Школьника
По сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники - вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, товарищи и специально подобранная литература.
В этом наборе факторов ведущую роль играет учебная деятельность. Именно учение дает основание для того, чтобы требовать от ребенка сосредоточенности, волевых усилий, саморегуляции поведения. Дети, у которых достаточно развита учебная мотивация, те, кто хочет учиться в школе, легко справляются со своими обязанностями, и в их поведении появляются такие личностные качества, как ответственность, прилежание, волевая направленность. Обычно это связано с большой любовью к учителю и желанием заслужить его похвалу. При слабой учебной мотивации требования воспринимаются как внешние, тяжкие, ребенок ищет способы избежать неприятностей. Его наказывают и порой достаточно жестоко.
В школе складывается новая система отношений с действительностью. Учитель выступает не просто как взрослый, но как полномочный представитель общества. Его авторитет непререкаем. Он действует на основе единых критериев оценки, его отметки ранжируют детей: этот сделал на «5», этот - на «3». И в глазах школьника отметка выступает как эталон не только конкретных знаний, но и всех личностных качеств.
Отношение к товарищу зависит от получаемых им отметок. Слабого ученика даже на улице могут назвать «двоечник!». Отличника считают образцом всех ценных качеств. Он самый добрый, самый скромный, самый чуткий... «потому что пятерки получает». Его первым прокатят и в санках, ему стараются подражать. Эмоциональные отношения становятся опосредованными, зависящими от успехов, от оценки учителя.
Самооценка также зависит от отметок. При поступлении в школу ребенок полон надежд на свои успехи и оценивает себя несколько завышенно. Но получение троек и двоек вызывает у него заниженную оценку всех своих качеств. В эксперименте мы спрашивали первоклассников, считают ли они себя скромными (чуткими, правдивыми), и слышали обычно: «Нет, я иногда тройки получаю». На вопрос «А что ты умеешь делать хорошо?» даже ученики 3-го класса говорили только об учебных умениях: «Я читаю хорошо, а задачи у меня слабо». У многих учеников к 3-4-му классу самооценка становится заниженной, и это снижает мотивацию к достижению успеха.
Специальная работа показывает, однако, большие возможности детей в развитии объективной, адекватной самооценки. С этой целью ученикам предлагали оценивать свои домашние работы до учителя и сравнивать затем с его оценкой. Через непродолжительное время эти оценки стали совпадать, дети стали видеть свою работу глазами учителя, что привело не только к повышению успеваемости, но и к развитию самокритичности и уверенности в своих силах.
Центрация на учебных делах и отметках может иметь и отрицательное влияние на личностное развитие школьника. Появляется «школьный эгоизм», когда ребенок становится центром семейных забот и требует всеобщего внимания к себе, ничего не отдавая другим. Своеобразным противовесом такому развитию событий служит участие школьников в домашнем труде. Родители, конечно, дают детям определенные поручения, но зачастую это сопровождается многократными напоминаниями и упреками. Глубокое личностное влияние оказывает инициативный труд, вызванный заботой о близких и ответственностью перед ними.
В нашем (совместно с Ч. Т. Осмоновой) исследовании трудовой активности младших школьников детям было предложено завести тетрадь самоконтроля, где были перечислены все посильные виды труда, и вести ежедневно собственные отметки выполненных дел. Причем договорились отмечать по-разному дела, выполненные по своему желанию, по просьбе взрослых или после многократных напоминаний. Особая отметка - знак качества - выставлялась, если работу похвалили взрослые, поблагодарили, если сделано было на совесть. Дети еженедельно рассказывали в классе о домашних делах, причем к таким относились и инициативное внеклассное чтение, и подбор пословиц о труде, и разучивание незаданных стихов, то есть умственный труд поощрялся наравне с физическим.
И хотя отметок за эту работу не ставилось и дети сами оценивали ее по заданным критериям инициативности, но внимание учителя, заинтересованность неучебными делами поддерживали активность ребят, мотивировали на достижение успехов. Это послужило значимым фактором в развитии таких личностных качеств, как саморегуляция поведения, забота о близких, уверенность в достижении успеха, адекватность самооценки.
Нельзя не отметить и такой аспект личностного развития, как моральные представления и моральные эмоции. Они также связаны с личностью учителя и учебной деятельностью. Мнение и требования учителя рассматриваются как основа моральных норм. В нашем исследовании младшие школьники весьма своеобразно определяли моральные понятия: «скромность - это если В. Г. сказала не хвастаться, то и не надо никому говорить»; «чуткость - это если В. Г. сказала помогать товарищу, то надо заниматься с ним так, чтобы он не обиделся» и т. д. Все моральные суждения начинались от мнения любимой учительницы.
