В истории психологии.
Лекция №3
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
В развитии представлений об эмоциях в истории психологии условно можно выделить три этапа:
1) в пределах философии;
2) в пределах психологии как самостоятельной науки;
3) в современной психологии.
1. Развитие представлений об эмоциях в рамках философии.
Теория Б.Спинозы (17 в.)
Спиноза родился в богатой семье. Был отлучен от Церкви. Один из трудов - "Учение об аффектах". Философия Спинозы имеет геометрический порядок: предпосылки доказательства. По своим философским взглядам Спиноза - панпсихист:
все, что существует - Бог;
все развивается по своим законам;
Бог бесконечен, вечен, неделим.
Все вещи, существа имеют душу, идею. В душе есть два вида образований:
1) собственно идеи в виде образов - познавательные образования;
2) аффекты - отражение полезности или вредности воздействия на наш организм.
Аффект увеличивает или уменьшает способность тела к действию (например, переживание уменьшает эту способность, чувство от тепла - увеличивает).
Спиноза выделяет 3 основных аффекта:
1) удовольствие - все, что способствует нашему существованию;
2) неудовольствие - все, что препятствует нашему существованию;
3) желание - стремление существа пребывать в своем существовании.
Эти три аффекта взаимосвязаны. Например, ребенок съел конфету - получил удовольствие от этого, отсюда возникает желание съесть еще.
Формирование конкретных аффектов (Спиноза. О происхождении и природе аффектов / Психология эмоций. Тексты, М.1984).
Из трех основных аффектов формируются остальные конкретные эмоции (аффекты).
Любовь - любое позитивное отношение.
Ненависть - любое отрицательное отношение.
Любовь и ненависть формируются на основе удовольствия и неудовольствия.
Любовь - это удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.
Если живое существо испытывает удовольствие и находит причину этого удовольствия, то эта причина является предметом любви. Удовольствие - первичный аффект. Возникает любовь к причине удовольствия. (“Петр поднес цветы любовь к Петру. Если узнают, что Петр подкуплен, делает это по принуждению, любовь исчезает”).
Механизм формирования ненависти аналогичен.
Животные: обезьяна выражает неудовольствие, когда экспериментатор отодвигает приманку.
Ненависть вызывает желание причинять неудовольствие.
Механизм развития эмоциональных процессов (от любви до ненависти) = динамика эмоций по Спинозе.
Механизм сопереживания.
Любовь к человеку. Если ему плохо, то и мы испытываем неудовольствие, как и любимый человек, если хорошо - наоборот.
Ненависть к человеку. Неудовольствие человека доставляет нам удовольствие и наоборот, возникает желание доставить неудовольствие ненавистному лицу.
В силу того, что мы можем сопереживать, может произойти переключение эмоций на третье лицо, которое является причиной удовольствия или неудовольствия любимому или ненавистному лицу. Например, если третье лицо - причина неудовольствия ненавистного нами лица, то третье лицо становится любимым: "Враг нашего врага - наш друг".
Механизм взаимности
Если человек, которого мы любим, не отвечает взаимностью, то он вызывает неудовольствие. Три причины этого неудовольствия: 1) сам человек; 2) объект любви; 3) третье лицо.
Ревность - любовь и ненависть к любимому лицу плюс ненависть, зависть к третьему лицу.
Когда человек испытывает к нам симпатию, возникает удовольствие, а причины этого таковы:
1) “я - такой хороший” плюс удовольствие направлено на себя, любовь к себе плюс отношение других людей - гордость.
2) другое лицо возникает ответная любовь.
Состояние стыда формируется на основе ненависти, когда чувствуешь, что люди справедливо отрицательно к тебе относятся.
+
Рис.3. Динамика эмоций по Спинозе.
Спиноза намечает и другие источники возникновения эмоций.
Ассоциации (удовольствие - неудовольствие - весь мир в этом виноват). Например, почтальон принес хорошее известие, человек его расцеловал, хотя тот к известию не имеет никакого отношения.
Ассоциации по сходству - кто-то обидел, значит, все, похожие на него, тоже вызывают ненависть.
Проекции познаваемых причин во времени. Радость надежда (когда причина переносится в будущее).
Этические аспекты учения. Книга "Этика". В книге описаны нравственные и безнравственные аффекты. Даются советы, рекомендации. "Невежды, действующие по страсти, сильнее мудрых".
Гимн разуму. Развитие эмоций определяется, направляется разумом.
Аффект может остановиться только другими аффектами, а не усилием воли.
Концепция Спинозы имеет феноменологический характер: она содержит объяснительные, но не доказательные моменты.
Положительные стороны концепции:
содержательное описание эмоциональной сферы человека;
динамичность эмоциональной сферы;
Отрицательные моменты в концепции:
отсутствие попыток объяснить описываемые явления;
в учении нет понятий мотива, потребности. Человеком движет страсть, аффект.
2. Развитие представлений об эмоциях в рамках психологии как самостоятельной науки.
Одним из первых течений психологии как самостоятельной науки был ассоцианизм, основной целью которого был поиск элементов психического и законов их сочетания.
В.Вундт.
Единицы психического - ощущение и чувства.
Ощущение отражает нечто внешнее через орган чувств.
Чувство - это субъективная реакция на ощущение.
Все чувства Вундтом сведены в трехмерное пространство в виде точек: "Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга"(В.Вундт. Психология душевных волнений/ Психология эмоций, Тексты, м. 1984).
удовольствие
напряжение
возбуждение успокоение
разрядка
неудовольствие
- чувство
- общее чувство
- сводное чувство
Рис. 4. Основные измерения эмоциональных процессов
по Вундту.
Мы испытываем не отдельные чувства, а их множества. В совокупности чувств возникает сводное чувство (мы смотрим на лицо человека: черты лица вызывают разные чувства; сводное чувство - впечатление от лица в целом).
Сводные чувства (лицо, походка, характер) объединяются в общее чувство (от данного человека, например). Вундт пытался сформулировать закономерности суммации чувств. Всегда существует сводное чувство. Вундтом выделяются:
- Пространственная суммация (от восприятия аккорда, например):
- Временная суммация (от восприятия мелодии).
Функции чувств (по Вундту):
1) Объединяясь, чувства способствуют объединению ощущений.
2) Обеспечение непрерывности психического процесса. Чувства являются механизмом ассоциации.
Опыты Мишотта
Показ двух двигающихся квадратов. Испытуемого просили прокомментировать увиденное (собака за кошкой гоняется, два человека встретились и разошлись). Таким образом, движение порождает чувство, образующее универсальную форму, которая может быть найдена в музыке, общении и т.д.
3) Чувства способны привести к аффектам, т.е. к эмоциям (динамика).
Аффект - форма течения чувств.
«путь» чувства - аффект
Сильное чувство вызывает аффект. Таким образом, из чувств формируются эмоции. Аффект, в свою очередь, может перерасти в волевой факт. В концепции В. Вундта нет объяснений, как и теория Спинозы, она описательная.
Лекция № 4
Дата: 2018-09-13, просмотров: 663.