Внутренняя модель сознания другого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Западные исследователи называют способность человека представлять состояние сознания других людей не совсем удачным термином «theory of mind» («теория разума»), который лучше всего переводить как «внутренняя модель сознания другого». Близкими понятиями являются «социальный интеллект» и «социальная перцепция».

Знаменитый исследователь детского развития Жан Пиаже считал главной особенностью детской психики эгоцентризм. Например, семилетний мальчик говорит, что у него два брата: Поль и Альбер. Но на вопрос, есть ли братья у Поля, он отвечает: «Да, Альбер».

Когнитивная психология выделяет особую сферу психических функций, связанную с социальной когницией – способностью человека понимать других людей и оценивать социальные отношения. Большинству из нас достаточно легко представить, что чувствует или думает другой человек. Но этой способностью не обладают маленькие дети; она также может быть ограничена у людей, страдающих аутизмом, шизофренией и некоторыми другими психическими болезнями.

Одной из самых известных экспериментальных задач, направленных на оценку социальной когниции, является «задача Салли – Энн». Перед ребенком разыгрывают спектакль с участием двух кукол – Салли и Энн. У Салли есть корзинка, у Энн – коробка. Салли кладет шарик в корзинку и уходит. Пока ее нет, Энн забирает шарик и прячет в свою коробку, после чего тоже уходит. Теперь возвращается Салли, и ребенка спрашивают, где она будет искать свой шарик. Дети младше 4 лет обычно убеждены, что Салли будет искать мяч в коробке, а не в корзине. Неправильно решают задачу и более старшие дети, страдающие аутизмом. Ситуация не меняется, если роль Салли и Энн в эксперименте играют люди.

Способность встать на позицию другого играет ключевую роль в человеческой деятельности и коммуникации. С ней связаны взаимопонимание и взаимопомощь, понимание иронии и скрытого смысла, но также и возможность обмана.

С точки зрения теории интериоризации нет необходимости выделять социальную когницию как самостоятельную функцию психики. Любая высшая психическая функция социальна по происхождению, т. к. опосредована орудиями, которые изначально люди разделяли между собой в совместной деятельности. Овладевая системой предметных значений, ребенок обучается смотреть на вещи «глазами других». Когда ребенок начинает смотреть «глазами других» на самого себя, он становится способен стыдиться своих поступков.

Горькая конфета

В ходе первого рождения личности, по А. Н. Леонтьеву, внешняя социальная регуляция деятельности ребенка становится внутренней: ребенок следует правилам или запретам взрослых даже тогда, когда его никто не видит.

В подростковом возрасте происходит второе рождение личности, связанное со столкновением разных социальных мотивов: например, то, что одобряется учителями, может получать негативную оценку у сверстников подростка, которому в этих условиях приходится принимать собственные решения и быть ответственным за них.

Насколько дети-дошкольники «эгоцентричны»? Могут ли они смотреть на себя «глазами других»? Чтобы ответить на эти вопросы, отечественные психологи провели ряд экспериментов, суть которых сводилась к следующему.

Ребенок должен достать некоторый предмет, не нарушая определенного условия – например, ему нельзя вставать со стула или переступать через линию на полу. Задача, данная ребенку, заведомо не решаема, но он об этом не знает. Наградой за успешное выполнение задания является конфета. После того как ребенок предпринимает первые несколько попыток и втягивается в игру, экспериментатор под каким-то предлогом выходит из комнаты, но продолжает наблюдение за ребенком через одностороннее зеркало (зеркало Гезелла). Чаще всего ребенок, оставшись один, вскоре нарушает запрет и «решает» таким образом задачу. Экспериментатор возвращается и награждает его конфетой.

Но тут происходит удивительное: ребенок, взяв конфету, расстраивается и даже плачет. Конфета оказывается для него «горькой». Почему? А. Н. Леонтьев, описывая феномен горькой конфеты, говорил, что в дошкольном возрасте (начиная с трех лет) происходит первое рождение личности. Главным признаком этого процесса является построение иерархии мотивов. В эксперименте с конфетой один мотив (достать интересующий предмет) сталкивается с другим (выполнить условие взрослого). Собственное побуждение ребенка берет верх в отсутствие взрослого. Но когда экспериментатор возвращается, на первый план выходит социальный мотив, значение которого возрастает при получении ребенком незаслуженной награды. Так что даже если в актуальной ситуации действия ребенка могут диктоваться его эгоцентризмом, это еще не значит, что он совсем не может посмотреть на себя со стороны.

Построение иерархии мотивов продолжается в течение всего дошкольного возраста (и кризиса семи лет).

 

Личность

Социальными отношениями, которые интериоризуются ребенком, являются прежде всего отношения в семье. Усваивая паттерны семейной коммуникации и семейные роли, ребенок и к самому себе будет относиться так, как к нему относились взрослые. Например, в случае обесценивания ребенка родителями у него формируется низкая самооценка.

В различных психологических теориях личность представляется как иерархия подсистем. В биопсихосоциальной модели учитываются биологические основы личности (врожденные свойства организма и нервной системы, темперамент), психологические качества (характер) и место личности в системе социальных отношений.

В отечественной психологии личность понимается как ансамбль социальных отношений. Что это значит?

В науке есть разные традиции понимания личности. Часто личность приравнивается к индивиду, к отдельному человеку. Личностные особенности в этом случае трактуются как свойства его темперамента и характера, а также особенности его поведения. Личность представляется как совокупность характеристик (личностных черт), на основании которых психолог строит уникальный личностный профиль (дименсиональный подход) либо относит человека к определенному типу – шизоидам, циклоидам и т. п. (категориальный подход). Тем самым феномен личности приравнивается к любым другим психологическим феноменам, доступным для измерения и категоризации.

В общепсихологической теории деятельности представление о феномене личности иное. Личность порождается деятельностью; развитие личности подразумевает формирование иерархии мотивов в ходе социализации индивида. Социализация – это не просто усвоение социальных норм. Если бы это было так, то ребенок усваивал бы социальные формы поведения так же, как и любые формы взаимодействия со средой. Принципиальная позиция отечественной психологии заключается в том, что она не рассматривает общество как внешнюю среду по отношению к индивиду.

Общаясь со взрослыми и овладевая формами предметной деятельности, ребенок в ходе развития становится носителем социальных отношений. В том числе это касается и овладения орудийной деятельностью. Например, мы в одной руке держим гвоздь, а в другой – молоток. Как говорил представитель школы Выготского Д. Б. Эльконин, две руки действуют как два человека, помогающие друг другу.

На пути социализации ребенок начинает соотносить индивидуальные мотивы с социальными, а затем строит иерархию социальных мотивов, одни из которых отвергает, а другие соотносит с собой.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 203.