Правовой режим информации — это порядок регулирования пользования информацией, выраженный в комплексе правовых средств и основанный на взаимодействии дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и особой направленности регулирования отношений.
Классификация правовых режимов информации осуществляется но основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.
Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, речь идет о льготном информационном режиме.
Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, речь идет об ограниченном информационном режиме.
Режим свободного доступа образуют режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.
Режим ограниченного доступа составляют режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.
Режим исключительных прав. Данный институт положен в основу регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности (результаты творческой деятельности, интеллектуальная собственность).
Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции. Режим исключительных прав наделяет их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем либо иным результатом интеллектуальной деятельности (право на воспроизведение, распространение, на импорт, на публичный показ, на перевод и т. д.).
Из юридической монополии, которой наделяется обладатель исключительных прав, сделаны изъятия в форме либо указания на случаи их свободного использования, либо формулирование исчерпывающего перечня имущественных прав автора. Это делается, прежде всего, в интересах общества.
Режим национального (общественного) достояния. Установление режима общественного достояния в отношении информации обусловлено необходимостью придания отдельным сведениям качеств общественно необходимых и полезных для всех членов общества. К подобного рода информации относятся, например, сведения, содержащие данные об установленных научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т. п. Кроме того, в категорию национального достояния переходят произведения авторов, для которых истек срок охраны имущественных прав.
Режим массовой информации. Правовой режим массовой информации обусловлен ролью института СМИ в общественной жизни. Эта роль характеризуется, прежде всего, необходимостью поддержания в обществе так называемого естественного состояния свободы массовой информации.
В отличие от режима исключительных прав и режима общественного достояния режим массовой информации характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями.
Режимы конфиденциальной информации. К онфиденциальность — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
К конфиденциальной информации относятся:
· персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных законом случаях;
· тайна следствия и судопроизводства;
· служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти;
· профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, налоговая, банковская тайны, тайна переписки» телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
· коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с нормами кодексов и законами; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации, в т. ч. ноу-хау.
Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Важность отдельных сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны.
Законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, Законе Донецкой Народной Республики «О безопасности» и Законе «О государственной тайне», а также на положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Донецкой Народной Республики (ст. 2 Закона ДНР «О государственной тайне»).
Установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:
· особой важности;
· совершенно секретно;
· секретно.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Донецкой Народной Республике вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Министерством государственной безопасности и утверждаются Главой Донецкой Народной Республики.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, т. к. это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует се связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.
Режим документированной информации. Документированная информация выступает одной из форм представления свободной информации.
Документированная информация (документ) — это закрепленная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Признаки документированной информации:
1) наличие материального носителя информации. В качестве таковых могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отражение определенные сведения;
2) идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений. Достигается путем присовокупления к содержательной стороне сведений реквизитов, позволяющих установить источник и назначение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того или иного документа (электронная цифровая подпись). Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и идентифицируемые сведения;
3) возможность изменения форм ее закрепления. Т.е. информация, закрепленная на материальном носителе одного вида, может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов.
Информация обретает режим документированной информации в результате прохождения процедуры документирования, которая является обязательным условием включения информации в систему информационных ресурсов. Эта процедура осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность государства, и преследует конкретные цели:
· установить владельца информации;
· обеспечить условия защиты информации в процессе ее хранения, обработки и передачи.
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
· порядок документирования информации;
· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
· категорию информации по уровню доступа к ней;
· порядок правовой зашиты информации.
Документирование информации — обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность государства.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования.
Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством.
Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются законами Донецкой Народной Республики, условия ее предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики или соответствующими государственными органами, в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.
Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).
Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспсчении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.
Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.
Государственные информационные ресурсы ДНР открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.