Анализ программ по предмету «Музыка», реализуемых в современной начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: сделать анализ учебной программы «Музыка» с целью ознакомления со структурой её построения.

Оборудование: программы по музыке разных авторов (Д.Б. Кабалевский; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; В.В. Алеев, Ю.Б. Алиев, В.О. Усачёва, Л.Л. Куприянова и другие).

Задание:     

  1. Изучить учебную программу по музыке (по выбору).
  2. Проанализировать её по предложенной схеме.
  3. Сделать вывод.

Схема анализа программы по музыке

1. Автор, название, год издания.

2. Кем рекомендована, допущена или утверждена программа.

3. Причина (актуальность) создания программы.

4. Пояснительная записка:

- цель, задачи;

- методические рекомендации.

5. Характеристика содержания учебного предмета:

- принципы построения программы;

- структура программы;

- объём теоретических знаний, практических умений и требования к ЗУН;

- характеристика музыкального материала.

6. Способ построения программы (линейный или концентрический).

7. Требования к учителю. Своё мнение о данной программе.

Примечание:

Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.

При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объёма времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ.

 

2.1.2. Характеристика основных методов музыкального воспитания

Цель: ознакомление с основными методами музыкального воспитания.

Терминологический словарь

Метод (от греческого методос) – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, способ достижения цели.

Методы музыкального воспитания – определённые действия педагога и детей, направленные на достижение цели музыкального воспитания.

Приём – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

План

1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания.

2. Методы организации процесса обучения

3. Стимулирующие методы.

4. Методы контроля и самоконтроля.

Тезисы лекции

1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания

 «Всеми возможными способами нужно воспламенять

                                                   в детях горячее стремление к знанию и к учению»

Я.А.Каменский

«Метод» в педагогике – это упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. Метод характеризуется 3-мя признаками: направленностью обучения (цель), способом усвоения (последовательность действий), характером взаимодействия субъектов.

В зависимости от источника передачи информации выделяют классификацию методов по источнику получения знаний (самая распространённая классификация в педагогике):

- словесные методы;

- наглядные методы;

- практические методы.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения обозначает 3 группы методов:

I. Методы организации процесса обучения.

II. Стимулирующие и мотивационные методы.

III. Методы контроля и самоконтроля.

В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Общепедагогические методы так же имеют свою специфику.

2. Методы организации процесса обучения

К этой группе относятся:

а) словесный;

б) наглядный;

в) практический;

г) игровые;

д) музыкального обобщения (ведущий метод).

Словесный метод в музыкальном воспитании понимается как метод образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребёнка с музыкальным искусством, как духовное общение педагога и ученика. К нему относятся: беседа, рассказ, сообщения, вступительное слово, пояснения, указания, вопросы. Для словесного пояснения музыки речь учителя должна быть не бытовой, а образной. В.А.Сухомлинский говорил: «Слово должно настроить чуткие струны сердца».

Педагог должен обладать речевой культурой. Это могут быть поэтические сравнения, метафоры, эпитеты, пояснения музыки с помощью слов-образов, используются сказочные сюжеты, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Большое значение имеет тон речи педагога, манера общения с учащимися.

Проблемность этого метода состоит в побуждении детей к сравнениям, выражению предпочтений, самостоятельным высказываниям о характере музыки, средствах музыкальной выразительности и т.д.

Наглядные методы направлены на слуховое восприятие (наглядно-слуховой) и зрительные (наглядно-зрительный).

Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкального произведения как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей аппаратуры. Особую ценность представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, игра на детских музыкальный инструментах и т. д. – это метод слуховой наглядности.

Слуховая наглядность даёт возможность ощутить звуки высокие и низкие, долгие и короткие, тихие и громкие; темп, звуковедение (протяжное, плавное и отрывистое в исполнении учителя, класса, звуковоспроизводящей аппаратуры (услышать звучание оркестра, хора, отдельных инструментов и певческих голосов, т.е. тембр) – ведущая.

Проблемность методов слуховой наглядности – приёмы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий (сначала сопоставляют контрастные произведения, затем близкие по настроению, жанровому признаку и т.д.).

Использование дидактических пособий, схем, нотных таблиц, портретов композиторов и исполнителей, различных иллюстраций (картин, музыкальных инструментов, рисунков учащихся),изображение «немой» клавиатуры, движение руки, помогающее осознать движение мелодии и т.д. – это метод зрительной наглядности.

Зрительная наглядность  усиливает и дополняет слуховую наглядность.

Проблемность методов зрительной наглядности – сравнить с картиной 2-3 произведения или, наоборот, выбрать из 2-3-х иллюстраций одну к прослушанному произведению; выбрать карточки разного цвета к музыке (мажор, минор).

