Вопросы для обсуждения:
1. С какими сходными состояниями необходима дифференциальная диагностика дизартрии?
2. Какая форма дислалии сходна по фонетическим проявлениям с дизартрией?
3. Основные параметры дифференциальной диагностики детей с легкой степенью дизартрии и дислалией.
4. Сравнительная характеристика неречевой симптоматики при легкой степенью дизартрии и дислалии.
5. Специфика в проявлении речевых признаков легкой степени дизартрии и дислалии.
6. Деловая игра с моделированием логопедического приема.
Активно участвую все студенты. Три студента являются ведущими: 1-й - "логопед"; 2-й - "мать ребенка", 3-й - "ребенок". Порядок проведения игры:
1. "Логопед" задает вопросы "матери", направленные на выявление факторов риска дизартрии.
2. "Мать" должна точно перечислить данные анамнеза, свидетельствующие о поражении центральной нервной системы ребенка, особенности формирования речевой функции в раннем возрасте.
3. Студент - "логопед" последовательно перечисляет пункты программы обследования; студент - "ребенок" отвечает на вопросы в соответствии с данными, которые имеются у ребенка 6 лет с признаками легкой степени дизартрии.
В процессе игры студенты меняются ролями, все студенты группы должны внимательно следить за "приемом" логопеда, анализируя действия сокурсника и быть готовыми сменить любого участника по указанию педагога.
7. Основные параметры дифференциальной диагностики детей с дизартрией и алалией.
Задания практического характера:
1. Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика дислалии и дизартрии
Параметры | Дислалия | Дизартрия |
Этиология | ||
Наличие неврологической симптоматики | ||
Состояние двигательной сферы | ||
Речевой статус | ||
Отношение к дефекту | ||
Вегетативные нарушения | ||
Психические процессы | ||
Поведение | ||
Прогноз |
2. Проанализируйте психолого-педагогические особенности детей с экспрессивной алалией, легкой степенью дизартрии и функциональной дислалией.
3. Проанализируйте причины и механизмы нарушения речи у детей с экспрессивной алалией, легкой степенью дизартрии и функциональной дислалией.
Задания для самостоятельной работы:
1.Предложите и обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих квалифицировать речевой дефект у детей с экспрессивной алалией, легкой степенью дизартрии и функциональной дислалией.
2.Составьте 2 схемы: «Структура дефекта у детей с акустико-фонематической дислалией», «Структура дефекта у детей с дизартрией».
Список литературы:
1. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М., 1982., с. 75.
2. Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»/ Межвуз. сб. научн. трудов Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Ленинград, 1989.
3. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. Ляпидевского С. С. М., 1963.
4. Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии . // Вопросы дефектологии. МГПИ, 1964.
5. Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах / Расстройства речи и голоса в детском возрасте // Под ред. Ляпидевского С. С. М., 1973.
6. Поваляева М.А. справочник логопеда/М.А. Поваляева.-Изд.5-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-445с
7. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1998. — Ч. I. — С 214-218 (Р.И. Мартынова «Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией»).
Практическое занятие. Рубежный контроль № 5
Раздел 8. Устранение нарушений речи у детей с дизартрией
Дата: 2018-12-21, просмотров: 275.