Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX в., окончательно сформировалась в последней четверти XIX в. и связывалась с задачей полного понимания человека и его истории. Здесь объединялись: физическая антропология — эмбриология, биология, анатомия, психофизиология человека; палеоэтноло-
гия — ранние стадии распространения человека на Земле, его поведение и обычаи; социология — формы общественных отношений и социальные структуры; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействия религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции; этнография — описания быта и нравов разных народов; психология — изучение внутреннего мира человека.
В истории становления антропологии как области научного познания общества и культуры обычно выделяются следующие периоды: этнографический (1800— I860); эволюционистский (I860— 1895), исторический (1895—1925). В это время происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете и границах культурной (социальной) антропологии, этнологии (вначале — этнографии), кристаллизация исходных оснований и категорий.
Новые стимулы развития социальная и культурная антропология получила после Второй мировой войны.
Политические факторы. В этот период начались глобальные процессы, определившие мировую ситуацию второй половины XX в. Во-первых, завершилась эпоха колониализма. Между развитыми и политически самостоятельными развивающимися странами начали формироваться новые отношения. Это стимулировало антропологические исследования политических отношений, войн, агрессивного и отклоняющегося поведения.
Социально-экономические факторы. После Второй мировой войны начался переход от индустриализма к постиндустриализму в развитых странах и интенсифицировались процессы модернизации в развивающихся. Это вызвало ряд глобальных социальных и культурных последствий. Во-первых, ускорились процессы формирования транснациональных корпораций, международных политических и экономических сообществ и т. п. В изучении культуры это сказалось как выделение политической, организационной, правовой антропологии в самостоятельные ветви этой науки. Во-вторых, возросла динамичность урбанизационных процессов, в частности за счет миграции в города значительных групп населения, в основном бедных и малообразованных. В этой связи сформировалась урбанистическая антропология, включающая в себя изучение культурных проблем городских сообществ, в том числе групп бедноты, риска, а также проблем социального участия. Изменения в мировой экономике породили ряд новых социокультурных проблем, связанных с ростом безработицы, общим увеличением объема свободного времени, переменам в структуре и содержании общественного разделения труда. Соответственно усилился интерес к теме образа жизни людей, проблемам молодежи и «третьего возраста»; изменениям тендерных отношений и ролей; развитию индустрии досуга.
Мировоззренческие факторы. Вторая половина XX — начало XXI в. характеризуются усложнением социокультурной жизни в глобальном масштабе. Ломка традиционных нормативных структур, распростра-
нение аномических процессов, релятивизация культурных ценностей обусловили кризис культурной, личностной идентичности в значительных масштабах. Это интенсифицировало изыскания в области психологической антропологии: социализации и инкультурации, идентичности, отклоняющегося поведения. Далее, глобальное распространение массовой культуры породило пространство унифицированных форм поведения, в первую очередь лингвистического, восприятия, суждений. В эти формы не укладывается многообразие проявлений сложной современной культуры и динамичных переживаний людей, что вызывает напряженные отношения между сторонниками и противниками массовой культуры. В рамках культурной антропологии ответом на это стало активное изучение существования массовой культуры и ее связей с более широким культурным контекстом.
Научные факторы. В этот период происходят серьезные изменения в сфере философского и научного познания, которые оказали влияние и на культурную антропологию Примерно с середины 1960-х гг. заговорили о смене исходной совокупности принципов теоретического познания, которую Т. Кун назвал парадигмой, а М. Фуко — эпистемой. Рефлексия к основаниям теорий и методологий, относящихся к познанию человека, общества, культуры, привела к обнаружению неадекватности некоторых из них по отношению к необходимости решать накопившиеся в культурной антропологии проблемы.
Так, сомнительными при объяснении макродинамических процессов оказались практически все теории исторического толка. Соответственно в качестве предметной области на авансцену выходит социокультурная микродинамика: движущие силы, механизмы, формы организации.
Далее, исчерпал свой эвристический потенциал принцип тотальной взаимосвязанности, непрерывности, целостности общества и культуры, системного априоризма. Пришлось признать, что автономность, дискретность, многомерность и разнородность являются столь же значимыми параметрами социокультурной жизни людей. Сегодня обе эти позиции в социальных науках существуют, но нет подходящих теорий и не создано новых, чтобы концептуально примирить их.
Наконец, стало понятно, что общество и культура — это категории и аналитические, но отнюдь не реальные объекты. Соответственно расхождение в их определениях среди ученых не следует трактовать с позиций истинности или ложности, а при несходстве представлений о социальных и культурных событиях и явлениях между ними и непрофессионалами не всегда реальные последствия расхождений соответствуют принципам научной рациональности.
Для решения такого рода проблем не существует ни сложившихся теорий, ни готового набора методологических принципов. Способы извлечения информации, имеющиеся в социальных науках, базируются на представлении об объектах изучения как об устойчивых самотождественных целостностях, к которым применяются классические методы. Однако накопление ошибок в объяснениях и прогнозах сделало очевидным, что они неприменимы к эмпирическому исследованию многих новых проблем. На этой почве в конце 1960-х гг. появилось
интеллектуальное течение постмодернизма, в рамках которого они хотя и не были решены, но по крайней мере обозначены.
Предметная область и объекты изучения в антропологии
В настоящее время теоретическая антропология — это область социально-научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. Ее общепризнанными целями как науки принято считать:
—изучение созданных людьми объектов (артефактов): вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев; их порождения и воспроизведения; организации образуемых ими «социокультурных сред»; складывающихся вокруг них взаимодействий и коммуникаций;
—построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в таких средах, проявляющуюся в общих (культурно-антропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) формах;
—построение теоретических моделей макро- и микродинамики культурных процессов.
Предметная область теоретической антропологии. В соответствии с этими познавательными целями она определяется следующими основными составляющими:
—биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания и изменения, создаваемых людьми объектов (артефактов), помогающих им регулировать отношения с окружением;
—способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном измерении;
—процессы порождения и динамики знаковых (символических) систем;
—способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации;
—предпосылки, формы, технологии трансляции и освоения культурного опыта;
—функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений;
—условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей на уровне обществ и сообществ. Объект теоретическо-антропологических исследований. В качестве
исследовательских объектов в культурной антропологии к настоящему времени сложились следующие:
— культурно-исторические регионы, поселения различных типов;
— специализированные области культуры, изучение которых обусловило формирование таких подразделений этой науки, как экономическая, политическая, правовая антропология; антропология религии, искусства, образования, массовой культуры;
— социокультурные слои (например, антропологический анализ социальных элит, среднего класса, «культуры бедности»), группы (субкультуры), организации (организационная, корпоративная культура);
— индивиды: культурно-антропологический анализ образа жизни людей; внешней обусловленности психических нарушений, отклоняющегося поведения; инновационной активности людей.
Институциональный статус антропологии
Антропология начала институционализироваться в середине XIX в. В 1838 г. этнологическое общество появилось во Франции; в 1842 г. в США было основано Американское этнологическое общество. В 1843 г. в Великобритании было создано этнологическое общество, на базе которого в том же году было издано первое систематическое руководство по проведению полевых исследований. В 1863 г. из этой структу-ры выделилось антропологическое общество, в рамках которого начали изучаться политические последствия межкультурных различий. В 1871 г. на базе этих организаций был сформирован Институт антропологии Великобритании и Ирландии, которому в 1907 г. был присвоен статус Королевского. В Германии этнологическое общество было организовано в 1869 г.
В России, где исследования такого рода вплоть до недавнего времени объединялись под названием этнографических, в 1845 г. было создано Русское географическое общество с отделением этнографии. В первые годы, когда его возглавлял естествоиспытатель К.М. Бэр, основное внимание уделялось физической антропологии. В 1848 г. его возглавил Н.И. Надеждин, при котором основной целью стало изучение русского народа, его быта в прошлом и настоящем.
Позже институционализация культурной антропологии (этнологии) происходит в ряде европейских стран. Так, вокруг журнала «Антропос» в Австрии формируется так называемая Венская школа с культурно-исторической ориентацией (1905). В начале XX в. в Нидерландах на базе кафедры этнологии Амстердамского университета сложилась Амстердамская школа с эволюционистской направленностью. Ее печатным органом был журнал «Internationales Archiv fur Ethnographie» («Международный этнографический архив»), которых издавался в Лейдене с 1888 по 1947 г. В 1930 г. В Нидерландах в Лейденском университете (г. Лейден) формируется структуралистское исследовательское направление этнологии, известное как Лейденская школа. Основным ее печатным органом стал старейший этнологический журнал мира «Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde» (издается с 1852 г.).
