ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет)

Социальная ситуация развития младшего

Школьника

Социальная ситуация развития младшего школьни­ка связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с де­тьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько:

1) более жесткий распорядок жизни. Рано вста­вать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться, не доставать игрушки и т. д.;

2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое дей­ствие школьника. Конечно, доброжелатель­ность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дис­танция, чем у воспитателя детского сада или ро­дителей;

3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился си­деть и стоять, но в школе показывают, как пра­вильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за пар­ты... Тем более берутся под контроль способы вы­полнения учебных действий. Легче привыкают к этому дети, от которых в домашних делах тре­буют точности: порядка в вещах, аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правиль­ной посадки за обедом.

Но, пожалуй, самая большая трудность школьного обучения в том, что оно требует теоретического мышле­ния, интереса к теоретическим знаниям. Ребенок может легко сообразить, что если у него было 3 рубля и на рубль он купил конфет, то осталось 2 рубля. Но на во­прос, как уменьшится число 3, если от него отнять еди­ницу, - отвечает: 5, 7, 9 - любое число. Даже если к 2 ко­сточкам прибавляют 1 косточку и отвечают, что получи­лось 3 косточки, на вопрос в теоретическом плане 2 + 1 могут ответить 8, 7 и т. д.

Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое число стоит между 3 и 5, сколько косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных жи­тейских представлений. Таким образом, вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки по­ведения.

Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга - основа сдержанности и точности реакций. В этот период формируются все изги­бы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. Окосте­нение скелета не закончено, появляются большие возмож­ности для развития спортивных навыков и большая опас­ность искривления позвоночника при неправильной по­садке. Правильная поза за столом - важнейшее условие работоспособности школьника.

У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Поэтому, даже стараясь переписать работу заново, ребенок может сделать еще хуже в резуль­тате утомления. И в школе, и дома надо чередовать рабо­ту с отдыхом, с разминкой для пальцев.

Окостенение фаланг кистей рук продолжается до 9-11 лет. Гибкость пальцев используют для формирова­ния музыкальных исполнительских навыков, но и в спе­циальном обучении важно не допускать переутомления кисти и пальцев.

Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Ш. А. Амонашвили считает целесообразным в начальной школе проводить 20-минутные уроки, но не 4, а 8 в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы.

Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли на­звать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что тре­бует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооцен­ку и самопринятие.

Все, что связано с выполнением уроков, стано­вится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества лично­сти, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслу­жить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.

Особенности учебной деятельности следующие. Со­держанием ее выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач. Их усвое­ние составляет цель учебной деятельности. Ее результат - не изменение окружающей действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения.

В. В. Давыдов выделяет четыре компонента учеб­ной деятельности:

1) учебные ситуации или задачи;

2) учебные действия, способы решения учебных задач;

3) действия контроля;

4) действия оценки.

Введение в учебную ситуацию обычно начинается с вопроса «как мы это делали», и дети с помощью учителя устанавливают порядок и логику действий при решении вопросов или задач определенного типа.

В учебных действиях воспроизводятся и усваива­ются общие способы решения учебных задач. Такие дейст­вия применяются для всех задач, например, анализ усло­вия математической задачи, выражение учебного матери­ала в виде формулы действия, таблицы, схемы, опорных слов, плана и т. п. Другие действия характерны для реше­ния конкретных задач. Например, проверочные действия в математическом примере. Ученику кажется легче не вы­полнять развернутые учебные действия, а догадываться о результате, решать по образцу Однако без усвоения си­стемы учебных действия учиться ему будет все труднее и труднее.

Действия контроля также требуют специальной от­работки. Это сопоставление своей работы с образцом, по- слоговое проверочное чтение написанного текста, припо­минание правила в сомнительных случаях. Исследования показывают, что действия контроля легче усваиваются де­тьми при взаимопроверке в парном обучении. Ш. А. Амо­нашвили предлагает детям деформированные тексты с за­данием найти столько-то ошибок. Предлагает ошибки учителя, чтобы вызвать у детей развернутые доказатель­ства того, как делать правильно.

Такая же тренировка нужна для усвоения действия оценки, чтобы дети умели делать вывод, что они усвоили, а чему еще надо учиться. С этой же целью и учителю сле­дует не ограничиваться отметкой, а давать развернутый анализ усвоенных умений и знаний ученика.

Начальная школа - сензитивный период развития умения учиться. Огромное доверие к учителю облегчает детям труд по развернутому применению учебных дейст­вий и придает смысл таким действиям. Наиболее высокий уровень учебной деятельности проявляется в умении школьника выделять общий способ в решении конкретных практических задач, фиксировать этот способ в виде пла­на, схемы, формулы. К сожалению, чаще дети действуют по принципу «Мария Ивановна так велела», без осозна­ния логики своих действий. Этим создаются трудности перехода из начальной школы в среднюю.

Успешное прохождение этапа начальной школы приводит к появлению новообразований младшего школь­ника: произвольность поведения, внутренний план дейст­вий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах дей­ствия. От желания учиться надо пройти путь к умению учиться.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.