1. Особенности методологии социально-гуманитарного познания.
Методология любой науки, ее структура и особенности отражает степень зрелости и развитости данной науки, концентрирует в себе весь исторический опыт исследования предметной области.
Что есть методология, которая говоря словами Гегеля, «обуздывает мысль», ведет ее к предмету и удерживает ее в нем[267], тем самым способствует познанию сущности объекта в его целостности и исторической изменчивости? Она выступает той системой «априорных понятий», без которой не возможно достижение системного, объективного знания об исследуемом явлении. Методология науки определяется 1) самим объектом, 2) уровнем научного познания, то есть, идет ли исследование на эмпирическом или на теоретическом уровне, 3) логикой истории объекта и его познания.
И естествознание, и социально-гуманитарные науки имеют свою методологию. В естествознании результаты исследования во многом определяется объектом познания; ученый естествоиспытатель, входя в свою лабораторию, или садясь за письменный стол, за дверью оставляет свою философскую позицию: он здесь ни идеалист, и ни материалист. Он – объективист.
В сфере социально-гуманитарного познания мировоззренческие и ценностные установки субъекта познавательной деятельности постоянное его сопровождает и имеет огромное методологическое значение. В зависимости от идеалистической или материалистической позиции исследователя, придерживается ли он индетерминизма Юмовского толка или же попперианского анти-историцизма получаются разные научные результаты, выводы.
Методология социально-гуманитарных наук – это 1)система методов, принципов познания и практического преобразования определенной области объективной действительности, 2)логика их использования, 3)понимание объекта, его истории и истории его познания, 4) цели и задачи познавательной и практической деятельности, 5) «когнитивная система отсчета»[268], т.е., философско-мировоззренческая позиция субъекта познания. В этом смысле ее логическая структура отражает «снятую историю» практики и познания, уровень философской культуры исследователя, т.е., имеет место диалектическое единство исторического и логического, материально-преобразующей и мыслительной деятельности общества.
Предметная область науки и в естествознании, и в социально-гуманитарных науках, первоначально определяется общественной практикой, в процессе реального освоения, преобразования обществом тех или иных природных или общественных явлений для удовлетворения своих потребностей. В ходе преобразовательной деятельности в предметной области в сознании практических участников данного процесса накапливаются знания о качественных особенностях, существенных свойствах, функциональных связях и отношениях сторон и элементов объекта воздействия. Эти знания выступают методологической основой практической деятельности людей.
Однако с расширением общественной практики и ее углублением в предметную область открываются ранее неизвестные стороны, внутренние тенденции, противоречия и особенности объектов. Здесь формируется познавательная проблема, как осмысление и формулировка научной антиномии, то есть, двух и более взаимоисключающих истинных эмпирических теорий, законов или тезисов. Решение антиномии становится такой задачей научного познания, как 1)разрешение противоречия между известными и неизвестными особенностями, сторонами явления, посредством выявления новых элементов, связей и отношений, 2) получение объективного, т.е., истинного знания в результате диалектического синтеза сторон антиномии.
Необходимость истинности научного знания заключается в том, что оно должно стать программной основой дальнейшей практической деятельности общества в данной предметной области. Следовательно, как и объект, так и цели и задачи научного познания определяются потребностями общественной практики; истинность не может быть конвергентной, тем более субъективной.
В решении своей задачи каждая сфера практической и научной деятельности опирается на свою методологию, выработанной исторически накопленным опытом взаимодействия со своей предметной областью, со своим объектом. Особенности методологии той или иной сферы научного познания определяются спецификой объекта, его внутренними закономерностями, противоречиями и сложностью форм его движения. В этом смысле можно согласиться с В.В. Ильиным, что обществознание не знает единой методологии[269]. Но и в естествознании тоже не может быть единой методологии, так как каждая отрасль естественных наук имеет свою область исследования, специфику своего объекта познания.
Какие науки относятся к социально-гуманитарным наукам? По В. В. Ильину, «обществознание» - это знания о социальных структурах, учреждениях и институтах, а гуманитарное знание - это знания о собственно человеческом в человеке. Но «будучи ассоциацией наук, исследующих социальные отношения в отдельности (экономика, политика, право, этика, эстетика, религиоведение) или в совокупности (история, философско-социологические доктрины общества), обществознание гуманитарно в той мере, в какой, философско-социологические доктрины предусматривает учет субъективного фактора – рассмотрение человека как личности, носителя индивидуального»[270]. Конкретизируя последнее, можно сказать, что гуманитарным относятся те науки, которые исследуют принципы, закономерности социализации индивида: особенности формирования языка (языкознание), психики (психология), поведения и образования индивида как социального существа (педагогика).