В течение первой половины XX в. во многих университетах Европы и США открываются кафедры социологии и антропологии со специально разработанными теоретическими курсами культурной антропологии (этнологии) и программами полевых исследований.
Постепенно центр культурно-антропологических исследований перемещается в США. В настоящее время эта область познания считается самой мощной по своим материальным и политическим ресурсам в ряду мировых наук об обществе и культуре. За период после Второй мировой войны здесь продолжается тенденция к дифференциации и специализа-
ции культурно-антропологического знания. Так, в настоящее время Американская антропологическая ассоциация (основной печатный орган — American Anthropologist) на автономных началах объединяет общества культурной, лингвистической, медицинской, биологической, психологической, гуманитарной, урбанистической, латиноамериканской, визуальной антропологии, Американское этнологическое общество, Национальную ассоциацию практической антропологии, Совет по антропологии и образованию. Независимо от Ассоциации существуют Общество прикладной антропологии, Лингвистическое общество Америки, Общество исторической археологии. Университетские программы по культурной антропологии в США по традиции, заложенной Ф. Боасом и А. Кребером, включают в себя такие отрасли, как собственно культурная антропология, физическая антропология, археология, лингвистика.
В настоящее время сфера занятости профессиональных культурных антропологов более не ограничивается университетами и музеями. Они работают в отраслях экономики, международного бизнеса, права, здравоохранения, социальной помощи.
Динамика антропологии как социальной науки
Первая половина XX в.
С самого начала культурная антропология была ориентирована на научное исследование, в том числе сравнительное, рас, культур, языков, на выявление происхождения, распространения и модификации отдельных элементов культуры, на определение форм культурной динамики в локальных и глобальных масштабах.
Культурная антропология началась как эволюционистская наука. Понятие эволюции стало ее центром, обеспечив основной принцип, вокруг которого стало возможным организовать и синтезировать значительные объемы исторических и этнографических данных. Основоположники культурной антропологии Л. Морган и Э. Тайлор и их последователи пытались выстроить естественную историю культуры на закономерной основе и выделить этапы культурного развития. Эволюционистские исследования вопреки расхожему мнению не были чисто «кабинетными». В их рамках теоретические рассуждения сочетались с анализом и систематизацией исторических материалов, этнографических записей, данных полевых исследований. Эволюционные идеи с середины XIX в. до начала XX в. были распространены достаточно широко: в Великобритании, США, Германии, Франции, России, Австрии, Нидерландах.
Заслуга в формировании первой завершенной концепции эволюции принадлежит британским антропологам (этнологам) Э. Тайлору, Дж. МакЛеннану, Дж. Лаббоку. Тайлор попытался выстроить последовательность ранних культур человечества; МакЛеннан — воссоздать (не совсем успешно, как оказалось впоследствии) общую историю брака и семьи; Лаббок же, будучи этнологом и археологом, — построить общую концепцию закономерностей истории. Приблизительно в это же время
Г. Спенсер совершил следующий шаг в развитии эволюционизма на базе социальной философии и социологии.
В Германии формирование эволюционизма связывается прежде всего с именами О. Пешеля, А. Бастиана, И. Липперта. Пешель искал обоснование развития человеческого общества, исходя из пространственного распространения социальных и культурных изменений от центра их возникновения к периферии (что впоследствии стало основой построения теории культурных кругов). Бастиан сочетал представление об «элементарных идеях», которые в силу врожденности полагались идентичными у всего человечества, с концепцией географических провинций (сегодня сказали бы с принципом территориальности). Это сочетание он считал ключом к пониманию исторического развития и предполагал, что путем сведения всего многообразия культурных явлений к немногочисленным первичным элементам можно получить картину первобытной культуры (идеология, на которой позже сформировался структурализм). Наконец, Липперт — поздний представитель эволюционизма — предложил программу построения «прагматической истории культуры» человечества, базируясь на исходном допущении, что «основной стимул, господствующий повсюду» как источник исторического развития— это необходимость «жизнеобеспечения» (1886).
Во Франции эволюционизм сформировался на базе социологии, и его основоположником был О. Конт. Основой его концепции стало представление об эволюции мышления. На основании выделения этапов такого развития он построил периодизацию всеобщего исторического процесса. Согласно его разработкам, первобытному обществу был свойствен религиозный тип мышления, который он разделил на три последовательных этапа, каждый из которых был связан с особым способом жизнеобеспечения: фетишизм (охота, рыболовство), политеизм (скотоводство), монотеизм (земледелие). Последователями Конта стали Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ш. Летурно. Причем, наибольший вклад в дальнейшее развитие культурной антропологии (этнологии) внес Э. Дюркгейм.
В США эволюционизм начал приобретать заметный научный статус с выходом в свет работы Л.Г. Моргана «Системы родства и свойства» (1858). Еще до публикации она вызвала множество нареканий и появилась только благодаря поддержке известных естествоиспытателей. Особую роль в развитии эволюционизма сыграла его работа «Древнее общество», которая быстро приобрела в социально-научных кругах статус классической. Он предложил разделять — вслед за Д. Вико — развитие первобытного общества на три этапа — дикость, варварство, цивилизация, — а каждый из первых двух этапов — на три стадии. В соответствии с этой схемой он прослеживал развитие таких областей первобытного общества, как изобретения и открытия (которые он считал движущей силой эволюции общества и культуры); формы социальной организации (где он был первооткрывателем структуры рода); семья и собственность. Соответственно он построил целостную концепцию развития первобытного общества, что обеспечило переход к изучению возникновения его классовой организации. Иными словами, задачей Моргана было не только обнаружить истоки исторического развития, но и из этой теорети-
ческой базы выводить суждения о будущем течении событий. В Европе в то время работы Моргана не нашли распространения, а в США после непродолжительного периода признания они утратили популярность благодаря появлению новых теоретических ориентации.
Основным из старейших представителей эволюционизма в Австрии был Г. Клемм, опубликовавший в 1843— 1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества». Вслед за этим австрийский юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 г. свой основной труд «Брак в его всемирно-историческом развитии». Наконец, в 1849 г. Т. Вайц издал свою «Антропологию диких народов». Он считал, что в отличие от истории, где главным образом излагались конкретные события, антропология ориентирована на изучение основных направлений развития обществ и культур догосударственного периода, чтобы теоретически подготовить «естественную основу истории».
В России эволюционизм начал формироваться в то же время, что и в других странах Европы. Однако здесь его влияние не было особенно заметным из-за доминирования мифологической школы. Основоположником эволюционизма здесь был К.Д. Кавелин, который на десять лет раньше Тайлора заговорил о пережитках. Позже к эволюционным идеям обратились Л.Я. Штернберг, Н.И. Зибер, М.М. Ковалевский. Особого упоминания заслуживают работы Ковалевского, посвященные изучению патриархальной домашней общины и трактовке общественного развития с точки зрения ее трансформации.
Следует подчеркнуть, что именно эволюционизм положил начало культурной (социальной) антропологии (этнологии) как самостоятельной науки. Как крупномасштабное концептуальное течение, он не был однородным, но состоял из целого ряда более или менее самостоятельных направлений теоретизирования. Среди них основными принято считать: культурно-историческое (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Дж. Лаббок. И. Мукке, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский, И. Липперт); биологическое (А. Бастиан, Т. Ахилес); социологическое (О. Конт. Э. Дюркгейм, Е. Ве-стермарк, Дж. МакЛеннан, И. Бахофен. К. Штарке, Ш. Летурнэ); географическое (О. Пешель, К. и Р. Андре, Н.П. Надеждин); историко-материалистическое (К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи).
К концу XIX в. авторитет эволюционизма начал сходить на нет из-за накопления эмпирических свидетельств несоответствия теоретической трактовки закономерностей исторического развития, принятой в рамках эволюционизма, историческим и современным фактам. На смену ему пришли два антиэволюционистских социально-научных направления в изучении общества и культуры, пользовавшиеся большим авторитетом до конца 20-х гг. XX в. — американская «историческая этнология» (Ф. Боас) и немецкая «культурно-историческая школа» (Ф. Ратцель, Л. Фробениус). В Великобритании отказ от эволюционизма ознаменовался заявлением Э. Питт-Риверса в президентском обращении к Британской ассоциации развития науки о приоритетной значимости диффузионистской позиции в изучении культуры.
