Выберите 7 − 8 моделей автомобилей отечественного производства и сравните их цены с ценами 7 − 8 моделей импортных автомобилей аналогичного класса. Используйте тест экстремальных реакций Мозеса для сравнения размаха цен на отечественные и импортные автомобили.
14. Понедельник — день тяжелый...
Сформируйте группу из 7 − 8 близких вам людей (например, родители, друзья, братья и сестры). Попросите каждого из них в течение недели подводить итог каждого прошедшего дня по принципу «удачный день» — «неудачный день». Проанализируйте полученные результаты с помощью теста Кохрана. Можно ли утверждать, что между разными днями недели существуют различия с точки зрения их «удачности» и «неудачности»?
15. Понедельник — день тяжелый... (продолжение)
Через некоторое время попросите участников предыдущего опроса на протяжении недели давать оценку (по 100-балльной шкале) каждому прожитому дню. Проанализируйте полученные результаты с помощью теста Фридмана. Можно ли утверждать, что различия в оценках разных дней недели носят неслучайный характер?
Снова о физиках и лириках
Вернитесь к заданию 11. С помощью теста Крускала—Уоллиса сравните между собой возраст нобелевских лауреатов последних лет по физике, химии, физиологии (медицине) и литературе. Включите в каждую категорию по 7 − 8 имен.
Друзья приходят или уходят?
Вам знаком сайт «Одноклассники»? Тогда вперед!
Задайтесь четырьмя возрастными категориями по возрастанию (например, до 25 лет, 26 − 35 лет, 36 − 45 лет, старше 46 лет). Для каждой возрастной категории с помощью сайта «Одноклассники» случайным образом отберите по 5 − 6 человек. Зайдите к каждому из них «в гости» и определите, сколько человек входит в круг его друзей. С помощью теста Джонкхиера—Терпстра проанализируйте полученные данные (число друзей для каждой выборки и соответствующей возрастной категории). Можно ли говорить о существовании здесь тенденции, связанной с изменением числа друзей с возрастом?
Храните деньги в той валюте, в которой вы их тратите
На протяжении последних 15-20 дней фиксируйте колебания курса каких-либо двух зарубежных валют (например, доллара и евро). С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определите, как'колебания курса этих валют связаны друг с другом. Проверьте полученный результат на значимость.
Что сегодня по «ящику»?
Составьте список из 10 − 15 популярных телевизионных передач или сериалов, которые вам знакомы. Проранжируйте список по степени привлекательности для вас включенных в него передач. Попросите сделать то же самое вашего друга (подругу). С помощью коэффициента ранговой корреляции Кендалла
определите, насколько ваши мнения совпадают. Можно ли утверждать, что полученный результат неслучаен?
В тиши музейных коридоров
В пятерку крупнейших музеев мира входят парижский Лувр, нью-йоркский Метрополитен-музей, лондонская Национальная галерея, музей Прадо в Мадриде и петербургский Эрмитаж. Если бы у вас была возможность побывать в каждом из них, каким был бы порядок ваших предпочтений? Спросите об этом еще у 6 − 7 человек и затем с помощью коэффициента конкордации Кендалла определите, насколько совпадают ваши мнения. Проверьте полученный результат на значимость.
Доктор (РhD) Александр Резник работает на отделении социальной работы Университета Бен Гурион в Негеве (Израиль). Область его научных интересов: сравнительная аддиктология, психология межкультурных различий, социальная работа с наркозависимыми в мультикультурной среде, а также методология экспериментальных исследований в социальных науках. Имеет более 50 научных публикаций в России, США, Израиле и др.
Многолетний опыт научной и преподавательской деятельности А. Резника в России и Израиле включает в себя преподавание таких курсов, как «Математико-статистические методы в психологии», «Теория и практика психологического эксперимента», «Теоретические основы психологического тестирования» и др.
В настоящее время сочетает научно-исследовательскую деятельность с консультационной в области статистики, методов исследований и использования программы SPSS в аддиктологии и социальной работе.
Методы непараметрической статистики позволяют получать обоснованные статистические выводы при наличии крайне небольшого числа испытуемых. Кроме того, простота процесса математической обработки результатов — в ряде случаев необходимые вычисления можно сделать в уме.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.