Психологи и психотерапевты: кто есть кто
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной психотерапии существует много школ и направлений. Наибольшее распространение имеют клиническая психотерапия (включающая рациональную психотерапию, суггестивную терапию и аутотренинг), психоанализ и различные варианты психодинамической терапии, когнитивно-поведенческая терапия, гештальттерапия, экзистенциально-гуманистическая терапия, гипнотерапия и трансовая работа (в т. ч. эриксоновский гипноз), стратегическая психотерапия, арт-терапия, психодрама.

Психотерапия – это воздействие на состояние человека психологическим путем. Принципиально важно, что психотерапия – это всегда сотрудничество терапевта и клиента, особая форма их общения и совместной деятельности (сотрудничество присутствует даже в авторитарных психотерапевтических подходах, таких как классический медицинский гипноз).

В нашей стране психотерапия традиционно считается врачебной деятельностью, поэтому психотерапевтами являются только врачи, т. е. специалисты, разбирающиеся в медицинских аспектах функционирования человека, способные распознать психическую болезнь (при ее наличии) и при необходимости назначить человеку медикаментозное лечение. Психологи в отличие от врачей-психотерапевтов занимаются психологическим консультированием, психологической диагностикой и коррекцией. Однако такое разделение деятельности врачей и психологов достаточно условно: во многих случаях психолог-практик, к тому же прошедший специализацию по клинической психологии, может оказаться даже более успешным психотерапевтом, чем человек с медицинским образованием. Поэтому в ряде стран вводится условное разграничение психотерапии на медицинскую и немедицинскую. Как бы мы ни называли процесс, который происходит в кабинете психолога или врача-психотерапевта, суть его заключается прежде всего в психологической работе с клиентом.

Методы этой работы различны и во многом определяются принадлежностью специалиста к той или иной школе психотерапии. Например, психоанализ нацелен на выявление и разрешение бессознательных конфликтов, выражающихся в тех или иных невротических симптомах, когнитивная терапия – на выявление и коррекцию дисфункциональных убеждений, лежащих в основе дезадаптивного поведения клиента, экзистенциально-гуманистический подход – на снятие барьеров, мешающих человеку принять ценность своего существования и найти жизненные смыслы, и т. д.

 

Обычно к психологу или психотерапевту обращается тот, кто чувствует свое бессилие перед лицом некой проблемы: полета на самолете, панических атак, публичных выступлений. Часто люди обращаются в связи с симптомами депрессии, хронической усталостью, навязчивыми состояниями, проблемой принятия решений. Практически всегда (даже если это явно не озвучивается на первой встрече) клиент находится в сложных, запутанных отношениях со значимыми для него людьми, чувствует отвержение или вину, раздражение или обиду, но не находит в себе ресурсов, чтобы разобраться в отношениях и выйти из порочных кругов, заставляющих его вновь и вновь попадать в одни и те же дискомфортные ситуации.

Как высшая математика очень далека от школьной арифметики, так и научная психология имеет мало общего с психологией «житейской». Профессионально оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь может лишь человек с высшим психологическим или медицинским образованием, прошедший дополнительное обучение в области психотерапии или психологического консультирования.

Стратегии решения проблемы, к которым прибегает человек, заводят его в ловушку: проблема не решается, а только утяжеляется. Так, избегающее поведение при тревожных расстройствах обычно приводит к усилению тревоги ожидания и увеличению числа ситуаций, которых впоследствии приходится избегать; отчаянные попытки уснуть при бессоннице ведут к ее утяжелению; попытки человека «настроить себя на успех» при сексуальных дисфункциях (таких, как психогенная импотенция) оборачиваются для него крахом и ведут к дальнейшей невротизации.