Особое внимание в этот период уделялось историческим процессам в их естественной динамике. И антропологи сосредоточились на их реконструкции. Так, в США Ф. Боас, критикуя эволюционизм, подчер-
кивал, что при изучении сложных и уникальных культурных явлений законы, присущие всем культурам, ограничиваются лишь общими биологически и психологически обусловленными характеристиками. Культурные сходства и различия он предлагал исследовать, прослеживая распространение культурных элементов по ареалам и процессы аккультурации.
Значительный вклад в выделение культурных ареалов Северной и Южной Америки внесли ученики Ф. Боаса — А. Кребер и К. Уислер. Так, А. Кребер в качестве критериев границ ареала использовал особенности природной среды и материальной культуры и исходил из того, что культурные и природные ареалы практически совпадают. Способы и варианты диффузии и адаптации культурных черт он изучал, исходя из того, что их распространение носит концентрическую форму, и из этого вывел критерии для определения их возраста.
Диффузионизм в Германии был представлен рядом родственных теоретических позиций, которые, более чем где либо, свидетельствовали о его связи с эволюционизмом. Эта связь особенно заметна в работах Ф. Ратцеля — основателя антропографического направления, которое считается переходным от эволюционизма к диффузионизму. Он исходил из идей видового единства человечества и географического детерминизма и считал, что «на одинаковой почве складываются сходные явления в жизни народов и государств, которые можно классифицировать по географическому принципу». История человечества рассматривалась с точки зрения передвижения народов, считавшегося «основополагающим фактом истории». Это было уже начало диффузионизма, где исходным стало представление о том, что распространение сходных культурных черт в глобальном масштабе объясняется не их независимым «изобретением», но заимствованием народами друг у друга в процессах миграции. На этих теоретико-методологических основаниях выделение культурных кругов и форм, путей движения культурных форм в пространстве стало основной целью исследований. Эти идеи составили основу культурно-морфологической (культура как целостная функциональная система — Л. Фробениус, Б. Анкерман) и культурно-исторической (Ф. Гребнер) диффузионистской теории.
В Австрии диффузионизм сложился на базе культурно-исторической концепции и мало чем отличался от немецкого прототипа: теоретической основой оставалась концепция культурных кругов; сохранялись ключевые понятия, заимствованные еще Гребнером из различных областей социально-научного знания — материальная культура, социальная организация, географическое распространение; правда, теперь они начинают подчиняться единому теоретическому принципу. Неизменным оставалось и исходное допущение, что по этнографически зафиксированным кругам можно судить о возрасте культурных явлений (В. Шмидт, В.Копперс, И. Генкель, М. Гузинде).
Каждая форма культуры сводилась к одному, свойственному ей центру происхождения. Считалось, что ключевую позицию при интерпретации таких форм занимает самый древний культурный круг. Шмидт, например, утверждал — достаточно безосновательно, — что его
характерными чертами были монотеизм, государство, частная собственность, моногамия.
По мере использования концепций культурных кругов и культурных ареалов все более проявлялась их ограниченность при объяснении культурных сходств и различий (сходные явления обнаруживались далеко за пределами одного культурного ареала; более того, не все такие сходства могли быть объяснены миграционными процессами). Познавательная значимость их стала быстро сходить на нет. В 1930-х гг. в Германии начинается активная научная деятельность Р. Турнвальда и В. Мюльмана, ставших носителями идей функционализма. В Австрии диффузионистские идеи сохранялись еще продолжительное время. Так, в ответ на все более жесткую критику теории культурных кругов В. Шмидт в 1937 г. попытался спасти положение дел. Он предложил различать понятие культурных кругов от реальности, которая им описывается, и объяснял недостатки результатов исследований смешением теоретического конструкта с эмпирической действительностью. После смерти Шмидта (1952) В. Копперс попытался воссоздать теорию в первоначальном виде, но безрезультатно. В дальнейшем культурная антропология здесь следовала общим мировым тенденциям.
Эти тенденции определились уже на исходе самого эволюционизма и с разочарованием в диффузионизме. Неудовлетворенность исследователей общества и культуры неудачами, связанными с использованием обеих моделей при попытках анализа эмпирического материала, а также осознание невозможности выявить «всеобщие законы истории» побудили их к изменению позиции в отношении целей и предметной области культурно-антропологических исследований. Центром внимания становится вопрос, как поддерживаются и воспроизводятся культурные и социальные целостности, и «историзм» в культурной антропологии на время утрачивает актуальность. Новые исследовательские тенденции, доминирующие в первой половине XX в. и сохраняющие свою методологическую значимость до сих пор, принято сводить к трем основным: функционализм, структурализм, «культура и личность» (психологическая антропология).
Ключевыми фигурами в разработке идей функционализма стали британские социологи и социальные антропологи (тогда эти науки не особенно отличались друг от друга) Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун. Они перенесли акцент с исторического исследования культуры на изучение функций ее структурных составляющих — институтов. А. Рэдклифф-Браун, например, обосновывал это так. Он указывает на два метода изучения культурных феноменов, которые, по его мнению, обычно смешиваются. Исторический метод при достаточном объеме фактического материала позволяет интерпретировать динамику отдельных институтов или их совокупностей путем выявления ее этапов и определения причин соответствующих изменений. Если данных недостаточно, то с помощью этого метода можно осуществить гипотетическую реконструкцию истории отдельной культуры на основе исходных теоретических представлений и соответствующих им косвенных свидетельств. Именно эту совокупность гипотетических реконструкций, отмечает он, и принято называть социальной антропологией. Но и та-
кие дедуктивные построения не привели к научному осмыслению целостного исторического процесса, но свелись к описанию дискретных событий в различные периоды времени.
Однако существует и другой способ изучения культурных феноменов — индуктивный, сходный по целям и методам с естественными науками. В этом случае гипотезы о связях между культурными фактами и событиями, порождаемые непосредственным наблюдением, проверяются эмпирическим путем в соответствии с экспериментальной логикой. Сомнительность исторических реконструкций делает нецелесообразным поиск причинных связей по цепи от прошлого к настоящему. Более достоверное знание обеспечивается изучением функциональных отношений между синхронными событиями, с одной стороны, и их непосредственными последствиями — с другой.
Под косвенным влиянием Э. Дюркгейма британские социальные антропологи исходили из примата социальных связей, рассматривая культуру как производную от их структуры. Б. Малиновский для функциональных объяснений объединял психологические и социологические положения. Его анализ основывался на концепции первичных и производных потребностей. Исходя из их побудительной силы, он пытался проследить функциональные связи между биологическими, психологическими и культурными детерминантами социального поведения. Ему удалось соотнести различные типы реакций — экономических, политических, правовых, религиозных и др. — с системой первичных, витальных потребностей. А. Рэдклифф-Браун и его последователи использовали при интерпретации культурных институтов идею их социальной детерминированности. Считалось, что их существование обусловлено необходимостью поддерживать социальную целостность и функционируют они, чтобы побуждать индивидов и группы воспроизводить существующие между ними связи.
Сторонники функционализма подчеркивали, что он не противоречит ни изучению культурной диффузии, ни реконструкции прошлого путем эволюционных построений. Он необходим для определения культурных феноменов через их функцию и форму, т. е. характеристики, доступные наблюдению. Таким образом, он становится научным инструментом полевых исследований и сравнительного анализа культур.
В США это теоретическое направление также нашло широкое распространение. Здесь исходные идеи британского функционализма были развиты и доведены до ранга целостной теории — структурного функционализма — прежде всего в социологии. Основные фигуры здесь, которые приобрели мировое значение — это Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Шилз.
Другая ветвь культурной антропологии, отличная от эволюционистских и диффузионистских идей, сформировалась в 1920-х гг. и получила общее название структурализма. Его отличительными характеристиками были использование структурного и семиотического методов, моделирования, формализации. Объектом исследования в этих теоретических рамках является культура как совокупность знаковых систем. С этой точки зрения с самого начала изучались язык как таковой, мифология, религия, искусство, наука, мода, реклама, сообщения СМИ. Основной целью структурализма стало выявление скрытых от прямого
наблюдения структур, т. е. устойчивой совокупности связей между элементами какого-либо культурно-семантического объекта (высказывание, обычай, произведение искусства, религиозная доктрина и т. п.), придающей ему целостную, имеющую культурный смысл форму.
