После этого поведение преподавателя на экзаменах кардинально изменилось и больше не давало поводов для нареканий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Здесь имеют место и манипуляции, и контрманипуляции. Манипулятивные действия преподавателя имели мишенью воздействия  незащищенность студентов на экзамене от произвола преподавателя. Вовлечением  – то, что их знания, безусловно, уступали знаниям преподавателя, что делало его хозяином положения. Фоновым фактором  – ситуация «Хозяин – барин».

Мишень воздействия  в контрманипуляции – незащищенность преподавателя перед ударами судьбы.

Трансактный анализ   манипуляции и контрманипуляции выявил следующее. Преподаватель осуществлял на экзаменах трансакции Р (осуждение) → Д (зависимость, беззащитность).  Студенты добились своего с помощью трансакции В (аргументация) → Д (чувства, беззащитность  перед судьбой).

Я привел эту жуткую историю, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько опасны для человеческих отношений манипуляции. И что они могут возвратиться бумерангом, поражающим самого манипулятора.

 

 

Как студенты манипулируют преподавателями

 

«Хорошая зачетка»

 

Когда на своих тренингах я прошу участников закончить фразу из эпиграфа, сказав им лишь первую ее строчку, все дружно договаривают данную «студенческую мудрость». Это свидетельство того, что она известна любому студенту. И того, что этот прием манипулирования преподавателями хорошо работает, иначе он бы не засел в сознании многих поколений выпускников.

Когда рассказываю об этой манипуляции на своих занятиях с преподавателями вузов, практически все утверждают, что уж против них-то этот прием не действует! Либо они не осознают этого, то есть воздействие действительно скрытое. Либо осознают, но стыдятся в этом признаться. И то и другое – признаки манипулирования: первый – скрытость воздействия, второй – его неблаговидный характер (см. определение манипуляции в главе 2).

Фоновым фактором  для этой манипуляции является создание на экзамене положительного имиджа студента. В соответствии с правилом имиджа и статуса (см. правила убеждения в главе 5) это побуждает  экзаменатора более благосклонно воспринимать ответ студента. Кроме того, хороший студент на экзамене является приятным собеседником , так что на стороне студента в данном случае и правило приятного собеседника (см. правила убеждения). Мишень воздействия  – влияние первого впечатления на восприятие всего остального.

Трансактный анализ   данной манипуляции показывает, что в результате произошло изменение функции состояния Родитель: требуемая на экзамене трансакция Р (критическая оценка) → В (демонстрация знаний)  превратилась в трансакцию Р (покровительство, поддержка) → В (демонстрация знаний).

Это обстоятельство и отражено в «студенческой мудрости». Действуя также в соответствии с ней, те студенты, кто хорошую зачетку не заработал, прячут от экзаменатора листы с плохими оценками с помощью большой канцелярской скрепки, «схватив» их ею.

 

Голь на выдумки хитра

 

Ранее, рассматривая различные области взаимоотношений между людьми, я заметил, что количество приемов манипулирования со стороны подчиненных превышает число аналогичных приемов со стороны руководителей, у детей больше приемов, чем у родителей, у учеников – больше, чем у учителей. То есть люди, обладающие меньшей властью, компенсируют это большими усилиями и находками в поиске приемов манипулирования.

Подобная закономерность сохраняется и в вузе: на манипуляции преподавателей студенты отвечают большим числом своих манипуляций.

Тем более что к моменту поступления в вуз юноши и девушки имеют за плечами богатый опыт манипулирования родителями и учителями, о чем я рассказал в предыдущих главах. Плюс опыт старшекурсников, которым те охотно делятся со своими младшими товарищами.

Все это служит студентам благоприятной основой для успешного манипулирования преподавателями. Особую изобретательность студенты демонстрируют в периоды зачетных и экзаменационных сессий.

Приведем некоторые типичные ситуации.

 

«Волнующая загадка»

 

 

Студент садится отвечать экзаменатору. Сказав несколько общих фраз, вдруг с воодушевлением обращается к преподавателю: «Для меня всегда было волнующей загадкой, как могут быть связаны эти явления?»

Преподаватель, влюбленный в свой предмет и уставший от пассивности и равнодушия студентов, радостно начинает объяснять. Студент демонстрирует восторг, поддакивает, переспрашивает и… снова восхищается логической стройностью предмета. Довольный преподаватель ставит ему высокую оценку, не соответствующую знаниям.

 

Читателю, конечно, ясно, что мишенью воздействия  на преподавателя является его влюбленность в свой предмет, а вовлечением  – его желание привить эту любовь студентам. Ради этого он готов объяснять где угодно, даже на экзамене.

Имеющая место в этой ситуации манипуляция реализуется трансакцией   Д (чувство восхищения) → Р (учит, покровительствует).  Преподаватель, принимая это распределение позиций, отвечает взаимодополняющей трансакцией Д (чувство восхищения) → Р (учит, покровительствует).

 

«Стеснительный преподаватель»

 

 

Молодой начинающий преподаватель вуза стеснителен и робок с девушками. Его окружают студентки и, напирая грудями, доказывают, что он обещал им поставить зачет. Молодой человек слушает, краснеет и слабо отбивается. Однако близость девичьих тел делает свое дело. Потея от волнения, он расписывается в их зачетках.

 

Мишень воздействия  – стеснительность преподавателя. Вовлечение  – якобы данное обещание. В других случаях, когда «вырывают» заветный «зачет», мишени воздействия и вовлечение могут быть иными.

Трансактный анализ   данного приема показывает, что студентки добились своего с помощью трансакции Д (флирт) → Д (стеснительность).

 

«Несчастливый билет»

 

 

Студент на экзамене вытягивает билет и с криком «Ой, 13-й, несчастливый!» кладет его обратно. Просит преподавателя:

– Можно взять другой? Этот номер для меня несчастливый.