Специалист, понимающий механизмы расстройства и видящий суть психологической проблемы, в сотрудничестве с клиентом может найти приемлемый способ ее решения. Существенное значение имеет не только содержание психологической работы, но также процессвзаимодействия между психологом (или психотерапевтом) и клиентом. Процесс терапии является своеобразным зеркалом жизни и проблем клиента. Например, человек, склонный к болезненному контролю всего происходящего с ним, проявит эту склонность и в ходе терапии. Задача психотерапевта будет заключаться в подстройке к болезненному паттерну и его коррекции.

Невротические отношения

Невротические отношения могут быть не только между партнерами (супругами), но и между представителями разных поколений (родителями и детьми, стариками и внуками), а также между сиблингами. Наиболее часто это отношения между матерью и ее взрослым ребенком.

Психотерапия невротических отношений может быть как индивидуальной, так и семейной. Главной задачей является вскрытие дисфункциональных убеждений и установок человека и болезненных паттернов коммуникации и дальнейшее обучение более зрелому восприятию и поведению, а также навыкам здоровой коммуникации.

Иногда люди страдают в отношениях друг с другом, но не могут эти отношения прервать. Болезненные отношения можно назвать невротическими, если они обладают следующими взаимосвязанными характеристиками.

1. Сами отношения являются проблемой: люди страдают не от условий жизни, стрессов, потерь и т. д., а друг от друга. В таких отношениях обычно затруднена или невозможна вербальная метакоммуникация: людям крайне сложно обсудить друг с другом проблему отношений; вместо этого они тратят массу усилий на создание и решение всевозможных псевдопроблем: объединяются против внешних врагов, поддерживают семейные правила и ритуалы, уходят в работу, лишь бы избежать коммуникации или интимной близости.

2. В отношениях установлен псевдобаланс, основанный на невротическом распределении ролей: один – жертва, другой – тиран, один устраивает истерики, другой успокаивает и т. п.

3. Партнеры зависят друг от друга. Для невротической личности отношения могут быть способом решения собственных психологических проблем. Но поскольку невротик всегда решает проблему так, чтобы ее сохранить, он будет использовать партнера для подкрепления своих дисфункциональных убеждений. Например, женщина, которая боится быть отвергнутой, избыточно контролирует мужа и вызывает у него раздражение. Ему, в свою очередь, нужна контролирующая женщина, которую он будет пытаться отвергнуть, чтобы обрести видимость самостоятельности.

4. Из отношений невозможно выйти. Поскольку невротик зависит от отношений, он будет всячески оправдывать свою неспособность их разорвать: «Она без меня не справится», «Я же всю душу вложила в ремонт» и т. д. Возможны частые уходы и возвращения. И даже если невротик встречает нового партнера, скорее всего с ним повторятся все дисфункциональные паттерны из предыдущих отношений.

Ребенок-функция

Хотя большинство родителей согласятся с тем, что детей не следует вовлекать в семейные конфликты, дети оказываются вовлеченными в них просто потому, что являются частью семейной системы, многие процессы в которой недоступны для сознания членов семьи.

Функция, которую ребенок выполнял в семейной системе, может оказать существенное влияние на социальные роли, которые он впоследствии будет играть. Если эта функция была патологической, чаще всего в дальнейшем человек будет страдать от чувства собственной неполноценности.

Часто ли вам приходилось слышать фразу о том, что дети являются продолжением своих родителей? Полагаю, что да, и обычно она не имеет какого-то негативного значения. Но только если мы не имеем в виду семьи с невротическими отношениями.

Появление ребенка в такой семье обычно усугубляет существующие проблемы, и вскоре родители бессознательно начинают использовать ребенка для коммуникации друг с другом, превращая его в инструмент воздействия на партнера или «мандат» для оправдания собственных поступков. Ребенок, в свою очередь, начинает скреплять семью демонстрацией слабости, страхов и других болезненных симптомов (таких, как избыточный вес или энурез). Невротическая семья, настроенная на поиск псевдопроблем в ущерб подлинной коммуникации, концентрируется на ребенке, который становится самым несчастным, но и самым главным ее членом (это один из возможных сценариев). Если же родители разошлись, формируется болезненная система «родитель – ребенок – отсутствующий родитель», в которой ребенок по-прежнему выполняет скрытую функцию посредника.