Такой взгляд на культуру подразумевает важные методологические следствия, отличающие его от функционализма, который также был ориентирован на изучение средств поддержания социокультурного целого. Во-первых, функционализм привлекал внимание к реальным действиям людей и их последствиям, тогда как структурализм ориентирован на изучение знаковых и символических систем, т. е. на коммуникативные аспекты социокультурной реальности. Во-вторых, в отличие от функционализма, где свойства культурных объектов объясняются их функциями в контексте социального взаимодействия в рамках структурализма основное внимание уделяется отношениям, устойчивым связям между ними или их составляющими. В то же время, как и функционализм, структурализм предназначен для изучения механизмов поддержания самотождественности социокультурной системы, а не ее изменения.
В США это научное направление сформировалось в начале XX в. и носило название лингвистической антропологии (этнолингвистики). В его рамках принято выделять две основные исследовательские позиции: теоретико-культурную и лингвистическую. В первом случае язык трактуется как особая составляющая культуры — средоточие и хранилище информации обо всех других ее областях. Это направление, базирующееся на концепции языкового релятивизма (гипотеза Сепира — Уорфа), в США получило название этносемантики, а во Франции — этнолингвистики. Во втором случае речь идет об одном из разделов лингвистики, где изучаются процессы вербальной коммуникации. Оно близко к социо- и психолингвистике и включает в себя этнографию речи (Д. Хаймз), фолк-лингвистику (Хенигсвальд), более общую антропологию (этнологию) коммуникации.
Основателем лингвистической антропологии считается ученик Ф. Боаса Э. Сепир. Он разделил понятия «культура» и «язык». Первым он обозначал то, что люди делают, о чем они думают, а второе относил к источнику знания о том, как они мыслят. Согласно гипотезе языкового релятивизма познание человеком мира детерминировано языком, и люди, использующие несходные языки, не просто по-разному называют одни и те же вещи, но по-своему видят мир (Э. Сепир, Л. Уорф, К. Клакхон). С помощью языка они кодифицируют чувственно воспринимаемую действительность и только в таком виде могут понять ее (Р.Б. Ли). Язык позволяет носителям культуры в понятиях и суждениях, «языковых паттернах и стереотипах» оформить свой внеязыковый опыт связей с окружением. Иными словами, лингвистические формы организуют символическую реальность даже сами по себе, независимо от их конкретного содержания.
В России основания структурализма были заложены в 1920-х гг. в рамках литературоведения, где выделяется структурная поэтика, предполагающая применение формальных методов к изучению принципов построения литературной художественной формы. Основоположником
этого исследовательского направления стала группа ученых, связанных с Обществом изучения поэтического языка (ОПОЯЗ) и Московским лингвистическим кружком. ОПОЯЗ представлял русскую версию «формального метода» в литературоведении в период с 1910 до середины 1920-х гг. Его представители— Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, P.O. Якобсон и др. — использовали формально-логические процедуры при анализе поэтических текстов. В изучение структур фольклорных текстов существенный вклад внес А. Потебня.
Если функционализм относился в первую очередь к организации социального взаимодействия, отношений между людьми, то структурализм в его лингво-антропологической версии — к организации социальной коммуникации в ее знаковом и символическом выражении.
Третье направление в изучении поддержания, воспроизведения культуры как целого и отдельных ее составляющих вначале получило название «культура и личность», а позже было переименовано в психологическую антропологию. Оно сформировалось в 1920-х гг. в США под влиянием англичан Б. Малиновского и Э. Питт-Риверса, американцев Ф. Боаса, Э. Сепира, австрийца 3. Фрейда. Все они, так или иначе, утверждали, что культура — в форме систем взаимодействий или символических систем — сохраняется благодаря интериоризации и проявлению в поведении членов общества культурных норм, правил, взаимных ожиданий. Поэтому в исследование воспроизведения культуры следует включать изучение ее носителей — индивидов. Хотя в первое время здесь доминируют описания того, как в их поведении отражаются культурные нормы, психологические основания этого исследовательского направления были явными с самого начала.
В 1930-х гг. в Йельском университете под руководством Э. Сепира и Дж. Долларда был организован семинар под названием «Культура и личность», давший имя всему направлению, которое стало полноценно функционировать в 1940-х гг. С момента возникновения и до Второй мировой войны основными темами исследования были: влияние социализации и детских переживаний на формирование распространенных в культуре черт личности; паттерны поведения и межличностных отношений, характерные для различных культур; сравнительные описания культурных конфигураций. Центральными фигурами в разработке этих тем стали Р. Бенедикт (работы 1930—1934 гг.) и К. Дюбуа (работы 1938 — 1939 гг.).
В годы Второй мировой войны, во многом под давлением военного ведомства США, активизировались теоретические и прикладные исследования так называемого национального характера (Г. Бейтсон, Дж. Го-рер, X. Дике, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Метро, К. Клакхон. У. Ла Барре и др.), а позже — различных уточняющих модификаций этого понятия: базовая структура личности (А. Кардинер), статусная личность (Р. Лин-тон), социальный характер (Э. Фромм, Д. Рисмен), модальная и муль-тимодальная личность (А. Инкелес, Д. Левинсон). Все эти концепты основывались на исходном допущении, что в процессе становления личности культурные институты налагают на нее отпечаток, а поскольку каждой культуре соответствует свой набор институтов, то ей соответствует и общий личностный тип, как бы он ни обозначался. Опре-
деляемые им наборы устойчивых и повторяющихся характеристик поведения Р. Бенедикт назвала паттернами культуры.
Эти идеи теоретически связали представления о культуре как мире, порождаемом человеческой активностью, с понятием «личность», обозначающем носителя такой активности. Согласно концепции «культура и личность» социальная общность и ее культура составляет целостную систему, определяемую актуализирующимися здесь формами связей людей с окружением. В ее рамках отбираются и реализуются определенные возможности таких отношений, которые в совокупности и образуют культурные паттерны. Люди осваивают их в ходе социализации и воспроизводят в повседневной жизни, подавляя, таким образом, реализацию других возможностей.
Так в общем виде теоретически трактовались представления о культуре как целостности и о механизмах ее воспроизведения, относимых к индивидуальным, личностным характеристикам. Если в рамках функционализма объяснялись свойства культурных объектов через их полезность для людей в процессах социального взаимодействия; в структуралистских построениях рассматривались формы связей между символическими единицами, делающие возможной социальную коммуникацию, то с направлением «культура и личность» связывается поиск ответа на вопрос, как люди осваивают и воспроизводят характерные для культуры модели обоих классов социальных отношений.
Со временем оказалось, что теоретические схемы, предлагаемые в рамках направления «личность и культура» слишком просты для интерпретации процессов, происходящих в сложных стратифицированных обществах. В 1950-е гг. интерес к нему начинает угасать. Сворачиваются объемы исследований, а все обозначения, относящиеся к усредненной концепции социализованной личности, особенно понятие «национальный характер», дискредитируются как «мифологемы».
Итак, все три направления имели общую познавательную цель: понять, как поддерживается целостность культурной системы. Поэтому даже в сравнительно-культурных исследованиях акцентировалось именно сходство социокульурньгх форм и механизмов такого поддержания. В то же время в научной среде нарастал интерес к культурному многообразию и динамизму, но уже с учетом эмпирических данных и теоретических обобщений, накопленных за первую половину XX в.
Вторая половина XX в.
В первые пятнадцать лет после Второй мировой войны продолжаются исследования, осуществляемые в рамках културно-антропологиче-ских направлений, вложившихся после отказа от макроисторических эволюционистских и диффузионистских моделей. Однако уже в начале 1960-х гг., особенно в США, наступает период существенных изменений. Он был связан с более широкими переменами в общенаучном контексте, обозначенными как смена познавательных парадигм (Т. Кун) или эпистем (М. Фуко). Речь не идет, разумеется, о полном отказе от предыдущих теоретических течений. В то же время особенно заметными стали, во-первых, пересмотр целого ряда исходных оснований суще-
ствующих концепций; во-вторых, сдвиг в представлениях о предметной области изучения и позиции наблюдателя по отношению к ней; в-третьих, переосмысление теоретических и методологических позиций, сложившихся ранее, в свете изменившихся познавательных оснований.
