Когда прилетит железная птица?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Леви-Брюля часто упрекали в том, что он провел слишком резкую грань между первобытными и цивилизованными людьми. Но его несомненной заслугой является описание феномена партиципации. Л. С. Выготский считал партиципацию проявлением одной из стадий развития мышления.

Граница между первобытными и цивилизованными людьми в действительности размыта: как первым нельзя полностью отказать в логике, так и последних нельзя считать полностью рациональными. Многие из наших рассуждений и взглядов подчиняются скорее закону партиципации, нежели законам логики.

«Суеверные» голуби Скиннера совершали наклоны головой, чтобы получить еду, хотя в действительности еда автоматически поступала в клетку через определенные интервалы времени. Могут ли люди вести себя как голуби Скиннера? Является ли пятерка на экзамене следствием того, что мы писали «счастливой» ручкой? Всегда ли есть причинно-следственная связь там, где мы воспринимаем ее субъективно?

Согласно наблюдениям антропологов, представители первобытных племен понимают причинно-следственные отношения не так, как мы. Если их постигает какое-то несчастье (например, засуха или эпидемия), они могут усмотреть его причину в совершенно посторонних вещах: «виноватыми» могут оказаться странные одежды приезжих миссионеров, портрет английской королевы и т. п.

Жители островов Океании когда-то могли видеть, как на военные базы приземляются самолеты с провизией и другими грузами. С тех пор они прилагают все усилия, чтобы самолет прилетел и к ним: подражая военным, они ходят строем с деревянными «ружьями», зажигают «сигнальные огни» и даже строят «самолеты» из веток. Этот феномен называется карго-культом (от исп. cargo – груз).

Можно предположить, что первобытные люди просто не обладают достаточными знаниями, чтобы связывать причины и следствия. Однако антрополог Люсьен Леви-Брюль подверг такое объяснение сомнению. По его мнению, дело не в знаниях, а в своеобразии «первобытного мышления». Этот тип мышления подчиняется не законам логики, а закону партиципации. Под партиципацией (или «мистическим соучастием») Леви-Брюль понимал усмотрение связи между разными явлениями как непосредственно очевидной и не требующей доказательства. Например, «очевидно», что железных птиц привлекают люди, марширующие со странными палками в руках…

 

«Мы видели курицу!»

Современная нейропсихология подтверждает тезис Маклюэна. Обучение письму влияет на последовательность и интенсивность развития различных зон мозга и формирование когнитивных функций. Значение имеет и направление письма. В исследованиях показано, что у русских детей формируется лево-правый вектор обработки информации, а у арабских – право-левый.

По данным нейропсихологических исследований, носители разных языков могут придерживаться различных стратегий обработки информации (и дело здесь не только в овладении письменностью). Но эти различия не настолько критичны, чтобы люди вообще не могли понять друг друга.

Чем могут быть вызваны различия в реакциях публики на какой-либо фильм? Житейская логика убеждает нас в том, что все дело в ценностях, интересах или уровне образования зрителей. По крайней мере, мы думаем, что все зрители видят на экране одно и то же. Но так ли это?

В середине XX века жителям одной африканской деревни показали фильм, демонстрирующий, как нужно избавляться от мусора и застойной воды. Человек на экране медленно собирал жестяные банки, проверял, не скопилась ли в них вода, выливал ее и втаптывал в землю, и т. д. После просмотра туземцев попросили рассказать, что они видели. Единодушный ответ оказался неожиданным: «Мы видели курицу!». Как оказалось, в кадре действительно на мгновение появилась курица, которую кто-то вспугнул во время съемки. После расспросов удалось выяснить, что туземцы видели и человека, но смысла происходящего не уловили: они видели лишь отдельные детали.

Профессор Джон Уилсон, описавший этот случай, пришел к выводу, что восприятие фильма является деятельностью, которой нужно учиться. Развиваясь в культуре экранов и изображений, мы учимся воспринимать перспективу на плоскости, схватывать кадр в целом и следить за центральным объектом.