– Не устраивайте балаган. Порядок есть порядок. Ищите свой 13-й!

Студент находит его и идет готовиться отвечать.

 

Хитрость состоит в том, что студент выучил только 13-й билет. Своим спектаклем он подталкивает экзаменатора к выгодной для себя трансакции Р (требует) → В (выполнение правил).

 

«Стремительный темп»

 

Средством манипуляции может быть навязанный преподавателю стремительный темп: едва ли не в каждом студенческом капустнике разыгрывается сценка, в которой студент кавалерийской атакой пытается вырвать у преподавателя заветный зачет.

Этот прием наиболее эффективен в отношении преподавателей, обладающих темпераментом флегматиков и меланхоликов (чья реакция не такая быстрая, как у сангвиников и холериков). Стремительный темп вызывает у них чувство растерянности. Оно и служит мишенью воздействия.

То есть студенты  осуществляют трансакцию Р (требует) → Д (чувство  растерянности). Вот так!

 

«Я готова на все»

 

 

На экзамене студентка томно строит глазки профессору:

– Профессор, чтобы сдать экзамен, я готова сделать все, что угодно!

– Все, что угодно?

– Да, все-все!

– Ну, тогда пойдите и выучите билеты!

 

На трансакцию студентки Д (заигрывание) → Д (сексуальные  потребности) профессор ответил трансакцией Р (требует) → В (выполнение правил).

 

«Богохульство»

 

Это пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия в манипулятивных целях.

 

Скромно одетая студентка приходит на экзамен с иконкой. Преподаватель думает: «Хорошая девочка, честная, православная». А у «хорошей девочки» под иконкой – «шпоры» [1]и «бомбы» .[2]

 

Таким антуражем студентка активизировала у находящегося в состоянии Родитель экзаменатора функции покровительство  и поддержка , которые усыпляют его бдительность к проделкам студентов.

 

«Забыла фамилию»

 

 

Студентка, садясь отвечать, изображает волнение до полуобморочного состояния. Преподаватель: «Ваша фамилия?» Та «силится» вспомнить. Не может. Преподаватель начинает ее успокаивать, по фотографии находит ее зачетку. Помогает начать ответ, что-то подсказывает, чтобы помочь побороть волнение…

 

С Божьей (точнее – с преподавательской) помощью девушка что-то отвечает. Оценка получена.

Как правило, выше той, которую можно было бы назвать честно заслуженной.

Мишенью воздействия  на преподавателя студентка избрала его эмпатию (способность к сопереживанию). Вовлечением  стала разыгранная ею сценка. Фоновым фактором  – покровительство со стороны преподавателя, к которому побудила  эта сценка.

Трансактный анализ   этой ситуации приводит к тому же результату, что и в предыдущем случае.

 

«Вы придираетесь!»

 

Ученики могут быть и более старшего возраста, нежели студенческий.

Проводя тренинги с руководителями, чиновниками, деловыми людьми, я иногда сталкивался с ситуацией, когда в пылу борьбы, обуреваемые желанием победить, некоторые участники обвиняли меня в том, что я, будто бы «придравшись» к их решению, занизил им оценку за очередной этап игры.

Мишенью воздействия  в данной попытке манипулировать преподавателем избрано естественное его желание быть и восприниматься объективным, беспристрастным судьей. Если судейство вызывает нарекания, естественно доказывать свою объективность. Но опуститься до оправданий – статус преподавателя пострадает. В таких ситуациях я применял несколько способов защиты от этой манипуляции.

Пассивная защита : «Все желающие могут в перерыв увидеть мои пометки на сданных решениях, где отмечены ошибки».

Тем самым перепалки, подрывающей авторитет руководителя тренинга, не происходит. Однако если, паче чаяния, такая проверка выявит ошибку преподавателя – она признается, после перерыва оглашается и изменяется оценка. Такая открытость плюс признание ошибки только повышает авторитет преподавателя.

Активная защита:  «Вы недовольны оценкой? Сколько вам нужно добавить? Назовите, мне не жалко, я сейчас же добавлю!»

Еще ни разу никто не пошел на это: ведь он добивался «справедливости», а тут получается, что ему нужна не справедливость, а победа любой ценой.

Понятно, что это защита типа «расставить точки над i». Применять более сильную защиту – контрманипуляцию – здесь не имеет смысла: не стоит привносить конфликтность в атмосферу тренинга.

«Нападение» на преподавателя осуществлено посредством трансакции   Р (обвиняет, требует) → Д (чувство  вины). Ответ на обвинение при пассивной защите от него: трансакция Взрослый (представление информации, аргументация) → В (рассудительность).

Ответ при активной защите: трансакция В (выполнение требований) → Д (чувство обиды).  Именно из-за связи выполнения требований спорщиков с предлагаемым им состоянием Дитя они и не соглашались принять в дар этого «троянского коня».

 

 

Преподаватель – бди!

 

Все приведенные в этом разделе приемы являются манипуляциями. Следующая история показывает, что если преподаватель помнит о возможности манипулятивных действий со стороны студентов, то найти защиту от них не так уж и трудно. Вот подходящая история.

 

«Ври, да не завирайся!»

 

 

Двое студентов должны идти сдавать экзамен в понедельник. Но так как они бурно провели выходные, голова трещит и настроение совсем не экзаменационное. У одного из них созревает идея. Экзамен они благополучно прогуливают, но на следующий день идут к профессору и рассказывают ему сказку о том, будто они были в выходные на даче у тетки одного из них, которой нужно было помочь вскопать огород. Пришлось там заночевать, а когда они утром поехали в институт на машине, у нее спустило колесо, и поэтому-то они и опоздали на экзамен.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 495.