По мере роста значения информации в обеспечении хозяйственной деятельности экономических субъектов в экономической литературе ее все чаще стали включать в число ключевых традиционных экономических ресурсов, способных участвовать в цепочке формирования добавленной стоимости в процессе производства продуктов или оказания услуг. Данное обстоятельство, а также практическая невозможность протекания ключевых бизнес-процессов без соответствующего информационного обеспечения привели к появлению понятия информационного ресурса организации.
Совершенствование средств накопления, усложнение процессов обработки и передачи информации, увеличение информационной составляющей всех без исключения бизнес-процессов привело к тому, что экономические субъекты столкнулись с необходимостью постоянного использования информационных ресурсов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Работа с информацией стала неотъемлемой частью всех работ, выполняемых на предприятиях и в организациях. Данное обстоятельство фактически привело к появлению нового вида деятельности организаций, который стал общим для всех организаций, независимо от профиля и отрасли деятельности. Информационная деятельность как специфический вид деятельности с использованием информационного ресурса стала одной из основных видов деятельности современных организаций, что, в свою очередь, поставило их перед необходимостью постоянно и систематически заниматься управлением ею.
Информационная деятельность организации — это сложная система, которая включает такие составляющие, как информационные ресурсы, информационная работа, персонал предприятия, информационные продукты и услуги, потребители информационных продуктов и услуг.
В общем виде информационная деятельность организации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, когда определенная часть или же весь персонал предприятия выполняет информационную работу с использованием информационных ресурсов.
Информационные ресурсы, в свою очередь, могут находиться во внешней или внутренней среде организации или в составе самого персонала организации (носитель информационного ресурса — персонал), формирующего с использованием информационных технологий и компьютерных сетей информационные продукты и услуги, которые могут либо использоваться внутри организации, либо быть предметом потребления во внешней среде предприятия.
Понятие «информационные ресурсы» является одной из основных категорий, определяющих и характеризующих развитие экономических и социальных систем на современном этапе; оно связано с включением информации в процесс производства, т.е. с признанием информации средством по созданию других ресурсов и при этом продуктом интеллектуального труда.
Под информационным ресурсом организации понимается такой вид ресурсов, который имеет информационную основу, может существовать на носителях разной природы, которыми являются знания, умения людей, информационные системы, базы знаний, печатные материалы, технологии, программные продукты, и который лежит в основе производственной и интеллектуальной деятельности как персонала организации, так и агентов внешней среды, связанных с организацией для достижения целей экономической или социальной деятельности.
Как правило, информационные ресурсы используются сотрудниками организации в процессе выполнения своей профессиональной деятельности, а также в процессе принятия решений. Таким образом, в процессе выполнения той или иной работы персонал предприятия параллельно осуществляет работу с информацией. В связи с этим информационную работу можно выделить как специфический вид деятельности персонала организации, связанный с манипуляциями информационным ресурсом. Информационные ресурсы составляют базы знаний организации.
Под информационной работой организации следует понимать практическую или умственную деятельность отдельного индивида, коллектива и всего предприятия в целом, которая выполняется индивидуально или с помощью технических средств по получению, обработке, использованию информационных ресурсов для обеспечения целей экономической или социальной деятельности.
В то же время информационные ресурсы расширяют свою форму, которая начинает включать в себя активную составную в виде таких неуловимых объектов, как знания, опыт, репутация и т. д.
Информационный ресурс как товар выступает объектом социально-экономических отношений, которые характеризуют процесс товарно-денежных отношений, осуществляемых в результате завершения информационной работы.
Под успешным завершением информационной работы организации подразумевается получение информационного продукта, который способен удовлетворить общественную потребность, является залогом конкурентного преимущества организации и приводит к достижению высоких экономических результатов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.