В 1950-е гг. в американской культурной антропологии происходит возрождение эволюционных идей. Это была реакция на чрезмерное внимание к поддержанию целостности культуры, к ее воспроизведению и недостаточное — к культурным изменениям. Центральной фигурой в этом процессе стал Л. Уайт. Обратившись к классическому наследию, к основаниям классического эволюционизма, он с поправками на современные социально-научные взгляды воссоздал целостный образ этого теоретического направления, подчеркнув его ориентацию на изучение мирового культурного процесса. Он первым внес в культурную антропологию принципы общей теории систем (подобно Г. Парсонсу и Э. Шилзу в социологии); охарактеризовал культурную систему через специфичный класс явлений, имеющих символическую природу и присущих, по его мнению, только человеку; осмыслил структурно-функциональный подход как составляющую эволюционизма, как его методологический принцип. Этим он определил предметное поле специальной науки о культуре с названием «культурология», которое не прижилось в США, но нашло широкое применение в России с конца 1980-х — начала 1990-х гг. Идеи Л. Уайта оказали существенное влияние на развитие культурной антропологии второй половины XX в. За 40 лет работы в Мичиганском университете (1930— 1970) он подготовил не одно поколение исследователей.
К концу 50-х гг. XX в. эволюционизм занимает в американской культурной антропологии авторитетное место. В 1960-х — 1970-х гг. он претерпевает целый ряд модификаций, придавших ему обновленную форму, названную неоэволюционизмом. Центральной темой здесь становится не столько поиск универсальных законов развития, сколько изучение механизмов, обусловливающих эволюционные процессы. Соответственно классическая концепция исторического развития разделяется на два взаимосвязанных процесса: общую и специфичную эволюцию. Первый процесс относится к отбору в глобальном масштабе культурных инноваций, которые способствовали развитию человеческой культуры вообще (панкультуры). Второй характеризует адаптацию локальных культур к их природному и социальному окружению. Основной вклад в развитие этих концепций внесли Дж. Стюард, М. Сали-не, Э. Сервис. Опираясь на идею многолинейной эволюции, Стюард предложил в качестве классификационной единицы концепцию «культурного типа», которая нашла широкое распространение в археологических и этнографических исследованиях 1970-х гг. Таким образом, по сравнению с классическими идеями сторонники* неоэволюционизма искали способ объяснения культурного многообразия, которое интерпретировалось не как вариации проявления «общего закона», а как имеющее самодовлеющую адаптационную значимость.
На базе идей специфичной эволюции сформировалась экологическая антропология (environmentalism), где основное внимание уделялось механизмам формирования отличительных черт локальных культур. Сторонники этой позиции — Д. Андерсон, А. Вайда, Р. Рапопорт и другие — рас-
сматривали характерные черты локальных культур как производную от адаптации их носителей к жизненно важным особенностям окружения.
Влияние неоэволюционистских идей сохраняются в рамках культурной антропологии до сих пор.
Теоретические построения, связанные с объяснением динамики культурного разнообразия и его организации во времени и пространстве дополнялись методологическими изменениями. С середины XX в. в культурной антропологии утверждается сравнительный метод, используемый при анализе этнографических, археологических, исторических данных, зафиксированных документально. Составляются атласы культурных черт и их сравнительных рядов на основе анализа культурных единиц разного масштаба. В истории культурной антропологии наиболее крупным документом такого рода стал Этнографичекий атлас Мер-дока (1962—1966), который насчитывал тысячу культурных единиц. Сравнительные исследования осуществлялись применительно к культурам соседствующих народов, культурному ареалу, континенту, полушарию, всей планете. Объекты сравнений были разномасштабными — от одного элемента культуры до совокупностей, охватывающих культуру в целом. Подобный перечень В. Рэя, составленный для ареала плато Северной Америки, насчитывает семь с лишним тысяч культурных элементов. Этот метод дополнялся картографированием, позволяющим воочию увидеть географическое распределение упорядоченных в перечнях и атласах черт.
Совершенно очевидно, что такое каталогизирование и картографирование обеспечивает надежный материал для глобально-культурных сравнительных исследований, получивших название холокультурализ-ма. Ограничения таких сравнений определяются возможностями корректного построения ряда, связанного с динамикой культурной единицы, и его достоверного размещения во времени и пространстве. Сравнительный метод оказывается незаменимым при определении культурного ареала, при отыскании кросс-культурных закономерностей, при выявлении эволюционных тенденций.
В 1970—1980-е гг. XX в. в американской антропологии меняется объект исследования. Происходит поворот от изучения существующих традиционных и бесписьменных культур к исследованию сложных современных обществ. С исчезновением многих традиционных культур изменилась география культурно-антропологических исследований, сместившихся в развивающиеся и развитые страны. В этот период усиливается дифференциация культурной антропологии. В ее рамках артикулируются урбанистическая, экономическая, политическая, правовая ветви. Формируется так называемая этнонаука, связанная с изучением «естественных классификаций» (построенных самими носителями культуры), выявляемых в рамках изучаемых культур применительно к их ключевым социально значимым областям (родство, медицина,. растения, животные и т. п.)
Наряду с возрождением эволюционизма вторая половина XX в. в культурной антропологии характеризуется широким распространением лингвистической антропологии, сочетающей структуралистские и семантические принципы. Уже на рубеже 1940-х и 1950-х гг. Ч.Ф. Вег-
лин и 3.3. Харрис предложили рассматривать язык как часть культуры, а речевую активность и ее условия — как этнолингвистическую ситуацию, и эта позиция стала общераспространенной. Американские лингвистические антропологи не занимались порождением языка, принимая его как уже существующий, речевое поведение, язык становятся предметом изучения, позволяющим понять культуру.
Лингвистическая антропология стала в США исходной теоретической базой для формирования в 1960— 1980-х гг. когнитивной антропологии. Речь идет об идеациональный теории культуры У. Гуденафа. Он утверждал, что представления людей о мире, содержащиеся в когнитивном коде (культурных стандартах), характерном для каждой культуры, можно выявить, исследуя вербальные коммуникации. В ходе таких исследований определяются основания и принципы категоризирования и классификаций, с помощью которых носители культуры упорядочивают ее вещественный, социальный, символический уровни. Наглядными примерами могут служить классификации терминов родства, названия животных, растений, цветовых обозначений. Для их изучения уже имеется набор специальных процедур, известных как компонентный анализ (У. Гуденаф, Ф. Лонсбери, О. Вернер).
Для когнитивистского направления культурной антропологии 1970 — 1980-х гг. характерен поиск исследовательских средств для выявления того, как носители культуры представляют ее в понятиях, семантических категориях, символических системах. Эта процедура называется «субъективной реконструкцией». Субъективной считается категоризация посредством языка неосознаваемо выделяемых элементов окружения. Реконструкция же состоит в выявлении порядков, в которые эти категории организуются и затем выражаются в символических формах. В процессе исследования для этой цели используется специально сконструированный вопросник.
Для этой же цели из лингвистики был заимствован еще один методологический принцип. В свое время К. Пайк при анализе языка предложил выделять «эмик»- и «этик»-уровни (ср. фонемика-фонетика). М. Харрис использовал это различение применительно к культурно-антропологическим исследованиям, чтобы отделить культурные категории, используемые информантами (эмик-категории) от используемых в науке (этик-категорий). Согласно К. Фрейку и Р. Нароллу, такое различение в сочетании с семантическим анализом позволяет уточнить основания категоризации и классификаций, используемых в изучаемых культурах, а также значение самих категорий.
В изучении способов символического упорядочения культурного многообразия были разработаны и другие подходы. Так, Д. Хаймз предложил так называемую этнографию речи (ethnography of speaking), где речевое поведение, характерное для разных языковых сообществ, рассматривается в различных социокультурных ситуациях. Всевозможные диалекты, социолекты, арго в сочетании с экстралингвистическими проявлениями изучаются как упорядоченная коммуникативная среда. Задачей такого исследования становится выявление зависимости правил упорядочения от определенных аспектов коммуникативных ситуаций, таких как отношения и распределение статусов и ро-
лей между участниками, обсуждаемая тема, жанр и стиль коммуникации и т. п.
В методологическом плане К. Гирц стал основателем так называемой интерпретативной антропологии, построенной на базе аналитической . философии, герменевтики и структурного функционализма. В своей работе «Интерпретация культур» он предлагает семантическую концепцию культуры, рассматривая ее как «текст». Целью исследования становится выявление принципов когнитивной организации представлений и поведения людей в определенные символические целостности. Для адекватного фиксирования таких целостностей он предлагает использовать специальную технику подробного описания (thik description), этнографическую по характеру, но включающую в описание самого наблюдателя в качестве актора.
Во Франции ярким представителем структурализма стал К. Леви-Стросс. С этих теоретических позиций он изучал системы родства, мифов, ритуалов с целью обнаружить за всем многообразием устойчивых культурных феноменов всеобщие ментальные структуры. В качестве источников информации для таких изысканий он использовал результаты полевых наблюдений и исторические данные. В отношении последних он полагал, что обращение к временному измерению, во-первых, увеличивает количество уровней изучения этих структур, во-вторых, в силу свершенности исторических фактов обеспечивает контроль над субъективными аспектами синхронного структурного исследования.
