Информационные ресурсы требуют квалифицированного управления. В настоящее время нет общепринятых методологий и метрик для количественной и качественной оценок эффективности информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей в них. Тем не менее, на уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, выстраивать информационный контур, формировать информационное поле, измерять (разрабатывать соответствующие метрики), планировать и управлять информационными ресурсами. Это предполагает:
· оценку информационных потребностей на каждом управленческом уровне и в рамках каждой функции управления;
· решение проблемы несовместимости типов данных;
· создание системы управления данными, базами и хранилищами данных;
· организацию поиска, обработки, преобразования, анализа данных;
· разграничение доступа и обеспечение безопасности;
· доставку информации конечному потребителю.
Данные, информация, документы, циркулирующие внутри организации и отражающие суть ее деятельности, образуют переплетающиеся и взаимодействующие потоки. Можно выделить основные виды:
· финансовые потоки,
· управленческие потоки,
· потоки работ,
· потоки документов, базирующиеся на потоках данных.
Если организация имеет хорошо спланированную организационную структуру — уровни управления разделены, функции подразделений определены и четко очерчены — то это даст возможность эффективно организовать управленческие информационные потоки и автоматизировать документооборот.
В процессе деятельности организации происходит постоянное перераспределение и изменение информационного наполнения потоков. Эти изменения вызывают необходимость управления.
Управляющая часть организации оказывает на управляемый объект или процесс управляющее воздействие. Чтобы управляющая система могла реально осуществлять управление, ей требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого объекта с конечной целью управляющего воздействия. Взаимодействие органа управления с управляемым объектом происходит в виде циркуляции информации по некоторому замкнутому контуру, называемому локальным информационным контуром.
Локальные контуры, образованные суммой управляющих сигналов и информационных откликов по всей процессной области, складываются в сложную замкнутую конфигурацию управляющих потоков и потоков данных внутри организации.
Верхняя граница этой конфигурации, отделяющая внутреннюю среду от внешней, образует информационный контур организации. Совокупные объемы информации формируют внешнее и внутреннее информационные поля. Собственное информационное поле объединяет информацию, зарождающуюся внутри организации.
К такой информации следует относить:
· приказы и распоряжения высших руководителей и менеджеров всех звеньев (в бумажном и электронном видах);
· текущие и перспективные планы;
· базы данных организации;
· первичные документы управленческого, бухгалтерского, торгового и оперативного учета;
· данные бухгалтерского учета и другой обязательной отчетности за текущий и прошлые периоды;
· данные внутреннего документооборота (бумажного и электронного);
· результаты собственного анализа финансово-хозяйственной деятельности и результаты внешнего аудита;
· другие данные (например, результаты анкетирования сотрудников организации, сведения о повышении квалификации).
Важно отметить, что качество собственного информационного поля организации в основном определяется ее руководством.
Четкая организационная структура управления, рациональное распределение функциональных обязанностей среди персонала, надежный и удобный учет на базе современных автоматизированных систем, продуманная схема документооборота способствуют улучшению и развитию информационного поля, что в свою очередь приводит к повышению качества принимаемых управленческих решений. Напротив, пренебрежение проблемами сбора, обработки и анализа внутренней информации чревато большими трудностями при управлении организацией.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.