Информационная культура таможенных органон
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социаль­ной природой человека. Она является продуктом разнообразных творче­ских способностей человека и проявляется в нескольких аспектах:

· в конкретных навыках по использованию технических устройств;

· в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

· в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно исполь­зовать;

· во владении основами аналитической переработки информации;

· в умении работать с различной информацией;

· в знании особенностей информационных потоков в своей обла­сти деятельности.

Требования к повышению эффективности работы таможенного ведомства обязывают принимать исчер­пывающие меры, в т. ч. направленные на совершенствование информаци­онных систем, обеспечивающих эффективность таможенных технологий и борьбы с правонарушениями, преступлениями в сфере таможенного дела.

В современных условиях глобальной информатизации и компьюте­ризации общества в целом и таможенных органов в частности, актуально применение информационных технологий.

В деятельности таможенных органов широко используются инфор­мационные технологии, важной составляющей которых являются ин­формационные системы.

Основное назначение информационной системы — реализовать ин­формационные процессы в той области деятельности, где данная инфор­мационная система функционирует.

С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подси­стемы (таможенные органы, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т. д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре информационной системы таможенных ор­ганов можно выделить следующие составные части:

· субъекты информационных процессов, протекающих в право­вых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;

· социально-правовую информацию, на основе сбора, систематиза­ции и обработки которой информационная система решает по­ставленные задачи;

· информационные технологии: совокупность логико-математиче­ских, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуника­ционных, других технических и программных средств обработки информации.

Выделение информационного аспекта в качестве детерминанты про­фессиональной деятельности современного специалиста таможенных ор­ганов обусловливает необходимость формирования его профес­сиональной информационной культуры, рассматриваемой как результат развития личности специалиста, его профессиональной компетентности в информационной сфере.

Таким образом, целесообразно рассматривать профессиональную ин­формационную культуру специалиста таможенных органов как интегративную качественную характеристику личности специалиста, представ­ляющую собой сложную динамическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, определяющих успешность исполнения специа­листом своих должностных обязанностей в информационной среде профес­сиональной деятельности, способность к ее творческому познанию и преоб­разованию, саморазвитию личности в условиях информационного общества.

В соответствии с изложенным, структура профессиональной инфор­мационной культуры специалиста таможенных органов включает следую­щие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

· мировоззренческий (представляет собой систему обобщенных взглядов специалиста на окружающий мир и сферу профессио­нальной деятельности как его составляющую, отражает ценност­ное отношение специалиста к объектам и явлениям информа­ционной среды профессиональной деятельности, к работе с информацией);

· когнитивный (характеризует профессионально важные знания специалиста, его представления о характере и условиях деятель­ности в сфере таможенного дела, особенностях информационных процессов, реализуемых при ее осуществлении);

· мотивационно-ценностный (обеспечивает формирование си­стемы знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия развития личности специалиста, познавательную и практическую деятельность по овладению ее ценностями и включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки);

· деятельностный (характеризует уровень сформированности профессионально важных навыков и умений, необходимых для ре­шения учебных и профессиональных задач);

· профессионально-личностный (включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность спе­циалиста как личности, индивида и субъекта деятельности);

· морально-нравственный (отражает соответствие морально-нравственных качеств специалиста предъявляемым к ним требова­ниям, его нравственные ценности, определяющие своеобразие реагирования специалиста на моральные и нравственные аспек­ты событий и обстоятельств профессиональной деятельности);

· правовой (характеризует наличие у специалиста системных зна­ний правовых актов, регламентирующих порядок осуществления информационных процессов в сфере профессиональной деятель­ности; профессиональное отношение к праву и практике его при­менения в практической деятельности в строгом и точном соот­ветствии с правовыми предписаниями, принципами законности).

Отмеченное позволяет сделать вывод, что информационная культура специалиста таможенных органов представляет собой высшее про­явление его профессиональной компетентности, отражающее способность специалиста к творческому восприятию, пониманию и представлению действительности в профессиональной сфере, его способность успешно действовать в динамичной информационной среде с учетом специфики профессиональной деятельности. Формирование информационной куль­туры — это процесс, продолжающийся на протяжении всей профессио­нальной деятельности специалиста таможенных органов.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 343.