Структуралистская идеология, предполагающая общность ментальных конструкций всего человечества (аналог допущения о психическом единстве человечества, характерного для ранних стадий становления культурной антропологии), обусловила особую позицию Леви-Стросса в отношении культурного многообразия. Он считал культурную антропологию самой гуманистичной из социальных наук. В отличие от предшествующих форм гуманизма она базируется на допущении о равноценности всех культур и цивилизаций — исторических или современных: среди них нет привилегированных и несущественных. Бесписьменные культуры столь же внутренне полны и значимы для их носителей, сколь и сложные письменные общества для их членов. То, что они не оставляют после себя заметных памятников, побуждает этнолога искать такие методы исследования, которые позволили бы строить достоверные суждения о подобного рода культурах. Объединение методологического инструментария гуманитарного и естественнонаучного типа познания делает антропологию местом их примирения, а использование этнологических методов для изучения исторических и современных, бесписьменных и письменных культур способствует углублению знаний о многообразии проявлений структурных свойств человеческой ментальное™ в нескольких направлениях. Прежде всего расширяется географическое и историческое пространство знаний о культуре. Далее, уточняются свойства выживших бесписьменных обществ, которые помогали им воспроизводиться в течение длительных периодов времени. Наконец, создаются новые инструменты исследования, которые углубляют знание людей о самих себе и своем искусственном окружении.
Во Франции к началу 1970-х гг. появилась также этнолингвистика, сформировавшаяся по американскому образцу, в частности под влиянием разработок Д. Хаймза. Значительный вклад в ее развитие внесли такие исследователи, как Э. Бонвини, Ж. Каллам-Гриоль, Д. Рей-Ульман, Ж. Тома. М.П. Ферри и др. Основные исследования проводились в африканских колониях. На базе их результатов были созданы тезаурусные словари и энциклопедии языков и культур африканских народов. Французские исследователи изучали также собственную устную культуру (Ф. Альварес-Перед, Ж.К. Дэнгирар и др.), устную культуру других стран (С. Зервудац-ки, Ж. Дреттас). Однако такие исследования были немногочисленными.
Динамика этнологических исследований в Германии практически повторяла американскую. В период с 1960-х по 1990-е гг. здесь отчетливо выделились следующие исследовательские ориентации:
— изучение локальных культур в развивающихся странах;
— выявление пространственно-временного распределения культурных черт в глобальном масштабе;
— осмысление и разработка технологий организации межкультурных коммуникаций;
— выявление каузальных связей между культурными явлениями.
Здесь, как и в США, наметился переход от изучения развития локаль
ных обществ и сообществ к рассмотрению связей между ними в широ
ком социокультурном и историческом контексте, от структурно-функ
ционального анализа к современному структурализму (Т. Швейцер).
Внимание к культурному многообразию проявилось в рамках радикального этнологического течения. Его представители, такие как Г. Эл-верт, отказываются от терминов «национализм», «этничность», «этнос» и связанных с ними теоретических представлений. Вместо этого они предлагают обратиться к изучению взаимодействий людей, так сказать, на микроуровне, в системе «Мы —группа —процесс» («Wir — gruppen — prozesse») и коммуникаций «неэтнического порядка».
Одно из ведущих структуралистских направлений этнологии и культурной антропологии, существующее с 1930-х гг., сосредоточено в Лейденском университете (г. Лейден, Нидерланды) и носит название Лейденской школы. Ее теоретические основания составляют идеи лингвистического структурализма Ф. де Соссюра, Н.С. Трубецкого, P.O. Якобсона, а также французской социологии Э. Дюркгейма и М. Мосса.
Следует отметить, что теоретические идеи, разработанные здесь незадолго до Второй мировой войны, определили на несколько лет развитие структурализма в Европе и Америке. Здесь впервые сформировались основы семиотического подхода к решению этнологических проблем, ставшего одной из ключевых составляющих структурной, когнитивной антропологии, этнонауки. Позже этнолингвистический и семиотический подходы объединяются для изучения глубинных структур культуры и социальной организации. До 1956 г. здесь доминировала социологическая точка зрения и осуществлялся поиск обусловленности символических систем социальными факторами. К концу XX в. фокус интереса сместился к когнитивистской интерпретации «естественных» категоризации и классификаций в структурах родства, мифологических текстах, религиозных отправлениях, объектах «материальной» культуры.
Это означает поворот от выявления общих закономерностей воспроизведения культуры как целого к интерпретации культурного разнообразия.
В России во второй половине XX в. осуществлялись главным обра-. зом этнографические исследования. Здесь устойчиво сохранялись два основных направления. Первое было связано с изучением народов СССР, направленным на нужды государственной национальной политики. Второе представляло своего рода музеификацию народной культуры: собирался фольклорный материал, работы народных мастеров, описывался народный быт. Вначале большая часть данных относилась к прошлому, но уже с 1970-х гг. этнографы обратились к описанию современности. Изучалось не только использование объектов прошлого в различных ситуациях сегодняшней жизни. Предметом внимания стал современный фольклор, причем не только сельский, но и городской. Однако пока этот материал не осмыслен даже на уровне эмпирических обобщений, поскольку для них не существует отрефлексированных концептульных оснований, кроме традиционно исторических. Культурная антропология как наука в России не развивалась, и первые обзорные работы, посвященные ей, появились лишь в конце 1980-х гг.
В 1970-х гг. возрождается русский структурализм (В.В. Иванов, В.Н. Топоров и др.). Это уже современное направление с включением новых научных принципов кибернетики, теории информации, семиотики. Однако здесь преобладают лингвистические ориентации, и традиционным остается предмет исследования: литературные тексты и мифы. Более культурно-антропологическую направленность имеют работы социолога Т.М. Дридзе и лингвиста P.M. Фрумкиной. Т.М. Дридзе изучала организацию, формы и последствия социальной коммуникации. P.M. Фрумкина осуществляет интересные исследования в области естественных категоризации и классификаций. Но пока в России нет ни одной сформировавшейся культурно-антропологической школы.
Конец 1960-х гг. был ознаменован появлением первых признаков интеллектуального течения, получившего позже название постмодерна и не завершившееся до сих пор. Все описанные выше изменения в культурной антропологии последней трети XX в. происходили в контексте и под влиянием этого течения.
В настоящее время с его идеологией связывают такие имена, как Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар (философия), М. Фуко, X. Уайт (история), Ж. Лакан, Ж. Делез, Р. Лэнг, Н. Браун (психоанализ), Г. Маркузе, Ж. Бодрийар, Ю. Хабермас (политическая философия), Т. Кун, П. Фей-ерабенд (философия науки), Р. Барт, Ю. Кристева, В. Изре, У. Эко (теория литературы), Г. Гарфинкель, И. Гофман, Э. Гидденс (социология, переплетенная с культурной антропологией), К. Гирц, М. Глюкман. К. Кастанеда, Дж. Клиффорд, О. Льюис, С. Тайлер, В. Тернер, Р. Уильяме, С. Уэббер, М. Харрис (культурная антропология).
Смена познавательных парадигм характеризуется сдвигом фокусов исследовательского внимания и исходных допущений по сравнению с предшествующим периодом:
—Плюрализм жизненного мира людей. Это контрпозиция механицизму и дуализму предшествующей познавательной парадигмы. Ведущие антропологи признают множественность нередуцируемых друг к другу принципов миропонимания и соответственно жизненных миров, которые могут вступать во взаимоотношения. В такой реальности культурное время нелинейно; необратимые процессы соседствуют с обратимыми; социокультурная динамика не имеет предустановленной цели и направления (ризомные изменения).
—Неоднородность социокультурного пространства. Считается, что различным образом структурированные области сосуществуют здесь с бесструктурными. При этом структура трактуется не в статичном, а в динамическом смысле, а детерриториализованные бесструктурные зоны — как потенциал изменчивости социокультурного пространства. Такое разделение позволяет объяснять способы существования людей в условиях кризисов и деконструкций социальных систем.
—Многослойность символических объектов. При таком понимании социокультурного пространства и времени предметом особого внимания становится тот факт, что на уровне означающего обнаруживается сразу несколько означаемых, т. е. типов реальности, с которыми человек имеет дело. Это указывает на такие категории жизненного мира, как отсутствие, немыслимость, невыразимость; на невидимые порядки, организующие ткань повседневной реальности.
