Подростковый возраст (11-15 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная ситуация развития

Подростков

В традициях советской психологии это возраст уче­ников 5-8-х классов, переходный от детства к взрослости. Американская психология выделяет более продолжитель­ный период - возраст тинейджеров, то есть подростками считаются в 13-19 лет (числа с окончанием на teen). Его же называют пубертатным возрастом, то есть возрастом полового созревания.

Впервые этот возраст описал С. Холл, подчерк­нув противоречивость поведения подростка, неожидан­ные переходы от веселости к унынию, от самоуверенно­сти к сомнениям, от неумеренной общительности к замкнутости. Холл объяснял эти кризисные явления физиологическими причинами. И действительно, фи­зиологи находят в организме подростков «гормональ­ные бури», «эндокринный шторм», не скупясь на сгу­щение красок.

Физиологическое взросление - половое созрева­ние - вызывает бурный рост в длину (10-12 см в год), диспропорции тела (длинные конечности, удлинение но­са), неуклюжесть, неловкость. Удлиняющиеся кровенос­ные сосуды узки и не всегда достаточно обеспечивают кровоснабжение организма, создавая восприимчивость к различным заболеваниям, способствуют нарастанию близорукости и т. д. Характерно также нарастание силы возбуждения при относительной слабости торможения. Психологический эффект всех этих изменений усилива­ется тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок вы­рос выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу внешности. И подросток начинает рассматривать себя в зеркало, заново изучать, концентрироваться на сво­ей внешности.

Биологическое проявляется через социальное, и в разных социальных условиях по-разному. Несостоя­тельность биологического подхода к пониманию подро­сткового возраста стала очевидной в свете культурно- антропологических исследований М. Мид. В примитив­ных обществах на островах Самоа и в Новой Гвинее дети переживают подростковый возраст без кризисов и кон­фликтов, тревоги и стрессов, при посильном участии в труде взрослых.

Можно предположить, что в современных индуст­риальных обществах подростковый кризис выражен по- разному. Ф. Зимбардо («Застенчивость», 1996) показыва­ет, что там, где согласно традиции ребенок воспринимает­ся как высшая ценность нации (Израиль), дети свободно включаются в семейные дела и разговоры взрослых; в се­мье они находят постоянную поддержку и безусловную любовь, поэтому подростки отличаются высокими притя­заниями, уверенностью, чувством собственного достоин­ства. Такой же эффект создает традиционная философия восточных народов (Китай), предписывающая довольст­воваться тем местом, какое занимаешь. Этим народам почти не свойственна застенчивость, что, на наш взгляд, является косвенным показателем безболезненного про­живания подросткового возраста. Однако детство в аспек­те культуры исследовано очень мало.

По данным Д. Б. Эльконина, для современного об­щества характерно затянутое взросление. В связи со сложностью индустриального производства, электрифи­кацией и механизацией всех видов труда жизнь подростка организована как учебная деятельность, и в его представ­лении это - детская жизнь, в то время как он стремится к взрослости.

Растущее чувство взрослости вызвано не только би­ологическим развитием; физические возможности, мы­шечная сила позволяют подростку выполнять достаточно важные поручения в домашнем хозяйстве, и он, естествен­но, ждет, что взрослые попросят об этом и поблагодарят. Детские понукания и назойливые поучения раздражают и вызывают протест, негативизм. Более уместны в таких ситуациях просьбы типа «только ты сумеешь», «я на тебя надеюсь» и т. д.

Чувство взрослости поддерживается и учебой. Подростки изучают такой материал, который взрослыми изрядно забыт, и это порождает сознание своего превос­ходства.

Чувство взрослости, осознание себя взрослым - главное новообразование подросткового возраста, а не­признание подростков взрослыми - главная причина их конфликтов с окружающими.

Конфликтность усиливается физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков реши­тельными, порой необдуманными, увлечения - яркими и неотложными, суждения - категорическими, хотя и недостаточно обоснованными. Им хочется сделать за­думанное «здесь и теперь», но если отсрочить исполне­ние, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его ут­ратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-бе­лых тонах.

Чувство взрослости подталкивает подростков к са­мостоятельным суждениям, оценкам и решениям. Но са­мостоятельный выбор требует устоявшихся взглядов и ценностных ориентаций, и подросток тянется к това­рищам, ищет в них поддержку своих решений. Общение с друзьями помогает выработать собственную систему оценок, хотя зачастую она по существу повторяет мне­ние друзей. Не в меньшей степени подросток дорожит признанием со стороны взрослых, особенно - посторон­них взрослых, поскольку мнение близких стало привыч­ным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором раз­вития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование меро­приятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты круж­ков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, - учеба воспринимается как нечто важное. Од­нако чаще всего отношение к школе у подростков скеп­тическое.

В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообраз­ные варианты. У них обостренный интерес к новым впе­чатлениям, а новым может быть и школьный театр с успе­хом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные по­беды, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положе­нием подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления кризиса.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.