Вопросы для обсуждения:
1.Компоненты просодической стороны речи. Онтогенез языковой и речевой деятельности
2.Анатомо-физиологические механизмы просодической стороны речи.
3.Взаимосвязь просодической стороны речи и внутреннего программирования речевого высказывания
4.Методы обследования просодической стороны речи. Патогенетический анализ результатов обследования.
5.Формирование просодической стороны речи в импрессивной речи
6.Формирование просодической стороны речи в экспрессивной речи
Задания практического характера:
1.Разработайте дидактический материал для формирования восприятия и воспроизведения ритмических структур
2.Проведите анализ методической литературы по устранению различных форм речевой патологии с целью выявления эффективных методов логопедической работы по формированию голоса, дыхания, темпо-ритмической организации речи при дизартрии
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте конспект фрагмента занятия по развитию темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией.
2.Подготовьте наглядный материал для формирования просодической стороны речи.
3.Разработайте комплекс упражнений для проведения изометрической дыхательной гимнастики.
4.Подберите упражнения для выполнения динамической дыхательной гимнастики.
5. Составьте подборку игровых приемов и заданий на развитие речевого дыхания детей с дизартрией
Список литературы:
1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
3. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом /Под ред. Т.А.Власовой, М.В.Ипполитовой. - М., 1981.
4. Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах / Расстройства речи и голоса в детском возрасте // Под ред. Ляпидевского С. С. М., 1973.
5. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии.// ж. Развитие и коррекция. Выпуск 5, М.,1999.
6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)
Практическое занятие № 8. Организация и содержание индивидуальных и фронтальных логопедических занятий при дизартрии у детей
Вопросы для обсуждения:
1. Структура логопедических занятий в зависимости от их формы и этапа коррекционного воздействия.
2. Методические требования к оформлению конспектов занятий.
3. Составление коррекционной программы и перспективного плана логопедических занятий.
4. Анализ конспектов фронтальных и индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии.
5. Разбор перспективного плана логопедических занятий с ребенком.
Задания практического характера:
1. Разработайте программу коррекционных занятий, проводимых родителями ребенка 3-х лет по развитию артикуляционной базы и звукопроизносительной стороны речи. Интеллект нормальный. Фонетическая характеристика речи: нарушено пpoизношениe шипящих и свистящих звуков, нечеткое произношение губных взрывных звуков. Диагноз: псевдобульбарная дизартрия.
2. Составьте перспективный и ежедневный план коррекционно-педагогических занятий с ребенком 7 лет, страдающим подкорковой формой дизартрии. Интеллект нормальный. Гиперкинетическая форма церебрального паралича. Фонетическая характеристика речи; непостоянные замены переднеязычных, близких по месту и способу артикуляции. Грубо нарушена просодическая сторона речи.
3. Составьте перспективный (на 1 месяц) и ежедневный (на : неделю) план занятий с ребенком 6 лет с мозжечковой формой дизартрии. Третий уровень речевого недоразвития. Интеллект нормальный. Легкие двигательные нарушения в виде недостаточной координации движений. Фонетический анализ речи: нечеткое произношение переднеязычных и губных взрывных звуков, нарушено произношение свистящих звуков: звука "Ц" и звука "ч". Речь скандированная.
4. Разработайте по три конспекта индивидуальных занятий с больными с разными формами дизартрии (по заданию педагога) на разных этапах логопедического воздействия.
5. Разработайте задания по развитию дифференцированной моторики пальцев руки для подготовки моторного навыка письма для ребенка 6 лет, страдающего псевдобульбарной дизартрией. Уровень речевого развития Ш. Интеллект нормальный.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте памятку для родителей по компенсации явлений детского паралича у детей от I месяца жизни до 3-летнего возраста.
Список литературы:
1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
2. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. В кн. Основы теории и практики логопедия /Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, с. 272.
3. Ипполитова М.В.., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с центральными параличами в семье, М., изд. Просвещение, 1980.
4. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитация детских церебральных параличей. М., Медицина, 1972, с.222-228.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.