—Децентрированность личности. Подчеркивается, что культурный субъект принадлежит одновременно двум мирам: реальному и символическому и каждый из них сам по себе неоднороден. Это обусловливает внутреннюю разделенность личности, я, поскольку действия, переживания, с одной стороны, их интерпретации и неосознаваемые коннотации — с другой, не тождественны друг другу.
— Неоднозначность нормативных порядков. В рамках постмодерна
особое внимание уделяется неоднозначности отношений членов обще
ства к моральным нормам. Утверждается, что ни один моральный ко
декс, даже общепринятый, не обеспечивает достаточных оснований для
существования социальной солидарности. Переосмысляется классиче
ский императив моральной власти, и выдвигается гипотеза, что сила
без авторитета — постоянно присутствующий в обществе фактор в рас
пределении функций и вознаграждений.
Конструктивные начала постмодерна открывают дополнительные к классическим возможности в изучении социокультурной реальности и ее динамических характеристик. В его рамках акцентируются те аспекты связей людей с окружением, которые в классических культурно-антропологических моделях считались либо несущественными, либо отклонениями.
* * *
Итак, за XX в. культурная (социальная) антропология (этнология) сложилась как самостоятельная социально-научная область. В самом общем виде, исходя из целей и предметной области изучения, в ее становлении можно выделить два периода: конец XIX в. — середина 1960-х гг. и конец 1960 — конец 1990-х гг.
Первый период формирования культурной антропологии характеризуется стремлением построить субстанциональную теорию культуры, понимаемой как реальный объект. В рамках эволюционизма это была панкультура, или культура всего человечества. Неудачи попыток построить научную теорию истории человечества привели к поиску надежных показателей определения культуры как целого. Такую • целостность диффузионисты связывали с концепцией культурных кругов (ареалов), но недостаток данных и натяжки в теоретических построениях привели к утрате теорией ее первоначального авторитета. С возникновением функционализма впервые меняются цели и предметная область изучения. Культура по-прежнему рассматривается как реальный объект. Однако теперь изучается не панкультура, а отдельные культуры с целью выявления механизмов, удерживающих целостность каждой. Такими механизмами стали социальные институты и их функции. Позже выяснилось, что гомеостатическая модель общества, предлагаемая в рамках структурного функционализма, непригодна для объяснения динамизма современной жизни. Но было и другое теоретическое направление, предназначенное для изучения механизмов поддержания культурной целостности — это «личность и культура». Здесь такое поддержание связывалось с интериоризацией культурных норм и паттернов в процессах социализации. Со временем здесь также обнаружились существенные ограничения, относящиеся к объяснению множественности и изменчивости культурных форм поведения людей.
Таким образом, постепенно в рамках культурной антропологии наметилось изменение проблемного поля: от поиска общих закономерностей, характерных для всех культур, к выявлению способов организации культурного многообразия. В этом отношении характерна ситуация с возрождением эволюционизма в 1950-х гг. Названное нео-эволюциониз-мом, это теоретическое направление было реакцией на синхронную ориентированность функционализма и «культуры и личности». Но оно существенным образом отличалось от классического эволюционизма ориентированностью на интерпретацию культурного многообразия благодаря разделению эволюции на общую и специфичные формы.
Осмысление изменения общенаучной ситуации в 1960-х гг. привело в их конце к определению этой ситуации как смены познавательных парадигм. Одной из ее существенных характеристик стало утверждение логического позитивизма, предполагающего сконструированность (а не реальное существование) категорий и моделей, используемых в науке (аналог противопоставления номинализма и реализма). С этого момента начинается период доминирования лингвистической философии, что в культурной антропологии отразилось в формировании лингвистической антропологии (этнолингвистики) и когнитивной антропологии. В этих теоретических рамках осуществляется поиск способов организации культурного многообразия, причем в символической форме. Со временем в культурной антропологии все отчетливее проявляются эвристичные и конструктивные аспекты постмодерна, и можно говорить о поиске новых парадигматических оснований, позволяющих объединить концептуализацию культурной динамики (эволюционизм),
организации социального взаимодействия (структурный функционализм) и символического поля (структурализм, постструктурализм).
Все сказанное позволяет сделать вывод, что в XX в. культурная (социальная) антропология (этнология) сформировалась как обширная область социально-научного познания:
— построено операциональное определение культуры, которое стало конвенционально принятым;
— определены теоретические рамки и методологические принципы изучения культуры, позволяющие сочетать микро- и макроуровень рассмотрения объекта изучения; данные из разных источников; выстраивать эмпирические закономерности и теоретические обобщения;
— разработан понятийный аппарат;
— началось концептуальное примирение и совместное использование теоретико-методологических принципов основных исследовательских направлений, считавшихся прежде несопоставимыми.
Литература
Alexander J,С , Ciesen В ., Munch R., and Smelser. N. Y. (eds.). The Macro-Micro Link. Berkeley: University of California Press, 1987. Barkow J.H. Evolutionary Psychological Anthropology // Handbook of Psychological Anthropology. Bock Ph. (ed.). Westport, Connecticut, L.: Greenwood Press, 1994.
Barrett S.R. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: University of Toronto Press, 1984.
Bernstein R.J. Beyond Objectivism and Relativism: Science, Hermeneutics and Praxis. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983. Bidney D. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), L. (UK): Transaction Publishers, 1996.
Bock P. Rethinking Psychological Anthropology: Continuity and Change in the Study of Human Action. N. Y.: W.H. Freeman, 1988. Bock Ph.K. (ed.). Psychological Anthropology. Westport, Connecticut, L: Greenwood Press, 1994.
Bock Ph.K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W.H. Freeman and Co, 1980.
Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
Carrithers M. Is anthropology art or science? // Current Anthropology. June. 1990. Vol. 31. №3.
Casson R.W. (ed.). Language, Culture and Cognition. Anthropological Perspectives. N. Y.: MacMillan, 1981.
Casson R.W. Language, Culture, and Cognition. N. Y.: Macmillan, 1981. Cole J.B. Anthropology for the Nineties. N.Y.; L.: The Free Press, 1988. Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Press of Harvard University, 1996.
Cole M. Ethnographic psychology of cognition — so far // The Making of Psychological Anthropology. Suarez-Orozco M.M. (ed.). N. Y.: Harcourt Brace College Publisher, 1994. Vol. II.
Cole М . Socio-cultural-historical psychology: some general remarks and a proposal for a new kind of cultural genetic methodology // Sociocultural Studies of Mind. Wertsch J.V. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
Crapanzano V. Some thoughts on hermeneutics and psychological anthropology // New Direction in Psychological Anthropology. Schwartz F., White G.M., Lutz C.A. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1994. Crawford V.M., Valsiner J. Varieties of discoursive experience in psychology: cultural understanding through language used // Discourse Analysis: Special Issue. Culture and Psychology. 1999. Vol. 5. №3. P. 259-269. D'Andrade R.G. Cultural meaning systems // Cultural Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion. Shweder R.A., LeVine R. (eds.). Cambridge; L.; N. Y. etc.: Cambridge University Press, 1984.
Dewey J. Human Nature and Experience. N. Y.: MacMillan, 1963. Dolgin J.L., Kemnitzer D., and Schneider D.M. (eds.) Symbolic Anthropology. N. Y.: Columbia University Press, 1977.
Dougherty J.W.D. (ed.). Directions in Cognitive Anthropology. Urbana: University of Illinois Press, 1985.
Douglas M. and Wildavsky A. Risk and Culture. — Berkeley: University of California Press, 1932.
Ewing K.P. Is psychoanalysis relevant for anthropology? // New Direction in Psychological Anthropology. Schwartz Т., White G.M., and Lutz C.A. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
Eysenck M.W., Keane M.F. Cognitive Psychology. 4th ed. Hove, Philadelphia: Psychology Press: the Taylor and Francis Group, 2000. Fabian J. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N. Y.: Columbia University Press, 1983.
Geertz C. Ethos, world-view and the analysis of sacred symbols // Man Make Sense. Hamme E.A. and Simmons W.S. (eds.). Boston: Little: Brown and Co, 1970.
Goodenough W.H. Cultural anthropology and Linguistics // Raport of the Seventh Annual Round Table Meeting on Linguistics and Language Study. Garvin P. (ed.). Washington D.C.: Georgetown University, 1957. Gould M. Voluntarism versus utilitarianism: a critique of Camic's history of ideas // Theory, Culture and Society. 1989. №6. P. 637-654. Habermas J. Theory and Practice. Boston, MA: Beacon Press, 1973. Hall S. Cultural studies and its theoretical legacy // Cultural Studies. Grossberg L. et al. (eds.). N.Y.;L.: Routledge, 1992. P. 227-286. Hall S. Cultural studies: two paradigms // Media, Culture and Society. 1980. №2. P. 52-72.
