Информационные процессы — основа процесса разработки и реализации управленческого решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В эру повсеместного внедрения информационных технологий, огромного потока информации и динамичного образа жизни быстрая и четкая разработка и реализация эффективных управленческих решений становится залогом успешной деятельности и достижения целей организации, в т.ч. и таможенных органов.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.

Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях – как процесс и как явление:

как процесс — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реа­лизация;

как явление — это план действий, приказ, программа, постанов­ление, устное или письменное распоряжение.

Ввиду большого количества поступающей и обрабатываемой информации практически на любой позиции в системе управления важным ста­новится быстрый и эффективный отбор информации, распределение ее по категориям, оценка ее достоверности.

Процесс разработки и реализации управленческого решения должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений.

Технологии разработки управленческих решений — это искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал путем преобразования имеющейся у него информации о существующих проблемах или поставленных задачах в точно сформули­рованные решения для достижения общих и ключевых целей организации.

Технологии разработки управленческих решений включают:

• методы и средства сбора и обработки информации;

• приемы эффективного воздействия на персонал;

• принципы, законы и закономерности организации и управления;

• системы контроля.

Развитие экономической, технической и социальной сферы вызывает необходимость ускорения информационных процессов и соответственно компьютеризации управления. В настоящее время большая часть рабочих мест руководителей и служащих оснащена современными техническими средствами управления и обработки информации на базе персональных компьютеров и современного программного обеспечения. Новые инфор­мационные технологии оказывают влияние на процесс разработки и реа­лизации управленческих решений:

• основным предметом и продуктом управленческого труда стано­вится информация. Она постепенно переходит в категорию това­ра и приобретает потребительную стоимость;

• освобождается часть рабочего времени благодаря информаци­онным системам управления. Это время руководитель может ис­пользовать для более качественной проработки управленческих решений и методов их реализации;

• возрастает комфортность управленческого труда в результате получения качественной информации и работы с программными продуктами, имитирующими интеллектуальную деятельность специалиста, консультанта;

• руководитель имеет возможность выбирать из набора правиль­ных решений лучшее, на его взгляд (а ранее — из ряда решений правильное, на его взгляд);

• растет стоимость принятого решения.

Информационное обеспечение — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого управленческого решения и эффективности функци­онирования системы менеджмента.

Основные требования к качеству информации:

· своевременность,

· достоверность,

· достаточность,

· надежность,

· адресность,

· правовая корректность,

· многократность использования,

· высокая скорость сбора, обработки и передачи,

· возможность кодирования,

· актуальность.

Информация классифицируется последующим признакам:

1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

3) по форме передачи — вербальная (словесная) и невербальная информация;

4) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

5) по режиму передачи – в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

6) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.

В динамике информационное обеспечение как процесс входит в поня­тие коммуникация.

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников.

Основными функциями коммуникации к организации являются:

• координация действий;

• распространение информации;

• выражение чувств и эмоций, нередко сопутствующих процессу разработки решения.

В системе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2) сообщение — собственно информация, закодированная с помо­щью символов;

3) канал — средство передачи информации;

4) получатель — лицо, которому предназначена информация и ко­торое интерпретирует ее.

В организациях, фирмах и на предприятиях (независимо от направ­ления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.

К управленческой информации предъявляется ряд требований: достоверность, оперативность, полнота, точность, адресность, доступность для восприятия. Наиболее существен­ны два требования к управленческой информации:

• во-первых, она должна быть своевременной;

• во-вторых, достаточной для принятия решения в управлении предприятием.

Если информация приходит с опозданием, она может дать неверные сведения о проблеме, т. к. за время, потраченное на передачу и обработ­ку информации, состояние проблемы может измениться. Полнота ин­формации выражается ее объемом, который должен быть достаточным для управления и отражать все стороны вопроса. Недостаточная инфор­мация, в которой отсутствует ряд фактов, приводит к малообоснованным, неверным или ошибочным управленческим решениям.

Таким образом, в настоящее время информационные процессы явля­ются основой процессов разработки и реализации управленческих решений.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 487.