содержании урока первоначальной обобщённой характеристики ключевого знания.

Процесс (алгоритм) введения в тему:

1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.

3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок).

1 этап – активизация имеющегося опыта детей под углом зрения изучаемой темы на основе легенды о «трёх китах».

2 этап – само введение в тему через поисковую ситуацию на основе живого звучания музыки с решением поставленной проблемы. «Что хочется делать под эту музыку?» (маршировать, значит – это марш; танцевать, значит – танец, петь – песня). Дети приходят к выводу о существовании «3 китов» – 3 жанров музыки: марша, танца, песни.

3 этап – закрепление на других примерах. С. Прокофьев «Марш», Д. Кабалевский «Песня о школе», С. Рахманинов «Итальянская полька» (Программа «Музыка», 1-3 кл.)

Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.

В III классе в программе представлена тема «Интонация» (II четверть), введение в которую рассчитано на 2 занятия. Урок 3.2.1. связан с выявлением связей между речевой и музыкальной интонациями, а урок 3.2.3. – с рассматриванием понятия «зерна-интонации» в музыке.

УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ

(Таких уроков в четверти большинство)

Главный признак – наличие в содержании урока новой характеристики ключево­го знания.

Процесс (алгоритм) углубления темы:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).

2. Само углубление темы – познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приёмы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.

Пример. Урок 2.1.2.

1 этап – активизация имеющегося опыта на основе слушания музыки «Марша» С. Прокофьева, под которую входят в класс, в проверке д/з (с какими «китами» встречались дома, слушая радио, магнитофон, телепередачи), в беседе по выяснению тех жизненных обстоятельств, при которых звучат мар­ши («Кто может сказать, где и когда вы слышали марши?», «Кто под них маршировал?»).

2 этап – само углубление темы – познание новых граней «кита» марш на основе живого восприятия. («Где может исполняться эта музыка?», «Кто под неё марширует?», «Вы обратили внимание, этот марш играл один чело­век или много?», «Правильно, военную музыку исполняют оркестры» и т.д.). Звучат марши: С. Чернецкий «Встречный марш» М. Блантер «Футбольный марш».

3 этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.

Учитель: – «Теперь самая трудная задача. Надо решить, для кого этот марш?». (Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чай­ковского).

Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:

- Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музы­ку? (Для нас).

- Что ж, попробуйте промаршировать. (Неудобно, темп этого марша на­много быстрее обычного). Путём проб и рассуждений учащиеся приходят к вы­воду, что этот марш для игрушечных солдатиков.

Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приёмов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти.

Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).

В этих уроках могут иметь место:

- концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;

- слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;

- знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обна­ружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;

- установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.

Например, в теме «Развитие музыки» (3кл., 3 четверть). Учащиеся должны показать знания о развитии музыки, прежде всего в двух направлениях: композиторском и исполнительском, а также о темповом, тембровом, жанровом, ладовом, динамическом, мелодическом, полифоническом («Со вьюном я хожу»: 1 куплет – унисон, 2 – канон, 3 – подголосочная полифония).

Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.

Итоговый урок по обобщению тем всего учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывать 2 занятия.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА

1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.

2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА

Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознан­ное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен ре­пертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;

- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.

Урок-концерт можно построить следующим образом:

1. Учитель музыки рассказывает родителя о задачах и содержании музыкальных занятий в прошедшем году, концентрируя внимание на тематизме программы. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Желательно обратить внимание на выполнение учащимися домашних заданий (Слушать музыку и рассказать о ней, сделать рисунки или записи в «Дневнике музыкальных впечатлений»). Опыт показывает, что родители с удовольствием дополняют этот рассказ.

2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.

3. В основе урока-концерта 4 темы года, которые придают ему определённую логику и завершённость. В программе урока-концерта хоровая и сольная музыка; «игровое четырехручье» с учителем; музыкально-ритмические движения, импровизация; народная и профессиональная музыка, классическая и современная; музыка, исполняемая одноголосно, каноном и двухголосно; пение по нотам (сольфеджио) и со словами, с сопровождением и а капелла (без сопровождения).

4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.

5. Завершение урока-концерта – исполнение песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъём, воодушевление. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока, как с праздника музыки!» – подчеркивается в программе.

ВЫВОД

Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:

- определить смысловую значимость;

- рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учеб­ной деятельности;

- не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);

- в построении урока соблюдать принцип целостности.

Д/З:

1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.

2. Самостоятельно изучить тему «Межпредметные связи урока музыки с другими дисциплинами»


Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 37-42

3. https://www.google.ru/#newwindow=1&q=Урок+музыки.+Типы+и+структура+урока+музыки

4. http://www.musicandi.ru/lesson/metodika/

5. http://argschool.narod.ru/files/AR-URJLM.pdf

6. http://lib2.znate.ru/docs/index-314483.html?page=5

Проверь себя

План-задание:

Теоретический блок

1. Дайте определение урока музыки.

2. Перечислите общие черты урока музыки наряду с другими учебными дисциплинами начальной школы.

3. Назовите специфические особенности урока музыки.

4. Назовите основные структурные компоненты урока музыки.

5. Перечислите основные типы урока музыки.

6. Определите по главному признаку тип урока музыки:

- наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти;

- наличие в содержании урока первоначальной обобщённой характеристики ключевого знания;

- наличие в содержании урока новой характеристики ключево­го знания.

7. Назовите, по какому алгоритму строятся уроки введения в тему и уроки углубления темы?

8. Каковы задачи обобщающего урока четверти, года?

9. Какова цель заключительных уроков-концертов?

10. В каких формах следует проводить уроки музыки в начальной школе?

2. Практикоориентированный блок

Посетите урок музыки в школе, определите тип, структуру урока и его место в теме четверти.

Практическая работа

Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.