Врожденная деформация бедра Q65.2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Врожденный вывих бедра (крайняя степень дисплазии тазобедренного сустава) – тяжелая патология, характеризующаяся недоразвитием всех элементов, образующих тазобедренный сустав (костей, связок, капсулы мышц сосудов, нервов) и нарушением соотношений головки бедра и вертлужной впадины таза.

Выделяют по МКБ-10: Q65.0 врожденный вывих бедра односторонний; Q65.1 врожденный вывих бедра двусторонний; Q65.2 врожденный вывих бедра неуточненный; Q65.3 врожденный подвывих бедра односторонний; Q65.4 врожденный подвывих бедра двусторонний; Q65.6 неустойчивое бедро (предрасположенность к вывиху или подвывиху бедра)

Клинические признаки: к ранним симптомам у грудных детей относятся: ограничение отведения бедра на стороне поражения и соскальзывание головки (симптом щелчка или Ортолани-Маркса), асимметрия кожных складок на внутренней поверхности бедер, асимметрия ягодичных и бедренных складок, уплощение ягодичной области (признак Пельтезона); наружная ротация ножки; отсутствие головки бедра при пальпации в скарповском треугольнике - пальпация головки бедренной кости за задним краем впадины; косое расположение половой щели у девочек. К поздним симптомам (после начала ходьбы) относятся: позднее начало ходьбы (на 13-15 месяце), нарушение походки; нещадящая хромота на больную ногу (в результате чего формируется функциональный сколиоз), верхушка большого вертела находится выше линии Розера-Нелатона; положительный симптом Тренделенбурга; симптом неисчезающего пульса; симптом низведения бедра (прогностический симптом); симптом Рэдулеску (ощущение головки бедра при ротационных движениях по наружно-задней поверхности ягодичной области); симптом Эрлахера («пересечение» пораженной конечности со здоровой отмечают на уровне средней или верхней трети противоположного бедра); симптом Дюпюитрена или «поршня».

 Показания для направления на МСЭ: осложненное течение после вправлений врожденного вывиха бедра; при умеренном нарушении статодинамической функции; при частых обострениях синовита при коксартрозе II и III стадии; резко выраженной контрактуре тазобедренного сустава; стойком умеренно выраженном корешковом болевом синдроме на фоне гиперлордоза при подвздошном вывихе (одностороннем или двустороннем) бедра.

Необходимые обследования при направлении на МСЭ: осмотр педиатром, ортопедом новорожденного, ребенка в 3 и 12 месяцев; ультразвуковое исследование тазобедренных суставов у новорожденных и детей до 1 года для оценки костных, хрящевых и мягкотканных компонентов; рентгенография тазобедренных суставов (после 3 лет) в прямой проекции и в положении Лауэнштейна с оценкой анатомо-функционального соотношения бедренного и тазового компонентов; рентгенография тазобедренных суставов в среднем положении (передне-задняя проекция), положении отведения и внутренней ротации, положении разведения бедер (в шине) в 6, 9, 12 месяцев, 1,5 и 2 года, далее 1 раз в год с оценкой формы впадины, угла наклона крыши, размеры головки бедра, шеечно-диафизарного угла, углов Вебера, Шарпа, вертикального и фронтального соответствия, линии Шентона (после 5 лет); общее клиническое обследование (общий анализ крови, мочи, ЭКГ).

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные, значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; нарушения, обусловленные, неудовлетворительными или осложненными результатами лечения врожденных вывихов бедра, приводящие к ограничению способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, обучению, определяющие необходимость социальной защиты ребёнка.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах[153] представлена в табл.67.

