Правовой режим информационных ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовой режим информации — это порядок регулирования пользо­вания информацией, выраженный в комплексе правовых средств и осно­ванный на взаимодействии дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и особой направленности регулирования отношений.

Классификация правовых режимов информации осуществляется но основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченно­го доступа.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, речь идет о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, речь идет об ограниченном информационном режиме.

Режим свободного доступа образуют режим исключительных прав, ре­жим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим мас­совой информации.

Режим ограниченного доступа составляют режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Режим исключительных прав. Данный институт положен в основу ре­гулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятель­ности (результаты творческой деятельности, интеллектуальная собствен­ность).

Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллек­туальной продукции. Режим исключительных прав наделяет их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем либо иным результатом интеллекту­альной деятельности (право на воспроизведение, распространение, на им­порт, на публичный показ, на перевод и т. д.).

Из юридической монополии, которой наделяется обладатель ис­ключительных прав, сделаны изъятия в форме либо указания на случаи их свободного использования, либо формулирование исчерпывающего перечня имущественных прав автора. Это делается, прежде всего, в инте­ресах общества.

Режим национального (общественного) достояния. Установление режима общественного достояния в отношении информации обусловле­но необходимостью придания отдельным сведениям качеств обществен­но необходимых и полезных для всех членов общества. К подобного рода информации относятся, например, сведения, содержащие данные об установленных научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т. п. Кроме того, в категорию национального достояния пере­ходят произведения авторов, для которых истек срок охраны имуществен­ных прав.

Режим массовой информации. Правовой режим массовой информа­ции обусловлен ролью института СМИ в общественной жизни. Эта роль характеризуется, прежде всего, необходимостью поддержания в обществе так называемого естественного состояния свободы массовой информации.

В отличие от режима исключительных прав и режима обществен­ного достояния режим массовой информации характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями.

Режимы конфиденциальной информации. К он­фиденциальность — это обязательное для выполнения лицом, получив­шим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

К конфиденциальной информации относятся:

· персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоя­тельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифи­цировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных законом случаях;

· тайна следствия и судопроизводства;

· служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти;

· профессиональная тайна — сведения, связанные с профессио­нальной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответ­ствии с Конституцией и законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, налоговая, банковская тайны, тайна переписки» телефонных переговоров, почтовых отправлений, те­леграфных и иных сообщений);

· коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой дея­тельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с нор­мами кодексов и законами; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации, в т. ч. ноу-хау.

Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Важность отдельных сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установ­ление подобного режима является одним из существенных факторов обе­спечения безопасности страны.

Законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, Законе Донецкой Народной Республики «О безопасности» и Законе «О государственной тайне», а также на положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Донецкой Народной Республики (ст. 2 Закона ДНР «О государственной тайне»).

Установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

· особой важности;

· совершенно секретно;

· секретно.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Донецкой Народной Республике вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Министерством государственной безопасности и утверждаются Главой Донецкой Народной Республики.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, т. к. это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует се связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим документированной информации. Документированная инфор­мация выступает одной из форм представления свободной информации.

Документированная информация (документ) — это закрепленная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Признаки документированной информации:

1) наличие материального носителя информации. В качестве тако­вых могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отра­жение определенные сведения;

2) идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений. Достигается путем присовокупления к содержательной стороне сведений реквизитов, позволяющих установить источник и назна­чение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того или иного документа (электронная циф­ровая подпись). Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и идентифицируемые сведения;

3) возможность изменения форм ее закрепления. Т.е. информа­ция, закрепленная на материальном носителе одного вида, может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов.

Информация обретает режим документированной информации в ре­зультате прохождения процедуры документирования, которая является обязательным условием включения информации в систему информацион­ных ресурсов. Эта процедура осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию дело­производства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность государства, и преследует конкретные цели:

· установить владельца информации;

· обеспечить условия защиты информации в процессе ее хранения, обработки и передачи.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физиче­ских, юридических лиц, государства, составляют информационные ресур­сы государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· порядок документирования информации;

· право собственности на отдельные документы и отдельные мас­сивы документов, документы и массивы документов в информа­ционных системах;

· категорию информации по уровню доступа к ней;

· порядок правовой зашиты информации.

Документирование информации — обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информа­ции осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государствен­ной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандар­тизацию документов и их массивов, безопасность государства.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должност­ным лицом в порядке, установленном законодательством.

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекомму­никационных систем, может подтверждаться электронной цифровой под­писью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются законами Донецкой Народной Республики, условия ее предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики или соответствующими государственными органами, в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Перечень представляемой в обязательном порядке документирован­ной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (поло­жению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юриди­ческих лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в реги­страции. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспсчении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привле­каются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, мо­гут включаться по желанию собственника в состав государственных ин­формационных ресурсов по правилам, установленным для включения до­кументов в соответствующие информационные системы.

Государственные информационные ресурсы ДНР открыты и общедо­ступны. Исключение составляет документированная информация, отне­сенная законом к категории ограниченного доступа.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.