В эру повсеместного внедрения информационных технологий, огромного потока информации и динамичного образа жизни быстрая и четкая разработка и реализация эффективных управленческих решений становится залогом успешной деятельности и достижения целей организации, в т.ч. и таможенных органов.
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях – как процесс и как явление:
• как процесс — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация;
• как явление — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Ввиду большого количества поступающей и обрабатываемой информации практически на любой позиции в системе управления важным становится быстрый и эффективный отбор информации, распределение ее по категориям, оценка ее достоверности.
Процесс разработки и реализации управленческого решения должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений.
Технологии разработки управленческих решений — это искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал путем преобразования имеющейся у него информации о существующих проблемах или поставленных задачах в точно сформулированные решения для достижения общих и ключевых целей организации.
Технологии разработки управленческих решений включают:
• методы и средства сбора и обработки информации;
• приемы эффективного воздействия на персонал;
• принципы, законы и закономерности организации и управления;
• системы контроля.
Развитие экономической, технической и социальной сферы вызывает необходимость ускорения информационных процессов и соответственно компьютеризации управления. В настоящее время большая часть рабочих мест руководителей и служащих оснащена современными техническими средствами управления и обработки информации на базе персональных компьютеров и современного программного обеспечения. Новые информационные технологии оказывают влияние на процесс разработки и реализации управленческих решений:
• основным предметом и продуктом управленческого труда становится информация. Она постепенно переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость;
• освобождается часть рабочего времени благодаря информационным системам управления. Это время руководитель может использовать для более качественной проработки управленческих решений и методов их реализации;
• возрастает комфортность управленческого труда в результате получения качественной информации и работы с программными продуктами, имитирующими интеллектуальную деятельность специалиста, консультанта;
• руководитель имеет возможность выбирать из набора правильных решений лучшее, на его взгляд (а ранее — из ряда решений правильное, на его взгляд);
• растет стоимость принятого решения.
Информационное обеспечение — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого управленческого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.
Основные требования к качеству информации:
· своевременность,
· достоверность,
· достаточность,
· надежность,
· адресность,
· правовая корректность,
· многократность использования,
· высокая скорость сбора, обработки и передачи,
· возможность кодирования,
· актуальность.
Информация классифицируется последующим признакам:
1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
3) по форме передачи — вербальная (словесная) и невербальная информация;
4) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
5) по режиму передачи – в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
6) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.
В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников.
Основными функциями коммуникации к организации являются:
• координация действий;
• распространение информации;
• выражение чувств и эмоций, нередко сопутствующих процессу разработки решения.
В системе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2) сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
В организациях, фирмах и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.
К управленческой информации предъявляется ряд требований: достоверность, оперативность, полнота, точность, адресность, доступность для восприятия. Наиболее существенны два требования к управленческой информации:
• во-первых, она должна быть своевременной;
• во-вторых, достаточной для принятия решения в управлении предприятием.
Если информация приходит с опозданием, она может дать неверные сведения о проблеме, т. к. за время, потраченное на передачу и обработку информации, состояние проблемы может измениться. Полнота информации выражается ее объемом, который должен быть достаточным для управления и отражать все стороны вопроса. Недостаточная информация, в которой отсутствует ряд фактов, приводит к малообоснованным, неверным или ошибочным управленческим решениям.
Таким образом, в настоящее время информационные процессы являются основой процессов разработки и реализации управленческих решений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 518.