В других случаях ребенок может выступать как функция одного из родителей. Наиболее яркий пример – нарциссическое расширение: родитель, воспринимая ребенка как часть самого себя, нагружает его своими собственными стремлениями и потребностями (например, отец, не состоявшийся как спортсмен, пытается сделать из ребенка олимпийского чемпиона). В результате у ребенка не формируется опора на внутренние критерии выбора, и он может стать нарциссической личностью.

Еще один вариант превращения ребенка в функцию связан с воспитанием в условиях повышенной ответственности (обычно при этом нарушена семейная иерархия). К ребенку относятся как к маленькому взрослому, лишая его детства и играя на чувствах вины и стыда (часто от этого страдают старшие дети).

 

Родители без границ

Сепарация и обретение личностного пространства – важные процессы детского развития, которые могут быть нарушены в условиях невротического воспитания. Тревожные и отвергающие родители вольно или невольно формируют у ребенка глубинные убеждения «я беспомощен» и «меня отвергнут».

Нарушенную границу между матерью и ребенком можно уподобить пуповине, которую не перерезали вовремя. Тревожные матери долго не отказываются от грудного вскармливания и часто спят с ребенком в одной постели (это может продолжаться многие годы).

В семейной психологии одним из главных понятий является понятие границы. Можно говорить о границах семьи в целом: например, в случае болезненного культа семьи ее члены могут резко противопоставлять себя всем окружающим, стремясь не допустить в семью посторонних. Вспомните себя школьником или студентом: легко ли вам было привести в дом друзей? Можно также говорить о внутрисемейных границах (между супругами, между родителями и детьми, между старшими и младшими и т. д.). Чаще всего в невротических семьях границы между родственниками размыты, зато вокруг семьи выстроены стены с бойницами.

Как тревожные, так и отвергающие родители по-своему нарушают личностные границы ребенка. Тревожная мать прислушивается к каждому чиху своего малыша, старается предугадать его потребности, избыточно опекает и контролирует ребенка, не допуская его естественной сепарации. Но за такой тревогой может стоять скрытая агрессия невротической личности, связанная с восприятием ребенка как помехи (поэтому отвержение является обратной стороной гиперопеки). За чрезмерной заботой может стоять скрытое желание сделать ребенка слабым и болезненным, что обычно и происходит в условиях избыточного контроля. Вина за это скрытое желание, в свою очередь, лишь стимулирует дальнейший контроль. Ребенку может быть не позволено иметь личное пространство и даже находиться в комнате с закрытой дверью. Оказавшись через много лет на приеме у психолога, он будет затрудняться сказать, имеет ли что-то по-настоящему свое.

В случае явного отвержения естественная сепарация ребенка также нарушается. Ребенок не ощущает собственную ценность, но не потому, что все ценности ему навязаны (как в случае гиперопеки), а потому, что от него отвернулись. Он вырастет личностью с незаполненным пространством, с изъяном, который будет вынуждать его воспринимать мир как опасный и отвергающий.

 

Порочные круги невротика

С точки зрения психоанализа в основе невротического повторения может лежать невротическая тревога и сопряженная с ней вытесненная агрессия. Агрессия по отношению к враждебному миру вытесняется из-за беспомощности, страха наказания, страха потери любви и чувства вины. Поэтому в психотерапии невротических личностей нужно уделять внимание работе со скрытой агрессией.

С точки зрения когнитивного подхода в психотерапии основу невротических порочных кругов составляют личностные схемы – стойкие связи между дисфункциональными убеждениями человека, его эмоциями и поведением.

