Теоретическая антропология представляет собой обширную область социально-научного знания, основание которой составляет идея, что культура порождается и воспроизводится человеком в результате активной адаптации в динамическом природном и искусственном окружении. Основной целью этой области познания принято считать выявление сходств и различий между культурами с помощью сравнительного анализа и объяснение их причин и последствий. Понятие «культурная антропология» используется главным образом в США; эта же область в Великобритании (а иногда и в США) обозначается как социальная антропология, а в Германии и Франции — как этнология. Понятие «этнология» имеет примордиалистские коннотации, указание на общность происхождения отдельных групп людей («этнос», «народ»); понятие «культурная (социальная) антропология» указывает на социальную организацию людей, объединенных социальными взаимодействиями («социальное») и символической коммуникацией («культурное»)'.
В рамках антропологии можно выделить два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. К первому относятся исследования, ориентированные на выявление общих закономерностей воспроизведения и изменения культурных единиц, причинно-следственных связей в культуре, с одной стороны, и построение исходных методологических принципов познания культурных феноменов — с другой. По способу получения знания фундаментальные исследования подразделяются на теоретические (где превалирует гипотетико-дедуктивныи способ построения обобщающих суждений) и эмпирические (где такие суждения выводятся из эмпирических данных индуктивным путем). В любом случае исследования такого рода направлены на приращение и обновление знаний об обществе и культуре. Прикладные исследования ориентированы на решение конкретных социальных проблем. Они опираются на реальную эмпирическую ситуацию, осмысливаемую с теоретических позиций и решаемую путем применения проектной (инженерной) логики.
• В дальнейшем понятие «культурная антропология» будет использоваться для обозначения области познания в целом; а этнология — в случаях, когда речь будет идти о странах, где используется именно это название.
В течение длительного времени изучались бесписьменные общества и традиционные, более не существующие цивилизации; большое внимание уделялось теме первобытного человека.
В качестве объектов исследования рассматривались институты и способы организации простых, бесписьменных обществ и культур; таких социокультурных единиц, как группа кочевников (band), племя (tribe), малые поселения (settlment). Они изучались в разных географических областях: Северная и Южная Америка, Австралия, Полинезия, Меланезия, Африка.
По мере массового исчезновения бесписьменных обществ с конца XIX в. и на протяжении XX в. представители культурной антропологии меняли основной объект исследования. В первой половине XX в. ими стали малочисленные народы, диаспоры в мегаполисах, жители гетто, население бедных кварталов. В конце XX — начале XXI в. акцент сместился на изучение новых дифференциальных социокультурных единиц, таких как религиозные секты, социальные движения, сексуальные меньшинства, тендерные группы.
Предметная область современной теоретической антропологии весьма обширна. Сохраняются темы, сложившиеся в прошлом, такие как закономерности макроисторической динамики культуры, пути распространения культурных инноваций, распределение культурных черт в глобальном масштабе и т. п. С середины XX в. появляются предметные зоны изучения отношений между личностью и ее культурным окружением; значимости ментальных структур и символических систем для воспроизведения и изменения культурной реальности; процессов и механизмов взаимодействия между ныне существующими культурами. В конце XX — начале XXI в. еще более активизируется интерес к знаковым и символическим аспектам культуры; к коммуникативным процессам между людьми, использующими общие и различающиеся культурные коды (проблема «другого»); заметна переориентация с макроисторических на микродинамические процессы, происходящие в обществе и культуре.
Культурно-антропологические обобщения строятся на данных, черпаемых из разных источников: письменные исторические документы; иконические, музыкальные, вещественные, предметно-пространственные артефакты; данные археологии и этнографии; результаты полевых исследований. В настоящее время в качестве материалов для анализа широко используются сообщения средств массовой коммуникации и данные так называемой «новой этнографии» — особым образом организованного наблюдения и фиксирования его результатов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.