Методологию социально-гуманитарных наук с методологией естествознания объединяют цели и задачи познавательной деятельности, о которых выше было сказано, и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и идеализация, обобщение и моделирование. И в той, и в другой отраслях науки главной целью и задачей является получение объективной истины о существенных особенностях, закономерностях, внутренних источниках и направлений изменения объекта исследования
Определение методологии социально-гуманитарных наук особенностями их объекта. Объектом и социальных (обществознание), и гуманитарных наук является высший уровень развития объективной реальности – общество как система жизненного мира человека в его противоречивой и поливекторной изменчивости. Поэтому познание этих сфер действительности в последнюю очередь становятся научными.
Сложность познания здесь заключается в том, на поверхности предметной области оказываются диалектика объективного и субъективного, т.е. осознанность действия человека, опережающая природа человеческого мышления, пересечения, столкновения интересов и действий индивидов, преходящий характер, историчность всего человеческого – ценностей, общественных образований и институтов.
Впервые представители французского Просвещения в этом «хаосе» истории увидели эволюцию человечества от дикости через варварства к цивилизации, основой которой они считали просвещенность правителей, затем и народа; Гегель же раскрыл заключенной в мышлении Абсолютного духа объективно-идеалистическую закономерность восходящего развития истории; К. Маркс открыл (как конечную причину) объективные и материальные основания развития общества, бытия индивидов, их сознания (содержания, логики и границы их сознания, интересов).
В «Немецкой идеологии» К.Маркс и Ф.Энгельс писали, что «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей»[271]. Во «Введении» к «Критике политической экономии» К.Маркс уже более точно сформулировал материалистическое понимание общественных процессов: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. … Это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями»[272].
Принцип материалистического понимания истории (монизма), как первая и главная методологическая особенностью социально-гуманитарных наук, сформировалась благодаря данному положению К.Маркса. Макс Вебер, называя заблуждением «остроумную попытку в принципе «опровергнуть»» данный принцип, который он считал основанием каузального понимания исторической действительности, писал следующее. «Специфическое значение данной причины состоит лишь в том, что наша цель – не только констатировать поведение людей, но и понять его»[273]. Этот принцип и ныне помогает социально-гуманитарным наукам преодолевать биолого-физиологический детерминизм, бихевиоризм, иррационализм и др. в исследовании общественно-гуманитарных феноменов[274].
Специфика принципа первичности социальной материи как методологического принципа заключается в понимании категории «общественное бытие». Оно в отличие от природного бытия не имеет вещественности. Общественное бытие есть 1) система противоречивых взаимоотношений, деятельности людей в сфере производства материальных благ, продолжения рода, обеспечения целостности и стабильности социального организма, социализации нового поколения, 2) средства производства и вся «вторичная природа», т.е. созданное материальное богатство как материальная культура общества. Здесь в понятии деятельности приоритет дается материально-преобразующей, предметно-практической деятельности людей, что коренным образом отличается от расплывчатой концепции Л. фон Мизеса[275].
Вторая особенность методологии социально-гуманитарного познания определяется историчностью его предметной области. Общество и все его составляющие элементы находится в непрерывном изменении и преемственности, что выражается в естественной смене поколений, в накоплении материального и духовного богатства, в развитии технологии, в изменении социальных институтов и т.д. Поэтому Гегель, за ним и К. Маркс отождествляли общество с историей и разработали принципы историзма и диалектического отрицания[276].
Третья методологическая особенность социально-гуманитарного познания связана сложностью общества как системы, диалектикой взаимосвязи и взаимовлияний основных сфер общественной жизни и единством объективного и субъективного факторов в общественных явлениях.
Как известно, общество состоит из сферы материального производства, социальной, политической и духовного производства. Динамика, направления изменений каждой сферы определяются 1) внутренними противоречиями, логикой истории данной сферы, 2) взаимодействиями с другими сферами, общей объективной логикой всего общества как целостностью, реализацией объективных процессов через призму субъективных, личностных интересов, просвещенности индивидов и 3) противоречивым процессом глобализации[277]. Такая сложность объектов социально-гуманитарного познания требует системного использования принципов диалектики, синергетики и других методов научного познания в их единстве.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.