Однако знакомство с произведениями художественной литературы выводит школьников за пределы личного опыта. Им становятся доступны и альтруистические, и гражданские чувства, они переживают патриотические страницы истории, героизм своего народа, и тогда уже личность учителя остается «за кадром». Хотя и в этом случае многое зависит от его одобрения.
За время начального обучения развивается общение ученика с товарищами. Вначале это дружба с тем, с кем рядом посадили за парту или с кем рядом живут. Но по мере того, как учебная работа становится привычной и появляются другие занятия и интересы, отношения с товарищами становятся более избирательными. Представления о сверстниках выходят за рамки полученных ими отметок. Накапливается опыт совместной внеклассной работы как основа личностных оценок: «С Кириллом неинтересно. Придем к нему, - он сам все захватит, сам делает, а ты стой да смотри». Пятерки уже не спасают Кирилла от осуждения. Мнение товарищей к 3-4-му классу становится регулирующим фактором личностного развития.
Хорошие учителя направленно формируют общественное мнение в классе. За беспорядок на перемене, мусор или неоткрытую форточку спрашивают с дежурного так, чтобы он потребовал от виновного. В конце уроков заслушивают короткие отчеты дежурных, поощряют их требовательность и тех, кто им подчинился. Это приводит к обобщению моральных норм и правил поведения, что так необходимо при переходе в среднюю школу.
Проблема готовности ученика
К обучению в средней школе
В идеале каждый ребенок, успешно окончивший начальную школу, должен также успешно учиться в последующих классах. Однако на деле наблюдается снижение успеваемости детей при переходе в среднюю школу.
Эта проблема постоянно обсуждается на педсоветах. Учителя начальных классов обвиняют «предметников» в отсутствии индивидуального подхода и неумении использовать наглядность. Те в свою очередь обвиняют учителей младших классов в завышении баллов и нетребовательности. Не пытаясь разрешить их спор, попробуем определить, какие моменты в начальном преподавании помогут ученику успешно осваивать последующие учебные программы.
Прежде всего, важно развитие познавательного интереса и умения учиться, формирование учебной деятельности во всех ее компонентах: постановка учебных задач (понимание, чему надо научиться), выполнение учебных действий заданным способом, выделение общего порядка действий в сходных заданиях, самоконтроль и самооценка.
В правильной постановке учебной деятельности заложены условия формирования важнейших качеств интеллекта - произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии, без которых обучение в средней школе становится проблематичным.
Вместе с этим ученику необходимо дать навыки логической обработки учебных текстов, поддержать хорошую детскую дословную память приемами опосредованного запоминания. Хотя бы приучить отвечать по тексту точно на вопрос, а не воспроизводить весь текст от начала. Средняя школа потребует гибкого использования знаний.
Кроме того, параллельно с образной наглядностью необходимо вводить схемы и формулы, от схем переходить к конкретному. Например, придумывать слово, предложение или задачу по заданной схеме их состава, представить содержание задачи по формуле ее решения и т. д.
И наконец, важно добиться усвоения научных понятий на уровне активного использования их в речи, оперирования ими при разборе конкретных примеров (чтобы дети не говорили «делаем в скобке», а называли математическое действие - «находим сумму или разность чисел»).
Все это не выходит за рамки требований программ начальных классов. Но не всегда учитель понимает, насколько важны эти требования для интеллектуального развития будущего ученика средней школы.
В личностном плане готовность к дальнейшему обучению связана с развитием учебной мотивации, стремлением к достижению успеха, с навыками саморегуляции поведения, с обобщением моральных норм и правил поведения. Все эти личностные достижения интегрируются в чувство собственного достоинства, уверенности в себе, которые помогут построить отношения в новой среде, в бурном море подросткового общения.
Практическое задание
Уточните для себя понятие «учебная ведущая деятельность»:
1) ее структуру и конкретные проявления каждого компонента;
2) ее влияние на когнитивное развитие школьника как формы социального контроля за ходом и результатом каждого познавательного процесса;
3) ее влияние на личностное развитие школьника: саморегуляцию поведения, обогащение моральных представлений и обобщение моральных норм;
4) новообразования, вызванные учебной деятельностью, объединяемые термином «метапозна- ние».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.