Heritage J. Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge: Polity Press, 1984. Herskovits M.J. Cultural Anthropology. N. Y., 1955.
Hollis M. and Lukes S. (eds.). Rationality and Relativism. Cambridge, Mass: MIT Press, 1982.
Hsu F.L.K. Psychological anthropology in the behavioral sciences // Handbook of International and Intercultural Communication. Molefi K.A. and Gudylunst W.B. (eds.). Newbury Park, L.; New Delhi: Sage Publication, 1989. Hymes D. (ed.). Reinventing Anthropology. N. Y.: Pantheon Books, 1969. Ingham J.M. Psychological Anthropology Reconsidered. Cambridge: Published by the Press Syndicate of the University of Cambridge, 1996.
Jahoda G. Psychology and Anthropology. A Psychological Perspective. L.,
N. Y. etc.: Academic Press, 1996.
Janowitz M. Anthropology and the social sciences // Cultural Anthropology.
1936. Vol. 4. № 139. P. 146-154.
Jarwie I.C. Revolution in Anthropology. N. Y.: Humanities Press. 1964.
Kane A. Cultural analysis in historical sociology: the analytic and concrete
forms of the autonomy of culture // Sociological Theory, 1990. № 9(1). P. 53 —
69.
Keesing R.M., Keesing F.M. New Perspectives in Cultural Anthropology. N. Y.
etc.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1970.
Kluckhohn C. Universal category of culture // Anthropology Today. Kroeber
A.L. (ed.). Chicago, 1953. P. 507-523.
Кпотт -Celina E. and Cicorrel A.V. (eds.). Advances in Social Theory and
Methodology: Toward an Integration of Micro and Macro Sociologies. Boston:
Routledge and Kegan Paul, 1981.
Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. N. Y.: Random House, 1982.
Kroeber A.L. (prep.). Anthropology Today. An Encyclopedic Inventory.
Chicago, 1957.
Kroeber A.L. Anthropology. N. Y., 1948.
Lesser A. Franz Boas and modernization of anthropology // History, Evolution
and the Concept of Culture. Selected Papers of Alexander Lesser. Cambridge,
N. Y., L. etc.: Cambridge University Press, 1985.
Lewin K. Field Theory in Social Science. N. Y.: Harper and Brothers, 1951.
Lewis I.M. Social Anthropology in Perspective. The Relevance of Social
Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
Loubser J. et al. (eds.). Exploration in General Theory in Social Science.
2 vols. — N. Y.: Free Press, 1976.
Mair L. An Introduction to Social Anthropology. Oxford: Claredon, 1965.
Mandlebaum D. (ed.). Selected Writing of Edward Sapir. Berkeley and Los
Angeles, 1949.
Meltzer B.N. and Petras J.W. The Chicago and Iowa Schools of symbolic
interactionism // Human Nature and Collective Behavior: New Bruncwik,
N.Y.: Transaction, 1970. P. 1-17.
Meifzer B.N., Petras J.W., and Reynolds L.T. Symbolic Interactionism: Genesis,
Varieties, and Criticism. L.: Routledge Kegan Paul, 1975.
Merleau-Ponty M. Les siences de l'homme et la phenomenologie. Paris, 1954.
Naroll R., Naroll F. Main Currents in Cultural Anthropology. N. Y.: Meredith
Corporation, 1973.
Norman D.A., Rumelhart D.E. Explorations in Cognition. SanFrancisco:
Freeman, 1975.
Ortner S.B. Theories in anthropology since the sixties // Comparative Studies
in Society and History. 1984. №26. P. 126-166.
Orfner S.B. Theory in anthropology since the sixties // Comparative Studies
in History and Society. 1984. №26. P. 126-166.
Piaget J. L'epistemologie genetique. Paris, 1970.
Rabel P., Rosman A. The past and the future of anthropology // Journal of
Anthropological Research. 1994. Vol. 4. № 4.
Rayce J.R. Cognition and knowledge // Handbook of Perception. Carterette
C, Friedman M.P. (eds.). Vol. 1. Historical and Philosophical Roots of
Perception. N.Y., L.: Academic Press, 1974.
Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago: University of Chicago Press, 1956. Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole, Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955.
Ritzer G. The rise of micro-sociological theory // Sociological Theory. 1985. №3. P. 88-98.
Ronald W.C. Cognitive anthropology // Handbook of Psychological Anthropology. Bock Ph. K. (ed.). Westport, Connecticut. L.: Greenwood Press, 1994. Ruby J.A. Crack in the Mirror: Reflexive Perspectives in Anthropology. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1982. Ruwet N. Linguistique et science de l'homme // Esprit. 1963. №322. Scheerer M. Cognitive theory // Handbook of Social Psychology. Reading, Mass, 1954.
Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Walsh G., Lehnert F. (tr.). L.: Heinemann, 1972 (1932).
Schwartz T. Anthropology and psychology // New Direction in Psychological Anthropology. Schwartz Т., White G.M., and Lutz C.A. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
Shweder R. Cultural psychology: what is it? // Cultural Development: Essays on Comparative Human Development. Stigler J., Shweder R., and Herdt G. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
Shweder R.A. Anthropology's romantic rebellion against the Enlightenment, or there is more to thinking than reason and evidence // Cultural Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion. Shweder R.A. and Le Vine R. (eds.). Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1984.
Simons H. (ed.) Perspectives on the Rhetoric of the Human Sciences. L.: Sage, 1988.
Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. Harmondsworth: Penguin, 1971. Skinner B.F. Science and Human Behavior. N. Y.: Macmillan, 1953. Skinner Q. (ed.). The Return of Grand Theory in the Human Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
Smith M.B. Anthropology and psychology // For a Science of social Man. Gillin J. (ed.). N. Y.: The MacMillan Company, 1986.
Sperber D. Le structuralisme ou anthropologie // Qu'est-ce que le structu-ralisme? Paris, 1968.
Spiegelberg H, The Phenomenological Movement: a Historical Introduction. The Hague: Martinus Nijhoff, 1971.
Stocking G.W. Polarity and plurality: Franz Boas as psychological anthropologist // New Direction in Psychological Anthropology. Schwartz F., White G.M., Lutz C.A. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1994. Sudrez-Orozco M.M. (ed.). The Making of Psychological Anthropology. N. Y.: Harcourt Brace College Publisher, 1994.
Thomas N. Out of Time. History and Evolution in Anthropological Discourse. 2nd ed. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1996. Tyler S. Cognitive Anthropology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston. 1969. Tyler S.A. (ed.). Cognitive Anthropology. N. Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1969.
Tyler S.A. (ed.). Cognitive Anthropology. N. Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1969. Wuthnow R., Kurzweil E., Hunder J., and Bergesen A. Cultural Analysis. L.: Routledge and Kegan Paul, 1984.
Справочный материал
Anthropology Today. An Encyclopedic Inventory. Prep by Kroeber A.L. Chicago, 1957.
Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. Winthrop R.H. N. Y., Westport, Connecticut, L., 1991.
Handbook of Cross-Cultural Human Development, Munroe R.H., Munroe R.L., Whiting B.B. (eds.). N. Y.: Garland, 1981.
Handbook of Cross-Cultural Psychology. Triandis H.C. and Bristin R.W. (eds.). Boston etc.: Allyn and Bacon, Inc., 1980.
Handbook of Environmental Psychology. Stokols D. and Altman I. N. Y.: Wiley, 1987.
Handbook of International and Intercultural Communication. Molefi K.A. and Gedylunst W.B. (eds.). Newbury Park, L., New Delhi: Sage Publication, 1989. Handbook of Perception, Carterette C, Friedman M.P. (eds.). N. Y., L.: Academic Press, 1974.
Handbook of Personality Theory and Research. Borgatta E.F. and Lambert W.W (eds.). Chicago: Rand McNally and Co., 1968.
Handbook of Psychological Anthropology. Bock P.K. (ed.). Westport, Connecticut, L.: Greenwood Press, 1994. Handbook of Social Psychology. Reading Mass, 1954. International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1968. The Fontana Dictionary of Modern Thought. Glasgo, 1981. The Handbook of Social Psychology. Lindzey G. and Aronson E. (eds.). Massachusetts, Calif, L., Ontario: Addison-Wesley, 1969.
Глава 3.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.