К практическим методам в педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, направленных на получение учащимися практических умений и навыков. На уроках музыки это – воспроизведение музыки; моделирование звуковых процессов; исполнение музыки и показ исполнительских приёмов в пении, движении под музыку, игре на ДМИ; импровизация.

Проблемность – детям показывают несколько вариантов исполнения, они выбирают один из них; выбирают ДМИ для исполнения польки, марша и т.д.; исполняют движения в характере музыки и др.

Игровые – методы деятельно-практического общения учителя и ученика. В музыке – это слушание музыки с закрытыми глазами, исполнение пульса, танцевальных движений; исполнение песен, попевок с использованием картинного плана, исполнения по ролям, например песня Д. Б. Кабалевского «Игра в гостей» и др.

Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.

Э.Б.Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

- активизация накопленного музыкального и жизненного опыта детей с целью введения их в тему занятия или углубления темы;

- ознакомление с новым знанием посредством поставленной задачи педагогом, совместного решения её с детьми и формулированием ими вывода (поисковая ситуация);

- закрепление знания в разных видах учебной деятельности.                                             

Д.Б.Кабалевский считал данный метод основным в музыкальных занятиях.

3. Стимулирующие и мотивационные методы

Методы стимулирования и мотивации применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, необходимой на занятиях музыки, направлены на реализацию принципа увлечённости. В эту группу входят:

· Метод эмоционального воздействия

· Метод сравнения

· Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному

· Метод эмоциональной драматургии

Метод эмоционального воздействия – направлен на усиление эмоционального воздействия и обогащения впечатлений детей.

Условия для реализации данного метода:

- создание обстановки доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

- умение педагога выразить своё отношение к музыке жестами, мимикой, образным словом, интонацией.

Формы воплощения метода:

- создание эффекта удивления;

- ситуация успеха;

- проблемно-поисковая ситуация.

Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследования обусловлено требованиями практики и характеризуют не внешние проявления деятельности, а внутреннюю сущность, то есть познавательный характер деятельности. Основополагающее значение в этой связи на уроках музыки приобретает метод анализа и сравнения.

Метод сравнения – предполагает задания по типу «Найти сходства и различия», например: вальс и полька, вальс и марш; изменился ли характер музыки и отчего? Пример – попевка И.Арсеева «Крокодил и Чебурашка».

Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному – метод перспективы и ретроспективы – обращение к прошлому. Он направлен на формирование у детей целостного представления о музыке и реализуется на нескольких уровнях: связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе тем программы.

Например, в 3 классе бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 2 классу, трансформируются в такие важные качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность и т.д.

Метод эмоциональной драматургии – активизирует эмоциональное отношение детей к музыке, способствует созданию увлечённости и живого интереса к музыкальному искусству.

Основными принципами метода являются:

- эмоциональный контраст;

- последовательного обогащения и развития эмоционального тона занятия.

4. Методы контроля и самоконтроля

Методы и приёмы педагогического контроля играют вспомогательную роль, корректируя ход музыкального развития детей. Методы контроля и самоконтроля включают: тесты, музыкальные викторины, диагностические и игровые задания. Привести примеры.

Д/З:  

1. Знать основные методы музыкального воспитания (Э.Б.Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», стр. 54-73; Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», стр. 40-49.)

2. Самостоятельное изучение вопроса «Приёмы педагогического контроля и оценка на уроке музыки»

3. Разработать и записать в тетрадь 2-3 примеры для контроля и самоконтроля по музыкальному воспитанию для учащихся начальных классов (на выбор).

Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с. – С. 54-69, 69-73

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с. – С. 42-52

3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.195-198;

4. Методы музыкального воспитания – http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&sqi=2&ved=0CC4QFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.ped_uch.tat.edu54.ru%2FDswMedia%2Fmetodyimuzyikal-nogovospitaniya.doc&ei=VDecUtf5Hq7S4QSsoYD4Ag&usg=AFQjCNGy7hKSx0U9XJ7DPh6oa-b3xdcThQ&bvm=bv.57155469,d.bGE&cad=rjt

Проверь себя

План-задание:

Теоретический блок

1. Что называется методами музыкального воспитания?

2. Какие общепедагогические методы применимы в методике музыкального воспитания?

3. Каковы основные функции методов музыкального обучения?

4. В чём состоит специфика общепедагогических методов в методике музыкального воспитания?

5. Назовите методы музыкального воспитания, определяемые спецификой музыкального искусства.

6. Дайте характеристику методов, определяемых эстетической сущностью музыкального искусства.

7. Что является методическим приёмом?

8. Каков алгоритм действий проблемного метода в методике музыкального воспитания младших школьников?

9. Каков ряд последовательных действий метода музыкального обобщения?

 

2. Практикоориентированный блок

Сделайте анализ конспекта урока музыки с целью выявления методов музыкального обучения и развития младших школьников.

 

Практическая работа

Дата: 2018-12-21, просмотров: 688.