Управление информационными ресурсами — одно из основных направлений деятельности в таможенных органах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 321. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами

1. Таможенные процедуры могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

2. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 322. Информационные ресурсы таможенных органов

1. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, предоставляемых при совершении таможенных процедур, а также документов, необходимых для их совершения имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

2. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

Статья 323. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

1. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

2. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

 

Управление информационными ресурсами является одним из важ­нейших направлений деятельности в таможенных органах.

Основные задачи по повышению эффективности управления инфор­мационными ресурсами:

· уточнение состава задач информатизации деятельности таможен­ных органов и автоматизации процессов управления (сбора и об­работки данных статистики внешнеэкономической деятельности и специальной таможенной статистики, системного анализа дея­тельности таможенных органов, подготовки и принятия решений, планирования и программно-целевого управления);

· создание единой системы таможенной информации (разработка информационно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами, создание ведомственной системы классификаторов, совершенствование унифи­цированной системы документов);

· разработка методов решения задач информатизации (опреде­ление системы показателей эффективности деятельности тамо­женной службы и критериев ее оценки, создание методик авто­матизации процессов анализа, прогнозирования, моделирования, оптимизации и принятия решений);

· разработка технологической платформы единой автоматизи­рованной информационной системы (ЕАИС) таможенной службы (со­вершенствование технологий и технических средств решения информационно-справочных задач и задач автоматизации тамо­женных процедур);

· создание информационно-аналитической системы для анали­за деятельности таможенных органов, оперативной подготовки управленческих решений и обоснования направлений совершен­ствования таможенной службы;

· разработка методов и средств обеспечения безопасности ЕАИС ТС (разработка организационных, программных и технических средств защиты информации).

В настоящее время в таможенных органах ДНР с помощью средств вычислительной техники выполняются многие операции: начиная от тамо­женного оформления и заканчивая сбором статистических данных.

 

Согласно ст. 43 ТК ТС (Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического со­общества от 27.11.2009 № 17)), таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных техноло­гий, в т. ч. основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. Внедрение информационных систем и ин­формационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств — членов Та­моженного союза.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатывае­мые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соот­ветствии с законодательством и (или) международными договорами госу­дарств — членов Таможенного союза.

Условия и порядок использования для таможенных целей информа­ционных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требо­вания к ним при организации информационного взаимодействия, осно­ванного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на тамо­женной территории Таможенного союза создаются интегрированные ин­формационные системы и информационные технологии.

В соответствии со ст. 44 ТК ТС информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодатель­ством государств — членов Таможенного союза.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся тамо­женного законодательства Таможенного союза, являются открытыми и об­щедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии Таможенного союза. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имею­щих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 45 ТК ТС защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, осуществля­ется в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза.

Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты ин­формации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается тамо­женными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Согласно ст. 46 ТК ТС обмен информацией между таможенными орга­нами осуществляется в соответствии с международными договорами госу­дарств — членов Таможенного союза.

Единая автоматизированная информационная система ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой тамо­женной политики государства и деятельности таможенных органов.

Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании су­ществующих, а также в обеспечении создания и развития новых инфор­мационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития пре­вратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.

Для организации работ по реализации программы поэтапной разра­ботки ЕАИС при ФТС России создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России) как научно-производствен­ная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

 

Таможенная информационная система по своему составу напоми­нает предприятие по переработке данных и производству выходной ин­формации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования ис­ходных данных в результатную информацию.

Таможенная информация характеризуется большим объемом, много­кратным использованием, обновлением и преобразованием, большим чис­лом логических операций и математических расчетов для получения мно­гих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет ис­пользована. Поэтому информация обладает свойством относительности.

Основной задачей информационных таможенных технологий являет­ся управление информацией внутри таможенной системы в интересах по­вышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономиче­ской деятельности, при максимальном выявлении осуществляемых ими на­рушений таможенных правил. Магистральным направлением развития со­временных отечественных и зарубежных информационных таможенных си­стем видится внедрение технологий электронного декларирования, интегри­рованных с системами управления риском. Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

Так, таможенная деятельность неразделимо связана с возникновени­ем, развитием и регулированием торговли. Эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством тех­нологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.

С помощью информационных технологий может также осуществлять­ся информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.

Совершенствование таможенного оформления и таможенного кон­троля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.

Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения тамо­женными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются:

· параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);

· количество выявленных таможенных правонарушений с при­менением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;

· объемы перечислений таможенных платежей в бюджет (собираемость таможенных платежей);

· степень интеграции информационных ресурсов таможенных ор­ганов с информационными системами других министерств и ве­домств, а также с информационными си­стемами таможенных служб государств;

· защищенность таможенной информации от несанкционирован­ного доступа и утечки по техническим каналам;

· качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) ин­формации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;

· обеспеченность таможенных органов современными информа­ционно-техническими средствами и охранными системами.

Основные критерии эффективного функционирования информа­ционной системы таможенных органов — полнота, актуальность, досто­верность информации, необходимость минимизации времени выполне­ния задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности управления информационны­ми ресурсами учитываются многофункциональный характер таможен­ной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, приме­няемые при этом различные технические средства и программное обе­спечение.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.