Невротической личностью можно назвать человека, который является главным препятствием на собственном пути. С клинической точки зрения речь идет о людях с патологией характера (личностными расстройствами). Однако в практической работе психолог или психотерапевт часто сталкивается с клиентами, психологические особенности которых не соответствуют тем или иным диагностическим рамкам, но создают явные неудобства как самому человеку, так и его окружающим. Такие люди испытывают трудности в общении и социализации, страдают в семейных отношениях, часто склонны к тревоге, депрессии или психосоматическим заболеваниям. В широком смысле их также можно назвать невротиками.

Наиболее характерными эмоциями и чувствами невротика являются тревога и страх, стыд и вина, чувства неполноценности, ущербности, отвержения и тотальной небезопасности. Они далеко не всегда доступны его сознанию и компенсируются различными психологическими защитами, отстраненным или надменным поведением, стремлением к успеху и власти, поиском любви, идеальных отношений и т. д. Однако внутренние установки невротика требуют постоянного подтверждения; поэтому он снова и снова попадает в ситуации, актуализирующие его страхи (таков механизм невротического повторения).

К примеру, человек стремится к признанию, пытаясь продемонстрировать другим свою ценность – произносит красивые тосты или, напротив, молчит в компании, если не может сказать что-то интересное. Хотя за этим стоит сомнение в собственной ценности и страх быть отвергнутым, другие воспринимают человека как высокомерного и перестают с ним общаться. Другой пример: человек боится отвержения, требует от партнера безоговорочной любви и слияния, трактует любые проявления его самостоятельности как отвержение, реагирует на это агрессией и в результате еще больше боится быть отвергнутым.

Власть глубинных убеждений

Глубинные убеждения являются очень стойкими и предопределяют не только сиюминутные реакции человека, но и его жизненную стратегию. Они могут запускать механизм невротического повторения – такой паттерн поведения человека, который каждый раз сталкивает его с его собственным страхом.

Основатель рационально-эмотивной психотерапии Альберт Эллис описал четыре вида дисфункциональных убеждений (не подразделяя их на глубинные и промежуточные): долженствование («Я должен!»), оценочную зависимость («Что обо мне подумают?»), катастрофизацию («Случится непоправимое!») и непереносимость фрустрации («Я этого не вынесу!»).

Один из постулатов когнитивной психотерапии заключается в том, что эмоции и поведение человека опосредуются его когнициями (мыслями, убеждениями). Человек, убежденный в том, что он потерпит неудачу, будет вести себя как неудачник, а у того, кто верит в свои силы, возрастают шансы на успех. Убеждения могут быть адаптивными (функциональными) и дезадаптивными (дисфункциональными).

Наиболее стойкими и меньше всего доступными для сознательной рефлексии являются глубинные убеждения (ГУ). По мнению основателя когнитивной психотерапии Аарона Бека, дезадаптивные ГУ сводятся к двум видам: «Я беспомощен» (это убеждение характеризует самого человека) и «Меня отвергнут» (а это уже характеристика окружающего мира и людей, с которыми человек взаимодействует). В одном случае человек считает самого себя слабым, никчемным, неудачником, а в другом – он считает других страшными, жестокими, отвергающими. Чаще всего ГУ полностью скрыты от сознания. Они формируются в ходе детского развития и составляют ядро характера человека.

Более доступны сознанию промежуточные убеждения (ПУ): это правила или оценки, в соответствии с которыми человек строит свое поведение. Они представляют собой такую трансформацию ГУ, с которой сам человек может согласиться. Например, ПУ «Не следует выделяться на фоне других» или «Нужно всегда быть вежливым с людьми» могут говорить о страхе быть отвергнутым, а ПУ «Ты добьешься успеха, только если будешь напряженно работать» или «Если у тебя нет дорогой машины, то ты неудачник» – о скрытой убежденности человека в своей ничтожности.

Пытаясь защититься при помощи ПУ от внутренних демонов (ГУ), человек ловит себя в ловушку. Например, подстраиваясь под партнера из-за страха быть отвергнутым, человек все больше вызывает у партнера раздражение и желание уйти.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.