Канадский филолог Маршалл Маклюэн (1911–1980) выдвинул смелый тезис: подобные различия в восприятии у представителей разных культур связаны с наличием письменности! Звуковые сигналы мы обрабатываем в основном сукцессивно (последовательно), а зрительные – симультанно (единовременно). Овладение письмом побуждает нас задействовать зрение для восприятия той информации, которую раньше мы воспринимали на слух. Мы учимся сочетать симультанную обработку информации с сукцессивной, что требует существенной перестройки основных когнитивных процессов.

Высшие психические функции

Мозговая локализация ВПФ имеет динамический характер и меняется в ходе развития. Поражение определенного участка мозга в раннем детстве приводит к недоразвитию высших по отношению к нему структур; у взрослого поражение того же участка приводит к нарушению низших структур и процессов, которые теперь ему подчиняются.

Теория высших психических функций (ВПФ) была разработана Л. С. Выготским и его последователями (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник и др.). В ее основе лежит представление о функции как о развивающейся системе. Очевидно, что ребенок не рождается с «готовой» психикой: психические функции ребенка развиваются, как развивается и его организм. Вопрос в том, как это происходит.

Представим строительство многоэтажного дома. Каждый этаж возникает над предыдущим, сохраняя принципиальные особенности его организации. Наивный взгляд на развитие психики уподобляет ее такому дому: у ребенка формируются новые знания, навыки, функции, которые присоединяются к имевшимся ранее. В действительности все иначе: строительство каждого «этажа» в психике ребенка сопровождается существенной перестройкой предшествующих «этажей»! Элементарные функции перестраиваются и совершенствуются, формируются новые межфункциональные связи и отношения, возникают новые психологические системы, заступающие на место элементарных функций. Эти системы и называются высшими психическими функциями.

Основные характеристики ВПФ – это: 1) прижизненное формирование; 2) социальное происхождение; 3) системное строение; 4) произвольная регуляция; 4) знаково-символическое опосредование; 5) системная и динамическая мозговая локализация.

А. Н. Леонтьев экспериментально продемонстрировал путь развития ВПФ на примере функции памяти. Использовался метод двойной стимуляции, разработанный Л. С. Выготским. Суть метода заключается в предъявлении испытуемым двух наборов стимулов: одни выполняют функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другие – функцию средства или орудия, при помощи которого эта деятельность организуется. В экспериментах А. Н. Леонтьева в качестве стимулов-объектов выступали отдельные слова для запоминания, а в качестве стимулов-средств – картинки, которые можно было подобрать в помощь. Инструкция звучала так: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая потом поможет тебе вспомнить это слово». При этом между изображениями и словесными понятиями не было очевидной связи (например, чтобы запомнить слово «день», можно было взять карточку с изображением петуха или часов). В каждой возрастной группе сравнивали результаты непосредственного запоминания (без опоры на картинки) и опосредованного (с опорой на картинки).

Ярким примером связи между произвольностью функции и ее речевым опосредованием является алекситимия – неспособность человека вербализовать свои эмоции. Люди с алекситимией склонны к психосоматическим заболеваниям, важную роль в развитии которых играют подавленные и незрелые эмоции.

У младшей группы детей и у взрослых опора на картинки не вызывала существенного улучшения результатов. Школьникам же картинки очень помогали. А. Н. Леонтьев объяснил это так: сначала запоминание является непосредственным (поэтому дошкольникам картинки еще не помогают), в школьном возрасте резко возрастает опора памяти на внешние средства, а затем, в соответствии с теорией интериоризации Л. С. Выготского, память приобретает внутреннее опосредование (и поэтому взрослым картинки уже не нужны). Психологическими «орудиями», которые при этом «вращиваются», являются в первую очередь словесные знаки. Пройдя такой путь развития, память перестает быть элементарной способностью механически воспроизводить материал. Теперь это сложная система внутри- и межфункциональных связей (чтобы что-то запомнить, у нас должен быть мотив, мы задействуем воображение и мышление и т. д.).

По Л. С. Выготскому, ВПФ – это социальные способы поведения, которые мы применяем к самим себе. Так, исходное назначение речи – это управление другими людьми, но в ходе интериоризации мы начинаем ее использовать для управления собственным поведением. Все ВПФ проходят в развитии тот же путь, что и память: они становятся внутренне опосредованными речью. Так они обретают и произвольность: мы сознательно управляем лишь тем, что можем описать словами.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.