Таблица 67

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма Количест-венная оценка (%)
13.6.4 Раздел « Патология нижних конечностей»  
13.6.4.36 Дисплазия бедра (подвывих) на срок полной иммобилизации 100
13.6.4.37 Дисплазия бедра (подвывих) после окончания срока полной иммобилизации до окончания лечения 50
13.6.4.40 Укорочение ноги более 2,5 см до 4 см 10
13.6.4.30 Ограничение движения тазобедренных суставов незначительной степени: одностороннее 10
13.6.4.31 Ограничение движения тазобедренных суставов незначительной степени: двустороннее 20-30
13.6.4.32 Ограничение движения тазобедренных суставов средней степени: одностороннее 30
13.6.4.33 Ограничение движения тазобедренных суставов средней степени: двустороннее 50
13.6.4.34 Ограничение движения тазобедренных суставов выраженной степени: одностороннее           40
13.6.4.35 Ограничение движения тазобедренных суставов выраженной степени: двустороннее          70-80
Суммарная оценка до 100

Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций костно-мышечной системы и соединительной ткани организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается преимущественно на оценке степени выраженности нарушений функции передвижения (способности осуществлять простые и сложные виды движения). Учитываются также другие факторы патологического процесса: стадия процесса, стадии компенсации, форма, наличие осложнений.

Кодировка функционирования по МКФ: нарушение функций суставов и костей b710-b729; функции мышц b730-b749; двигательных функций b750-b789 и др.; нарушение структур, связанных с движением: s710-s770 и др.

Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида.

Медицинская реабилитация. Стандартная схема лечения: широкое пеленание до трех месяцев; подушка Фрейка или стремена Павлика до окончания первого полугодия; в дальнейшем - различные отводящие шины для долечивания остаточных дефектов. Длительность лечения, и выбор тех или иных ортопедических устройств, зависит от степени выраженности дисплазии (предвывих, подвывих, вывих) и времени начала лечения. Восстановительная терапия с момента установления диагноза: лечебный массаж 10 – 15 сеансов 2 – 3 курса через 1 – 1,5 месяца; лечебная физкультура, методы БОС для коррекции походки, плавание, гидрокинезотерапия; физиотерапевтические процедуры (парафиновые аппликации, теплые ванны, грязелечение, подводный массаж и т.п.) каждые 2-3 месяца. Реконструктивная хирургия миотомия пояснично-подвздошной мышцы, аддукторотомия (с 3-6 месяцев); с года и до 2 летнего возраста- открытое вправление, в возрасте от 2 до 7 лет- в сочетании с корригирующей остеотомией и реконструкцией тазового компонента по Солтеру; по показаниям с 5-6 лет стабилизирующие и реконструктивные операции, образование навеса;этапное удлинение конечности при укорочении более чем на 5-8 см начиная с 5-7 лет; в случаях тяжелых осложнений основного заболевания, и в возрасте старше 12 лет методом выбора может быть эндопротезирование тазобедренного сустава. Ортезирование под контролем УЗИ и рентгенографии (подушка Фрейка, различные варианты функциональных шин, с 9 мес. ортезы (аппарат типа SWASH)[154], при укорочении используется ортопедическая обувь. Санаторно-курортное лечение показано всем детям как этап восстановительного лечения. Динамическое наблюдение врача травматолога-ортопеда детской поликлиники 1 раз в 3 месяца до 3 лет; наблюдение до возраста 3-5 лет. 

Психолого-педагогическая реабилитация: целью педагогической реабилитации является получение общего образования в общеобразовательной школе общего назначения с использованием обычной программы по очной форме, режим занятий соответствует классу обучения, объем изучаемого материала может снижаться за счет исключения некоторых действий и упражнений, на уроках физкультуры, на уроках труда, т.п.); проведение психолого-педагогической коррекции: формирование образовательных и социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания, проведения досуга и др., по возможности самостоятельно с помощью технических средств реабилитации), навыков взаимоотношений в детском коллективе, в семье.

Социальная реабилитация: социально-средовая реабилитация: обучение пользования техническими средствами реабилитации; социально-бытовая адаптация: обучение социально-бытовым навыкам с использованием ТСР, обучение родителей приемам ухода за ребенком; другие мероприятия, ориентированные на индивидуальную потребность ребенка.

Технические средства реабилитации:

– аппарат на тазобедренный сустав, в том числе с дополнительными функциями

– тутор на всю ногу, в т.ч. шины, отводящие, для нижних конечностей (абдукционные);

– обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки, на утепленной подкладке;

– эндопротез тазобедренного сустава, в т.ч. в различных модификациях;

– опорные трости, костыли, поручни (при необходимости по показаниям).

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 270.